Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ (В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) СТУДЕНТОВ ГБОУ СПО «МУ№4 ДЗМ»

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Интеграция России в единое экономическое, политическое и образовательное мировое сообщество привела к концентрации всеобщего внимания ученых на качестве образования, поиске надежных средств, методов и технологий оценивания его результатов, соотносимых с международными стандартами. В условиях повсеместного распространения стандартизованных форм контроля обучения и попыток объективно оценить качество образования, в педагогике наблюдается повышенный интерес к исследованию вопросов использования портфолио. Причем, рассматривается расширение диапазона его применения от начальной до высшей школы. Рассуждение по этому вопросу находим в материалах заседания Российского общественного совета развития образования от 18.06.2004г. В них подчеркивается важность, задачи создания системы мониторинга достижений обучающихся, с использованием портфолио, как формы аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Отмечается важность внедрения портфолио, позволяющего документировать результаты, полученные учащимися за рамками обычной аудиторной работы (олимпиады, конкурсы, проекты и др.), и отследить индивидуальную траекторию развития каждого учащегося. Как отмечают в Министерстве образования и науки РФ, к единому государственному экзамену в ближайшем будущем может добавиться еще одна форма итоговой аттестации выпускников школ. Этой формой, может стать портфолио. Считается, что портфолио даст возможность с большей точностью определить уровень знаний школьников «….следует стремиться к тому, чтобы вместо ЕГЭ была принята новая система – портфолио, которая даст возможность учитывать достижения школьников на протяжении всего времени учебы, при поступлении ВУЗы и во время обучения там» [2]. Портфолио не только станет современной эффективной формой оценивания, но и поможет решать следующие важные педагогические задачи: поддерживать и стимулировать учебную мотивацию; поощрять активность и самостоятельность; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся; формировать умение учится – ставить цели, планировать и организовывать учебную деятельность; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. Становится очевидным, что портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ГИА, ЕГЭ – или каких – либо других форм экзаменов (конкурс аттестатов) при поступление в ССУЗы поскольку позволит наиболее полно покрыть тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Указанное позволяет констатировать, что к настоящему времени созданы весомые предпосылки для внедрения портфолио в среднее специальное образование. Термин «портфолио» в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». В 60-х годах ХХ века был заимствован педагогикой из бизнеса и политики. С точки зрения педагогической науки - портфолио есть форма и процесс ее подготовки: сбор, анализ и оценка продуктов учебно – познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одногруппников, преподавателей, из организационных комитетов олимпиад, конкурсов, тестовых центров, общественных организаций, научных сообществ и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней и качественной оценки уровня подготовки и компетентности данного обучающегося с возможностью коррекции как учебно–воспитательного процесса в целом, так и индивидуальных траекторий программ развития. В то же время, процесс ведения портфолио имеет большой потенциал для развития исследовательских и рефлексивных навыков, что становится особенно актуальным в свете компетентностого подхода, заявленного во ФГОС СПО. Таким образом, основной смысл учебного портфолио заключается в том, что бы показать все, на что способен обучающийся [3].
Об использовании этой технологии в ССУЗах говорят лишь отдельные документы и факты, информация носит скорее проблемный или проектный характер, чем описательный и методический. Поэтому, рассматривая тему использования портфолио в ССУЗе, имеет смысл обращаться к успешной практике, методическим и нормативным разработкам школьного образования. Учебные портфолио подразделяются на следующие виды:
1. «Портфолио документации». Содержит документы обучающегося, показывающие роств обучении: зачетные книжки, свидетельства, удостоверения о присвоении категории или разряда, получения дополнительного образования.
2. «Портфолио процесса». Демонстрирует процесс и уровень самостоятельного использования обучающимся полученных знаний и умений при выполнении учебных и исследовательских, творческих, информационных проектов. Портфолио должно отражать все стадии проектной деятельности с вложением свидетельств презентации проекта и оценочными результатами.
3. «Портфолио показательный». Используется для суммирования мастерства обучающегося, полученного по определенным направлениям: включает лучшие работы студента, отобранные им самим или преподавателями.
4. «Портфолио оценочный». Собирается для контроля накопленных знаний и умений обучающегося и состоит из контрольных материалов различных видов: контрольных работ, тестов, схем, кроссвордов и т.д.
5. «Портфолио отзывов». Включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, предоставленные педагогами, руководителями практики, работниками образования, родителями, а так же письменный анализ самого обучающегося своей деятельности и еѐ результатов.
6. «Портфолио достижений». Располагает материалами, которые по мнению обучающегося отражают его лучшие результаты и демонстрирует успехи. Этот вид портфолио может содержать лучшие проекты, благодарственные письма, грамоты, отзывы, фотографии [1].
Совершенствование учебно – воспитательной работы в нашем учебном заведении выявило необходимость разработки и создания портфолио, которое бы позволило полно оценить студента во время выпускных квалификационных экзаменов и сформировать о нем представление у работодателей или экзаменационной комиссии ВУЗа. Структура «Портфолио студента ГБОУ СПО МУ №4 ДЗМ», содержит следующие разделы: «Личное портфолио студента» и «Портфолио достижений». В разделе «Личное портфолио студента», представлена вся информация об обучающемся, его личные данные, название учебного заведения, выбранная им специальность, контактная информация. Раздел «Портфолио достижений» состоит из нескольких частей. Первая часть «Итоги прохождения производственной практики». В ней представлены «Дневники освоенных компетенций» производственных практик каждого профессионального модуля учебной программы с рецензией руководителя и методического консультанта. Отдельно презентуется сводная ведомость результатов производственных практик, где выставлены оценки за: практическую деятельность; оформленный дневник; умения и навыки, продемонстрированные во время проведения дифференциального зачета. Так же, в этой части можно найти полную информацию о преддипломной практике(оценка за практическую деятельность, дневник, защиту дипломной работы). Вторая часть раздела «Ведомости оценок за весь период обучения» включает в себя таблицу успеваемости студента, так называемый отчет по процессу обучения(рекомендуем отсканировать странички зачетки). Это позволяет провести анализ успеваемости студента за весь период обучения. По желанию в этой части можно сделать комментарии о том, какие успехи или наоборот недостатки у владельца портфолио при освоении той или иной дисциплины, как самому обучающемуся, так и его преподавателям. Kомментарии помогут наглядно продемонстрировать умение студента анализировать собственную деятельность и видеть ее недостатки. Третья часть «Достижения в научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности» была предложена для включения в портфолио в связи с тем, что новый стандарт обучения предполагает развивать у студентов СПО способность осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач. Один из приемов который позволяет приобрести указанную компетенцию это вовлечение студента в любые виды исследовательской деятельности, такие как – конкурсы, викторины, олимпиады, научно-практические конференции и т.д. Рекомендуем на этой̆ странице разместить фотографии с места мероприятий, приложить отсканированные дипломы, грамоты, благодарственные письма. Четвертая часть раздела «Дополнительные личные достижения» предполагает хранение сведений об участии студента в общественно значимых культурно-массовых мероприятиях: спортивных соревнованиях, концертах, капустниках, собраний группы и т.д. Допускается размещение фотографических отчетов о мероприятиях, собственные комментарии и рисунки.

