Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно- телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. [1].

Целепологанием электронного обучения на индивидуальном уровне детализации является возможность предоставить каждому обучающемуся возможность построить индивидуальную образовательную траекторию и сформировать удобный для него индивидуальный план, с необходимым количеством учебных занятий, обеспеченных соответствующим электронным образовательным контентом.

Электронное обучение позволяет дифференцировать объемы компетенций (элементы знаний, умений и навыков) по уровням обучающихся и дать возможность лучшим получить больший объем за время, отводимое на изучение дисциплины (Рисунок 1). Это в полной мере касается и вузовской лекции - главного звена дидактического цикла  обучения. Цель лекции - формирование  ориентировочной основы для последующего усвоения обучающимися учебного материала, но в тоже время:

·Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

-   Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

-·Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

-   Одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.


Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала, а также возможностью применения электронного обучения (в данном случае имеем дело с лекцией - визуализацией).

Результаты опроса обучающихся, проведенные после педагогического эксперимента проведения курсов лекций в малых группах (1 ПК на 1-го (2-х) обучающихся приведены в Табл.1.

Принято, что подобные оценки делают эксперты-педагоги, но их экспертные оценки делаются по критерию «как должно быть», оценивание же обучающихся можно характеризовать по критерию «как оно есть», для конкретного учебного заведения и конкретных дисциплин (опрос проводился с участие курсантов 2-го и 3-го курсов факультета АСУ, при изучении дисциплин «Программирование» и «Системное программное обеспечение».


Электронное обучение и электронные образовательные ресурсы дают возможность реализовать на практике следующие функции необходимые для формирования инновационноориентированной образовательной среды [2].:

формирование индивидуального учебного плана и графика прохождения дисциплины обучающемуся; предоставление обучающемуся минимального необходимого для обучения объема образовательного контента;

возможность адаптации к индивидуальным особенностям обучающегося, в частности, к его персональному темпу усвоения знаний;

администрирование – контроль выполнения индивидуального учебного плана с представлением отчета обучающемуся;

полная реализация способностей студентов благодаря гибким графикам обучения;

обеспечение возможности совмещения обучающимся обучения и научной работы за счет составления индивидуальных графиков и индивидуального расписания;

адаптивность используемых в процессе обучения учебных продуктов (слайд-лекций, электронных учебников и учебных пособий, электронных дидактических модулей, обучающих компьютерных программ и пр.) к индивидуальному темпу усвоения знаний.

Используемые в среде электронного обучения образовательные ресурсы и интернет-ресурсы нового поколения требуют защиты авторских прав  и такую защиту им представляют Закон об авторском праве и смежных правах и 4-я часть гражданского кодекса [3].

В настоящее время возможностью презентации инновационности разработок, выполненных в образовательной инновационно-ориентированной соеде системах являются    ежегодная выставка-конгресс «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» (место проведения - Ленэкспо в Гавани) и  Московский международный салон инноваций и инвестиций (ВВЦ) [4].

Доказательством адекватности результатов педагогического исследования обычно служит педагогический эксперимент, но доказательство адекватности инноваций должно подтверждаться экспертами и членами жюри всероссийских и международных конкурсов и выставок, которые могут дать более объективную и квалифицированную оценку новизны и инвестиционно пригодности по комплексу оценок и критериев.

Как следует из Табл.1 повысить качество электронного образования можно внедрив в элетронные учебные пособия для проведения занятий актуальные ссылки на ресурсы Интернет-порталы или, при отсутствии Интернета, создав актуальные зеркала на потребные для темы или дисциплины страницы Интернет-порталов.

При этом важно отметить инновационные критерии оценки в обеспечении всех компонентов образовательного процесса:

—    получение информации;

—    практические занятия;

—    обучение по индивидуальным планам;

—    аттестация (контроль учебных достижений).

А книга обеспечивает только получение информации!

Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Возможность удаленного (дистанционного) полноценного обучения. Акцент на полноценность не случаен. Речь идет не о поиске и получении текстовой информации из удаленного источника. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию — вне учебной аудитории таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в вузе: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей.

 

Список литературы

1.      Закон РФ «Об образовании» 2015 года № 273-ФЗ 21.12.2012 г. П.1 Глава 2 Статья 16.

2.      Горшенин А.Ю. Система модернизации электронных образовательных ресурсов для мобильных мультимедийных устройств. Научно-методический журнал «Открытое и дистанционное образование». Томск, Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» ТГУ, 2012. №1, С. 41-47.

3.      Горшенин А.Ю. Телекоммуникационный образовательный проект (аспекты авторского и патентного права). Научный журнал «Право и образование». М., 2012, № 5, С.32-38.

4.      Горшенин А.Ю. Инноватика в проектной деятельности магистратуры и инженерного специалитета. Национальная ассоциация ученых (НАУ). Ежемесячный научный журнал. № 2 (7). г. Екатеринбург, 2015. С.95-100.