Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАБОТА СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Авторы:
Город:
Ханты-Мансийск
ВУЗ:
Дата:
05 ноября 2017г.

В настоящее время уровень потребностей общества к качеству образования определяет требования к профессиональной подготовке инженеров, в том числе технических направлений в образовательных организациях.

Управление образовательным процессом внутри любой образовательной организации предполагает наличие собственной стратегии управления, ориентированной на исполнение государственного задания [2].

Студенческие кружки — это часть университетской культуры, без которой трудно представить учебную и научную работу любого вуза России. А если рассматривать иностранную систему образования, то и там широко распространены студенческие кружки [3].

Как известно, экономические и социальные реформы значительно влияют на изменение характера труда специалистов в сфере обслуживания, в рассматриваемом случае транспорт, автосервис. Согласно этому меняются соответственно и требования к подготовке кадров. Среди главных требований - развитие специалиста творческого, инициативного, который владеет организаторских навыками и умениями направят деятельность своего подразделения на совершенствование технологического процесса путем внедрения в практику новых достижений научной и технической мысли. Непременным условием выполнения этого требования является широкое привлечение студентов вузов к научно-исследовательской работы, непосредственное включение их в сферу научной жизни.

Развитие науки в высшей школе предусматривает повышение качества подготовки специалистов, способных, в свою очередь, после окончания обучения самостоятельно решать серьезные научные задачи, идти наравне с передовыми идеями теории и практики управления народным хозяйством в условиях рыночной экономики [5]. Поэтому именно в учебном заведении важно привить студентам стремление к научным исследованиям, приучить их уже на этом этапе мыслить самостоятельно.

Качественное проведение научно-исследовательской работы студентов (НИРС) обеспечивается нормативно - законодательными документами, среди которых Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации"

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор показал нижеследующее.

Российские ученые В. Гаврилюк, Л. Гусейнова и Т. Исламишина на основе обобщения экспериментальных данных выделили возможные уровни самореализации студентов в учебно- исследовательской деятельности:

а) репродуктивно-стереотипный (решение проблемы осуществляется в соответствии с усвоенными алгоритмами размышлений, деятельности, общения);

б) адаптационный (студенты выполняют учебное исследование на основе разработанного преподавателем алгоритма).;

в) творчески рефлексивный (студенты, актуализируя свой личностно-ценностный, креативный потенциал, выделяют сущность проблемы, моделируют исследовательскую ситуацию, варианты и способы ее решения). [8, 9, 10 ]

В современной системе образования одним из главных компонентов подготовки качественных специалистов является развитие самостоятельности, мобильности, творческого мышления обучающихся, именно поэтому система, предполагающая научное творчество приобретает все большее значение [2].

Работа в кружках помогает студентам развиваться и раскрывать свой потенциал, достичь успеха и профессионального роста. Большинство студентов, которые участвуют в научных кружках, выделяют следующие мотивы своей деятельности: познавательный интерес и стремление к самореализации [1].

По направлению подготовки 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (уровень бакалавриата) выпускник должен обладать компетенциями: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) [1]. Именно развитие научных исследований непосредственно влияет освоение данных компетенций

По направлению подготовки 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (уровень магистратуры) видами профессиональной деятельности соответственно федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, к которым готовятся выпускники, освоившие программу, является производственно-технологическая; экспериментально- исследовательская; организационно-управленческая, научно-исследовательская (пункт 4.3.)

Дисциплины, которые преподавались в других вузах по подготовке «Эксплуатация транспортно- технологических машин и комплексов» (степень магистра) по стандарту Д-3 для изучения экономики и организации производства: «Менеджмент инноваций», «Риск-менеджмет», «Моделирование сложных динамических систем», «Научные проблемы экономики транспорта» по содержанию не вполне соответствуют современному развитию в эпоху глобализации мирового хозяйства в постиндустриальном обществе. Так в их стандарте отсутствует теория смены технологических укладов, кластерная теория экономического развития.

Все это требует организации университетом ведения новых дисциплин для студентов этой специальности, соответственно последних перспективных методологий при разработке технологических процессов эксплуатации (теория технологических укладов), новых научных экономических теорий (экономика знаний), достижений нанотехнологий, знания теории кластеров [7].

Развитие науки в высшей школе не только меняет смысл и значение учебных дисциплин, но и подсказывает новые формы и методы организации проведения учебного процесса. Результаты научно- исследовательской работы отражаются в новых курсах, лекциях и практических (семинарским) занятиях. Как показывает практика, привлечение к научной работе делает для студентов дисциплины, которые изучаются, предметным, стимулируете их усвоение. Причем научно-исследовательская деятельность является органической частью и обязательным условием успешной работы высших учебных заведений.

