14 февраля 2016г.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно- телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. [1].
Целепологанием электронного обучения на индивидуальном уровне детализации является возможность предоставить каждому обучающемуся возможность построить индивидуальную образовательную траекторию и сформировать удобный для него индивидуальный план, с необходимым количеством учебных занятий, обеспеченных соответствующим электронным образовательным контентом.
Электронное обучение позволяет дифференцировать объемы компетенций (элементы знаний, умений и навыков) по уровням обучающихся и дать возможность лучшим получить больший объем за время, отводимое на изучение дисциплины (Рисунок 1). Это в полной мере касается и вузовской лекции - главного звена дидактического цикла обучения. Цель лекции - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения обучающимися учебного материала, но в тоже время:
·Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.
- Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.
-·Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
- Одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.
Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой
организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в
значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала, а также возможностью применения электронного обучения (в данном случае имеем дело с лекцией - визуализацией).
Результаты опроса обучающихся, проведенные после педагогического эксперимента проведения курсов лекций в малых группах (1 ПК на 1-го (2-х) обучающихся приведены в Табл.1.
Принято, что подобные оценки делают эксперты-педагоги, но их экспертные оценки делаются по критерию «как должно быть», оценивание же обучающихся можно характеризовать по критерию «как оно есть», для
конкретного учебного заведения и конкретных дисциплин (опрос проводился с участие курсантов 2-го и 3-го курсов факультета АСУ, при изучении дисциплин «Программирование» и «Системное программное обеспечение».
Электронное обучение и электронные образовательные ресурсы дают возможность реализовать на практике
следующие
функции необходимые для формирования инновационноориентированной образовательной среды [2].:
формирование индивидуального учебного плана и графика прохождения дисциплины обучающемуся; предоставление
обучающемуся минимального
необходимого для
обучения объема
образовательного контента;
возможность адаптации к индивидуальным особенностям обучающегося, в частности, к его персональному темпу усвоения знаний;
администрирование – контроль выполнения индивидуального учебного плана с представлением отчета обучающемуся;
полная реализация способностей студентов благодаря гибким графикам обучения;
обеспечение возможности совмещения обучающимся обучения и научной работы за счет составления индивидуальных графиков и индивидуального расписания;
адаптивность используемых в процессе обучения учебных продуктов (слайд-лекций, электронных учебников и учебных пособий, электронных дидактических модулей, обучающих компьютерных программ и пр.) к индивидуальному темпу усвоения знаний.
Используемые в среде электронного обучения образовательные ресурсы и интернет-ресурсы нового поколения требуют защиты авторских прав
и такую защиту им
представляют Закон об авторском праве и смежных правах и 4-я часть гражданского кодекса [3].
В настоящее время возможностью презентации инновационности разработок, выполненных в образовательной инновационно-ориентированной
соеде системах являются ежегодная выставка-конгресс «Высокие технологии. Инновации.
Инвестиции» (место проведения
- Ленэкспо
в
Гавани) и Московский международный салон инноваций и инвестиций (ВВЦ) [4].
Доказательством адекватности результатов педагогического исследования обычно служит педагогический эксперимент, но доказательство адекватности инноваций должно подтверждаться экспертами и членами жюри всероссийских и международных конкурсов и выставок, которые могут дать более объективную и квалифицированную оценку новизны и инвестиционно пригодности по комплексу оценок и критериев.
Как следует
из Табл.1 повысить качество электронного образования можно внедрив в элетронные учебные пособия для проведения занятий актуальные ссылки на ресурсы Интернет-порталы или, при отсутствии Интернета, создав актуальные зеркала на потребные для темы или дисциплины страницы Интернет-порталов.
При этом важно отметить инновационные критерии оценки в обеспечении всех компонентов образовательного процесса:
—
получение информации;
—
практические занятия;
—
обучение по индивидуальным планам;
—
аттестация (контроль учебных достижений).
А книга обеспечивает только получение информации!
Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Возможность удаленного (дистанционного) полноценного обучения. Акцент на полноценность не случаен. Речь идет не о поиске и получении текстовой информации из удаленного источника. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию —
вне
учебной аудитории таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в вузе: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей.
Список литературы
1. Закон РФ «Об образовании» 2015 года № 273-ФЗ 21.12.2012 г. П.1 Глава 2 Статья 16.
2.
Горшенин А.Ю. Система модернизации электронных образовательных ресурсов для мобильных мультимедийных устройств. Научно-методический журнал
«Открытое и дистанционное образование». Томск, Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» ТГУ, 2012. №1, С. 41-47.
3.
Горшенин А.Ю. Телекоммуникационный образовательный проект (аспекты авторского и патентного права). Научный журнал «Право и образование». М., 2012, № 5, С.32-38.
4. Горшенин А.Ю.
Инноватика в проектной
деятельности
магистратуры
и
инженерного
специалитета. Национальная ассоциация ученых (НАУ). Ежемесячный научный журнал. № 2 (7). г. Екатеринбург, 2015. С.95-100.