Новости
05.11.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Красноярск.
16.10.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Волгоград.
15.10.2019
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Волгоград.
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ РАБОТНИКОВ НЕСТРОЕВЫХ ЧАСТЕЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА В НОВОРОССИЙСКОМ КРАЕ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Авторы:
Город:
Севастополь
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2014г.

   Ретроспективный анализ процесса становления и развития военно-морского образования в Новороссийском крае в рамках рассматриваемого периода позволил выделить 4 группы учебных заведений: учебные заведения по подготовке офицерского состава Черноморского флота; учебные заведения по подготовке унтер-офицерского и рядового состава; учебные заведения для повышения квалификации военных моряков и учебные заведения по подготовке работников нестроевых частей.

   В этой статье рассмотрим последнюю группу учебных заведений, которые обеспечивали флот медицинским персоналом, мастерами кораблестроения, музыкантами и швеями, ведь, помимо корабельных экипажей, на флоте, начиная с последней четверти  XVІІІ в., формировались нестроевые части и береговые службы, для комплектования которых были необходимы специалисты различного профиля.

   Проанализируем, в первую очередь, организацию подготовки флотских врачей, которая в Новороссийском крае началась с 1787 г., когда была основана Елисаветградская медико-хирургическая школа. Возглавил учебное заведение доктор медицины П. Шарой. В одном из своих донесений Медицинской Коллегии он пишет, что каждые 4 месяца слушателей экзаменуют по предметам программы, которая предписывает к изучению акушерство, анатомию, биологию, патологию, терапию, химию и хирургию. Занятия проводятся ежедневно по 7 часов. По окончании школы, в звании подлекаря, можно было поступить в армию или на флот в Новороссийском крае. По истечении двух лет службы, желающие имели возможность повысить квалификацию и стать лекарем, пройдя дополнительный годичный курс при школе.

   Через год после основания школы в Елисаветграде, в 1788 г., в селе Витовка (позже Богоявленск) Николаевской области, открылся госпиталь с небольшой школой при нем. Учредил госпиталь и школу выдающийся врач-эпидемиолог, доктор медицины, кавалер ордена Святого Владимира Д. Самойлович. В 1791 г. школа продолжила готовить медицинский персонал, переехав в Николаев [5; 108 – 109]. Курс обучения составлял 3 года, после чего выпускники становились подлекарями или фельдшерами. Ежегодно школа при Николаевском морском госпитале обеспечивала флот 12 – 20 специалистами в области медицины [6; 28]. Поступить на учебу могли молодые люди любого социального статуса, возрастом 12 – 18 лет. Теоретическая подготовка подразумевала изучение анатомии, гигиены, физиологии, хирургии, инфектологии, фармакологии, десмургии, Закона Божьего, русского, латыни, арифметики, биологии, природоведения, истории и географии. На практических занятиях ученики приобретали навыки обработки ран, приготовления и использования лекарств, ухаживали за пациентами военно-морского госпиталя под руководством десяти преподавателей и госпитальных врачей. После выпуска было необходимо 10 лет прослужить на благо флота. Просуществовала николаевская медицинская школа до 1917 г., и, за годы своего существования, выпустила 587 фельдшеров для Черноморского военно-морского флота [6].В 1794 г. планировалось открыть подобное училище и в Симферополе, однако император Павел I не только не поспособствовал этому, но и, в 1797 г., закрыл школу в Елисаветграде, просуществовавшую к тому времени почти 10 лет [4; 624].

   Помимо медицинского персонала, военно-морской флот необходимо было обеспечить специалистами в музыкальной сфере, которые были задействованы во время торжественных церемоний, маршей и парадов. Сначала музыкантов из полковых хоров и оркестров отправляли проходить учебу в Екатеринославскую музыкальную академию [3; 26 – 27]. С 1786 по 1792 гг. там готовили барабанщиков, духовых музыкантов и хористов для портовых служб флота. Руководить академией генерал-губернатор Новороссийского края Г. Потемкин пригласил композитора Д. Сарти из Италии.

   Кроме академии, с 1817 г.,20 музыкантов и солистов обучались при николаевском Адмиралтействе; с 1837 г.– во II учебном экипаже; а с июля 1875 г., при Севастопольском и Николаевском портах, стали проходить подготовку 44 оркестровых музыканта.

   В первой половине XIX в.  швейная и парусная фабрики  Николаевского адмиралтейства испытывали острую нехватку мастеров. В связи с этим, в 1827 г., императорским указом [7] были открыты девичьи училища в Севастополе и Николаеве. Женские учебные заведения Морского ведомства стали новшеством того времени. Принимали туда дочерей представителей рядового состава Черноморского флота, достигших 16 лет. Количество воспитанниц изначально составляло 100 человек, а в 1877 г. выросло до 150. На их обучение выделялось 4 наставника, которые за три года должны были обучить девушек рукоделию и кулинарии. Каждый день с 8 до 10 часов утра воспитанницы осваивали курс арифметики, чистописания, истории, географии, Закона Божьего. Все оставшееся время они овладевали мастерством кройки и шитья, вязания, приготовления пищи, церковного и светского пения. Девушки шили и ремонтировали форму слушателей Черноморских училищ, стирали белье для госпиталя. На экзаменах присутствовала комиссия из преподавателей, священнослужителя, командования флота и их жен. Наиболее успешных выпускниц распределяли на работу в Адмиралтейство, остальные могли пойти прислугой в частные дома. В Адмиралтействе девушки были задействованы в пошиве военной формы и корабельных парусов, поскольку кораблестроение стремительно набирало обороты.

