Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Современная система образования предъявляет к выпускнику вуза целый ряд требований: способность достаточно быстро и успешно овладевать необходимыми знаниями, современными технологиями, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность образовательной деятельности. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования как нормативный документ, в котором регламентируются условия качества подготовки выпускника, утверждает эталон будущего педагога - профессионала, работающего в системе общего и специального образования. Делается акцент на овладении педагогом системного мышления, развитии способности к осознанной рефлексии, творческой активности, формирование высокого уровня личностного развития, профессиональной мобильность и адаптивности [5].

Таким образом, учебная и профессиональная деятельность будущего педагога направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности. Выпускник педагогического вуза должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования; конструировать содержание обучения на разных ступенях образования; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими) [5]. Можно сказать, что будущий учитель должен быть подготовлен к информационному проектированию педагогического процесса, к собственной профессиональной деятельности в этой сфере; к мобильному взаимодействию в социокультурной и профессиональной среде. Будущий педагог должен владеть различными профессиональными компетенциями, которые характеризуются как способность и готовность к различным профессиональным видам деятельности [2]. Вследствие этого, педагогическое образование становится сегодня социокультурным механизмом влияния на ход развития личности и качество полученных результатов, в котором важнейшим результатом становится формирование профессионально мобильной личности, способной к максимальной реализации своего потенциала не только в рамках одной профессии, но и в условиях смены профессиональной деятельности[3]. Реализация этой задачи может решаться через: -формирование профессиональной потребности к мобильности; проектирование инвариантных технологий; -овладение, как новым, так и обновленным содержанием образования; - развитие способности быстро осваивать новые виды деятельности; -создание образовательной среды в педагогическом вузе, обеспечивающей мобильность субъектов образования. В соответствии со средовым подходом мы определяем, что образовательная среда, обеспечивающая мобильность субъектов образования – это система, в которую необходимо включить объекты, субъекты, систему взаимодействий (интеракций) и связей, информацию (ее источники, содержание, ресурсы, условия поиска и применения). Таким образом, на сегодняшний день мобильная образовательная среда – это сложно устроенная система, которая должна быть объектом исследования и моделирования современного педагога. Мы считаем, что использование современных информационных технологий в образовании привело к тому, что осмысление процесса формирования образовательной среды вышло на новый уровень своего развития. Структура современных образовательных сред усложнилась. Это произошло, прежде всего, за счет введения новых структурных компонентов. Необходимыми компонентами образовательной среды, обеспечивающей мобильность субъектов образования являются информация, ее сбор, содержание, источники, ресурсы и их применение. Далее расскажем о возможностях информационных технологий как средства создания образовательной среды, обеспечивающей мобильность субъектов образования в ТГПИ имени А.П.Чехова. ИКТ обеспечивают возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: -планирование образовательного процесса на уровне вуза, факультетов, кафедр, каждого преподавателя и студента; -размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ студентов, преподавателей, результатов НИРС. За время обучения по педагогической дисциплине у студента и преподавателя накапливается достаточно большой объем электронных документов, текстов, слайд-шоу, презентаций, которые можно использовать в процессе подготовки учебного пособия. Наши учебники и учебные пособия студенты ТГПИ имени А.П.Чехова готовят на базе программы MS Office Publisher; -фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения профессиональных образовательных программ;
-взаимодействие между участниками образовательного процесса в вузе, в том числе дистанционное посредством сети Интернет через создание Веб-школы, что является достаточно новой формой применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Эта форма обучения и взаимообучения требует не только материальных затрат, но и изыскания интеллектуальных ресурсов. Веб-школа изначально была создана для взаимообучения, как разновидность самостоятельной работы студентов, а затем она приобрела на факультете педагогики и методики начального образования у студентов, получающихся квалификацию «бакалавр педагогики» широкую популярность. Механизм работы веб-школы достаточно прост. Преподавателем из числа студентов образуется рабочая группа, которая набирается по числу тем, предложенных для самостоятельного изучения. По каждой теме студент проводит вебинар, к которому заранее готовит доклад и презентацию. Вебинар организуется на платформе программного модуля iMind. Время и график проведения вебинаров согласуются с преподавателем и выпадают на вечерние часы. В вебинаре участвует одна группа, хотя при желании могут подключиться и другие слушатели. Студенты ТГПИ имени А.П.Чехова подготовили следующие веб-школы: «Социальная модель понимания инвалидности», «Инклюзивное образование как реализация права на образование», «Ваш ребенок обучается в инклюзивной школе»; -контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью на уровне кафедры, факультета, института; -взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями и организациями, например подшефными школами или внешкольными учреждениями. Проблемой современного образования является включение в образовательный контент новых знаний, которые прирастают с неимоверной скоростью, но такая система работы предъявляет абсолютно новые требования к компетенции, как преподавателя вуза, так и будущего учителя [1; 4]. Именно поэтому для быстрого приращения знаний, изменения их компетентностного статуса, формирования мобильности не только как качества личности, но и как качества выпускника – будущего учителя необходимо, чтобы профессиональное обучение и становление происходило в таких образовательных средах, где вышеперечисленные качества могли бы быть не только сформированными, но и востребованными. Постановка вопроса о проектировании мобильной образовательной среды, ее исследовании, изучении ее компонентов будет способствовать тому, что современный учитель будет носителем актуальных для современного образования и общества профессиональных качеств. Именно поэтому использование современных информационных технологии имеет далеко идущие перспективы в образовательном процессе вуза, в формировании мобильности будущего учителя и создании образовательной среды, отвечающей всем современным требованиям.

Список литературы
1. Виневская, А.В. К проблеме профессиональной мобильности педагога /А.В. Виневская // Инновации в образовании. М., 2012-№8.-С.49-59.
2. Каплина, С.Е. Становление проблемы формирования профессиональной мобильности в истории развития общества /С.Е.Каплина//Сибирский педагогический журнал.- Новосибирск, 2008.-№3.-С.235-246.
3. Пуйлова, М.А. Педагогические условия подготовки будущих учителей к использованию психологической информации в профессиональной деятельности. Автореф. канд. дис. Елец. 2005.
4. Савенков, А.В. Образовательная среда [Электронный ресурс].-/Первое сентября// 2008,- №8. – [Электронный ресурс ].URL: https://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200802001 . - [Дата обращения: 21.07.2012]
5. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: ftp://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm. - [Дата обращения: 20.09.2012]