В пятой части «Самооценка развития профессионально-личностных качеств» содержатся материалы, в которых изложены мысли студента о некоторых направлениях собственного становления в профессии. Это своеобразный анализ личных решений и оценка внутреннего психологического состояния студента на каждом этапе учебного и профессионального развития личности. Оформление части предполагает написание нескольких эссе, таких как: «Почему я выбрал профессию медика?» на первом курсе. «Мои итоги и задачи на будущее» на втором, «Я выпускник медицинского училища» на четвертом, и результаты работы с психологом (заполненная таблица с ответами) Тому, кто внимательно будет заочно знакомится с владельцем портфолио, удастся сформировать мнение о будущем студенте, коллеге или сотруднике. Шестая часть «Методическая копилка» предполагает перечень всех особо отмеченных или отобранных самостоятельно рефератов, электронных презентации по различным темам изучаемых дисциплин. Студенту необходимо внести в таблицу тематику работ, дисциплину, по которой была написана работа и период ее создания. Подводя итог, можно заключить, что на сегодняшний день портфолио является гибкой, развивающейся образовательной технологией и соответствует разнообразным запросам современной жизни: запросу ВУЗа по отношению к среднему учебному заведению и запросу работодателей по отношению к специалистам среднего профессионального образования. Технология портфолио дает возможность выделить главное, что определяет характер эффективной подготовки студента к будущей профессиональной деятельности -это его образовательная стратегия, основанная на самостоятельности. Студент самостоятельно осуществляет контроль над своим обучением, что наилучшим образом влияет на формирования таких качеств как ответственность, организованность, способность анализировать, ставить перед собой задачи и решать их. Одновременно портфолио дает возможность осуществить всестороннюю оценку уровня обученности и готовности студента к будущей профессиональной деятельности со стороны преподавателей и работодателей. Всесторонний и объективный мониторинг качества обучения, который предоставляет портфолио, открывает новые возможности для процесса аттестации и повышения уровня образования студентов, что соответствует требованиям государственного стандарта в образовании.

Список литературы
1. Васюков, И.Л. Портфолио как инструмент самоорганизации, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента./ Материалы Научно – практической конференции ЧелГУ «Модели компетенций специалиста, содержание и технологии их формирования и развития» (из интернет источников поисковой системы http:www.mail.ru)/
2. Ефремова, Н.Ф. организация компетенций студентов, приступающих к освоению основных образователь-ных программ вузов .- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.-132с.
3. Тропникова, Н.П. Портфолио как современная образовательная технология оценивая результатов профессионального саморазвития преподавателя высшей школы./Материалы научно – практической конференции УГАВМ ««Актуальные проблемы подготовки кадров в системе профессионального образования, истории, философии и политологии»-2012.С. 87-90.