   По причине быстрого развития верфей в Новороссийском крае, в конце XVIII в., возникла острая потребность и в мастерах кораблестроения. По расчетам губернатора Новороссии, к 1788 г., только в Херсоне не хватало 385 разнорабочих: баталер, конопатчиков, парусных мастеров, плотников, столяров [2; 341]. Учитывая ситуацию, Г. Потемкин ввел такой феномен, как адмиралтейские поселения в окрестностях Николаева и Херсона, которые стали своеобразными центрами подготовки рабочих для судостроения, путем передачи опыта от мастера к ученику. В села Богоявленск, Воскресенск, Покровск, Калиновку съезжались мужчины, возрастом 16 – 60 лет, которые обязаны были  обучиться одному из полезных в кораблестроении ремесел. В адмиралтейские села принимали различные категории поселян: мастеров с севера России (городов Олонец, Охтин, Тула), строителей малых судов из Кременчуга, женатых рекрутов, демобилизованных солдат, потомственных ремесленников, желающих переехать на юг. Также прибывали безземельные крестьяне и беглые крепостные, которым бесплатно предоставляли землю. Все эти люди могли стать не только мастерами судостроительных верфей, но и работать в береговых службах или поступить матросами на флот. Известно, что к 1850 г. количество мужчин, проживающих в адмиралтейских поселениях Новороссии составило 7531 человек [9; 509].

   В 60-е гг. XIX в. произошел отказ от парусного флота в пользу флота броненосного, что, помимо дешевой рабочей силы, требовало подготовки инженеров более высокой квалификации. Для осуществления такой подготовки, в 1861 г., открываются портовые адмиралтейские мастерские в Николаеве, куда принимают на ученичество юношей любого сословия, достигших 14 лет. Для стимуляции преемственности в деле кораблестроения, предпочтение отдавалось детям сотрудников Морского ведомства. Окончив пятилетний курс обучения в мастерских, юноши поступали работать на судостроительные заводы. Вместе с открытием адмиралтейских мастерских, императорским указом, адмиралтейские поселяне были освобождены от обязательных работ на верфях [1; 160].

   В альтернативу портовым адмиралтейским мастерским, с 1862 г., юноши в возрасте 13 – 15 лет, могли поступить в портовую ремесленную школу в Николаеве, а с 1865 г. – в Севастополе. Предполагалось, что поступившие в школу уже имеют начальные навыки чтения и письма, а, в ходе учебы, будут их совершенствовать. Школа была рассчитана на 200 учеников, которые по возрасту распределялись на группы. На подготовительном курсе, младшие воспитанники, упражнялись в чистописании, простейших математических действиях и выучивали молитвы. В средней и старшей группах, вводился специализированный курс, а из общеобразовательных предметов изучали арифметику, геометрию, черчение, физику, Закон Божий и русский язык. За  4 года  учащиеся школ овладевали профессией механика, кузнеца, токаря, столяра, слесаря и после выпуска обязаны были проработать по специальности 6 лет на пользу Адмиралтейства [8]. Ремесленные школы были упразднены в 1914 г. в связи с уменьшением объемов производства в Адмиралтействе.

   Учитывая все вышесказанное, приходим к выводу, что, с конца XVIII до начала XXв., решение вопроса о формировании генерации флотских специалистов в северном Причерноморье позиционировалось как важнейшая государственная задача. Инфраструктура по подготовке работников нестроевых частей Черноморского флота включала в себя Елисаветградскую медико-хирургическую школу, Николаевскую госпитальную школу, Екатеринославскую музыкальную академию, адмиралтейскую и портовые музыкальные школы, адмиралтейские поселения, портовые адмиралтейские мастерские, портовые ремесленные школы и девичьи училища. Проследив деятельность этих учебных центров, можно сделать вывод, что, усилиями государственных и местных властей, кадровый вопрос для нестроевых частей и береговых служб был разрешен. Система подготовки лекарей, музыкантов, корабельных мастеров, швей включала широкий спектр учреждений, что удовлетворяло потребности Черноморского военно-морского флота в качественном и количественном отношении.

 

Список литературы

1.      Адмиралтейские  поселения // Военная энциклопедия. – Т. І. – СПб.: Тип. т-ва И.Д.Сытина, 1911. – С.157 – 160.

2.      Бумаги князя Г.А.Потемкина-Таврического 1788 – 1789 гг. // Сборник военно-исторических материалов / Под ред. Н.Ф.Дубровина. – СПб.: Тип.т-ва И.Д.Сытина, 1894. – Вып.VІІ. – 396 с.

3.      Иванов В. Перша музична академія // Музика. – 1991. – № 1. – С. 26 – 27.

4.      Именный,данный Медицинской коллегии. – Об упразднении хирургической  школы     состоящей     при Елисаветградском госпитале // ПСЗРИ. – СПб., 1830. – Т. ХХІV. – № 17 999. – С. 624.

5.      Киселев А. Деятельность Д.С. Самойловича на Николаевщине // Врачебное дело. – 1967. – № 10. – С. 108 – 109.

6.      Освіта  на  Миколаївщині  у  ХІХ  –  ХХ  ст. Історичні нариси  / Під ред. І.С. Павлика. – Миколаїв,1997. – 176 с.

7.      Положение о девичьих училищах в Николаеве и Севастополе // ПСЗРИ. – СПб., 1830. – Т.І. – Собр.ІІ. –№ 730. – С.1275.

8.      Положение о ремесленной школе в Николаевском порту // Морской сборник. – 1862. – № 8. – С. 43 – 46.

9.      Черноморские адмиралтейские селения. Отчет генерал-лейтенанта Кумани, председателя особой комиссии в Николаеве // Морской сборник. – 1860. – № 4. – С.497 – 531.