Исследовательская работа во внеучебное время выступает продолжением учебно- исследовательской и является эффективным средством объективного проявления одаренной студенческой молодежи, реализации ее творческих способностей, стимулирования потребности в творческом овладения знаниями, активизации учебно-познавательной деятельности. Среди форм научных исследований, к которым привлекаются студенты во внеучебное время, выделяют кружки, проблемные группы, проблемные мастерские, научные лаборатории, дискуссионный клубы и т. п.

Формы организации научно-исследовательской работы студентов могут быть различными, но основная структурная единица ее - студенческий научный кружок при кафедре, целью которого является ознакомление с проблематикой науки, глубокое изучение отдельных вопросов этой науки, освоение принципов, методов, приемов ведения научной работы, формирование у студентов основных навыков, нужных для дальнейшей самостоятельной работы. Основным направлением в деятельности студентов является выполнение во внеучебное время научных исследований по проблемной тематике кафедры.

Основная цель студенческого научно-исследовательского кружка - привить студентам вуза навыки самостоятельного отбора, изучения специальной литературы; делать выводы и обобщения, то есть вести научно-исследовательскую работу [4].

Организуя научную работу со студентами, необходимо придерживаться следующих принципов: целесообразности, добровольность, учета интересов и возможностей студентов вуза. Основное, чего надо добиваться в кружке, - это привить его членам навыки исследовательской работы. Важно, чтоб студент воспитывал в себе наблюдательность, организованность, собственное видение проблемы. Это возможно при систематическом чтении разнообразной литературы, общении с учеными, просмотре телепередач, прослушивания радиопередачи, осмотре страниц сайтов Интернета.

Учебная работа является важным компонентом учебно-воспитательного процесса в ВУЗе, именно то его стороны, которая отражает активность студента в овладение социальным опытом [5]. Поэтому следует обращать особое внимание на формирование у студентов различных, глубоких и прочных систем знаний, на максимальную стимуляцию их самостоятельной деятельности, развитие устойчивых творческих интересов, целеустремленности творческих поисков, настойчивости при выполнении творческих заданий.

Познавательный интерес в данном случае помогает саморазвитию, так как, занимаясь в научном кружке, студент осваивает новые сферы в исследовательской и творческой жизни, осваивает непривычные для себя отрасли.

Если рассматривать стремление к самореализации, как главный критерий для студента, чтобы заниматься в научной отрасли, то отчетливо видно, как это помогает развитию самой личности, а также ее освоению в современном мире предусматривает в работе студенческих научных кружков:

- выполнение индивидуальных научных исследований под руководством научного руководителя;

-      участие в научных семинарах, конференциях, конкурсах, олимпиадах по дисциплинам и направлениям;

- участие студентов в хоздоговорных научных исследованиях;

- организация специальных занятий для студентов склонных к научной деятельности [3].

Научно-исследовательская деятельность студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности новейшие достижения научно-технического прогресса.

Сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции; ПК - профессиональные компетенции;

 

Список литературы и источников

 

1.       Приказ  Минобрнауки  России  от  06.03.2015  N  161  "Об  утверждении  федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 23.04.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (уровень магистратуры)" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2015 N 36536) Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru

2.       Акинфеева   Н.В.   Социальные механизмы  управления  устойчивым   развитием   российской образовательной системы: Автореферат дис. доктора социологических наук. Саратов, 2007. – 37с.

3.       Андронов Д.Е., Власов  Р.В.  ВЛИЯНИЕ  НАУЧНЫХ  КРУЖКОВ  НА  СТУДЕНТОВ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар.  студ.  науч.-практ.  конф.  № URL: sibac.info/archive/social/6.pdf (дата обращения: 11.04.2017)

4.       Антонович И.И. Система контроля самостоятельной работы // Вестник высшей школы, 1999

5.       Белявский И.Г. Некоторые психологические аспекты активизации познавательной деятельности студентов // Проблемы активности студентов. 1995

6.       Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов//Высшее образование в России, 2003.

7.       Горгоц О.В., Становление магистратуры кафедры Автомобильный транспорт: дисциплины «Экономика знаний», «Кластерная теория экономического развития» Сборник научных трудов региональной научно-технической конференции 14-16 апреля 2016 г «Условия успешного кластерного развития промышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

8.       Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В.В. Гаврилюк, H.A. Трикоз // Социс. — М., 2002. №1. — С.

9.       Гусейнова JI.A. Ценностные ориентации: тендерный аспект / JI.A. Гусейнова // Социс. 1999. –№5. - С. 130-133.

10.     Исламишина Т.Г. Дифференциация ценностных ориентаций студентов / Т.Г. Исламишина, O.A. Максимова, П.Р. Хамзина // Социс. 1999. №6. -С. 132-136.