Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА

Авторы:
Город:
Армавир
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Главная цель высшего образования - развитие личности человека, проявляющейся во всех сферах ее жизнедеятельности, включая профессиональную деятельность, чему и призвана способствовать концепция профессиональной социализации, основными направлениями реализации которой являются: -выявление механизмов превращения индивида в профессионала как в целом, так и применительно к отдельным стадиям его профессионального становления; -разработка эффективных методов взаимодействия, управления, сотрудничества и сопровождения человека в процессе профессиональной социализации, которые были бы адекватны меняющейся ситуации профессионального развития человека; -обеспечение единства и преемственности методов формирования профессионала и его сопровождения на различных этапах профессионального пути [4]. Данные направления достаточно адекватно отражаются в целях современного высшего образования и соответствующих образовательных организаций (вузов), однако как образовательные стандарты высшего профессионального образования, так и учебно-воспитательный процесс, реализующийся в вузах, преимущественно ориентируется на определенную модель специалиста, формируемую, прежде всего исходя из его будущей предметной деятельности. Возникает вопрос: согласуются ли во всех своих составляющих цели современного высшего образования и указанная модель? А если нет, то какова должна быть целевая модель, направляющая учебно-воспитательный процесс в вузе и служащая основой для выявления педагогических целей, чтобы полностью соответствовать целям современного высшего образования

Любое профессиональное пространство имеет собственные нормы и ценности, вырабатываемые членами социально-профессиональной группы и включающиеся в это пространство из более широкого социокультурного контекста. Они выстраиваются в иерархию в зависимости от факторов, обусловленных как внутренней логикой развития сферы рассматриваемой деятельности, так и более широким культурным контекстом [1]. Профессиональная культура фиксирует результат взаимовлияния и взаимодействия двух других факторов – профессии и культуры, как ее основополагающих элементов. Профессиональная культура личности – это характеристика представителя конкретной профессии, определяемая степенью владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. Освоение профессиональной культуры предполагает достижение субъектом профессиональной деятельности высокого уровня сформированности профессионально важных качеств личности, навыков и умений профессиональной деятельности [5]. Идеальный образ современного специалиста с этих позиций характеризуется как яркая, самобытная, творческая, не лишенная харизматичности личность, способная ощутить проблемы и противоречия жизни и транслирующая через свою индивидуальность, через свою деятельность жизненные ценности и образцы профессионального поведения. С этих позиций основная задача профессиональной подготовки студентов состоит в том, чтобы ввести их в мир профессиональных ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами профессиональной культуры и развитии субъектных свойств личности будущего специалиста. Эти задачи находят отражение в целях высших учебных заведений, в качестве которых указываются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах; развитие науки, техники и решение важных народно-хозяйственных задач; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества [3]. Нетрудно заметить, что здесь в число источников целеполагания помимо общества (производственного заказа) введены культура и сам получающий образование человек. Таким образом, для того чтобы педагогические цели, определяющиеся на основе компетентностного подхода, не редуцировали исходные гуманистические идеи отечественного образования, необходимо широкое понимание профессиональных функций и задач, «закладываемых» в модель специалиста и модель его компетентности. Отметим, что профессиональная культура и профессиональная компетентность являются следствием профессиональной социализации личности. Причем при изучении вузовской социализации необходимо учитывать, что мы имеем дело со вторичной социализацией (первичная проходит в семейном окружении под воздействием родителей и ближайших родственников), которая связана с необходимостью приобретения молодыми людьми специфического ролевого знания, и влиянием этого процесса на социальную жизнь города, региона, созданием единого социокультурного пространства. То есть образование представляет собой часть более широких процессов социализации и инкультурации личности. Говоря о становлении личности, очень важно учитывать тот факт, что социализация представляет собой единство процессов социальной адаптации, в ходе которых происходит интериоризация личностью социального опыта и процессов социальной самореализации, в которых личность экстериоризирует культурные ценности. «Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Ведущим компонентом социализации является воспитание» [2, с. 41]. При изучении вопросов социализации личности ученые склоняются к тому, что успешность процесса социализации зависит от ряда факторов, таких, как, например, социальное окружение индивида, образ жизни, уровень образования, успешность социализирующего воздействия на предыдущих этапах жизни и т.д. Следует отметить, что социализирующее воздействие учебного заведения может подвергаться корректировке за счет влияния внешних факторов: вследствие изменения законодательства в сфере образования, пересмотра содержания тех, или иных учебных программ, материальной базы отдельно взятого учебного заведения, ротации педагогических кадров и их системы подготовки и переподготовки, увеличения (уменьшения) количества учебных заведений и т.д. Эффективность образовательного процесса вуза с точки зрения социализации учащихся может рассматриваться как соответствие / не соответствие некоему идеалу, на который ориентируются все участники образовательного процесса. С одной стороны, этот идеал можно назвать как «модель выпускника высшего учебного заведения», качественные характеристики его знаний, умений и навыков закреплены Государственным стандартом. С другой стороны, высшее учебное заведение в рамках образовательного процесса, обеспечивает не только соответствующую профессиональную подготовку учащихся, но и ведет разностороннюю научную и воспитательную работу: развивает и расширяет образ мышления, общий интеллект, поддерживает стремление к научной
деятельности, приобщает к культурным и нравственным идеалам, знакомит с определенными традициями, праздниками и т.д. Таким образом, цель образовательного учреждения нельзя сводить только к реальному производству «модели специалиста», речь должна идти о комплексной подготовке специалиста высшей квалификации, соответствующего определенной социализационной норме.

Список литературы
1. Багдасарьян, Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. 260 с.
2. Гордин, Л. Ю. Воспитание и социализация личности // Советская педагогика. – 1991. – № 2. – С. 38 – 43.
3. Федоров, И. Школа инженеров будущего // Высшее образование в России . - 2004. - № 10. - С. 3–8.
4. Шварцкоп, С.Г. Формирование профессионального самосознания практического психолога образования в процессе профессиональной социализации: Дис. ... канд. психол. наук - Москва, 2005.
5. Шевцова, Е.В. Формирование коммуникативной культуры личности студентов в условиях высшего дополнительного лингвистического образования: Дисс. … канд. педагог.наук. - Ставрополь, 2003.