14 февраля 2016г.
В последнее время в повседневной жизни, к сожалению, часто приходится сталкиваться с фактами пугающей неспособности ряда специалистов различных отраслей решать, казалось бы, несложные профессиональные задачи. Параллельно с этим наблюдается неумение и нежелание большой части студентов и школьников учиться математике. Ещѐ в 90-е годы А.П. Калошина и Г.И. Харичева писали по этому поводу « Трудности, возникающие у студентов при изучении математики обусловлены не столько специфической сложностью самого предмета, сколько недостаточной сформированностью у них общих логических приѐмов мышления». То есть, проблема эта существовала и раньше. Однако, в последние годы « благодаря» активному внедрению в студенческую и школьную жизнь различных устройств (айфонов, смартфонов, и т.д) она приобрела почти катастрофический характер. Многие студенты и школьники и не пытаются решать даже самые простые задачи, «залезая» по любому поводу в Интернет. При этом действия свои они объясняют следующим образом:
«Я собираюсь быть строителем (конструктором, врачом, директором завода, специалистом сотовой связи…) и ваши интегралы (уравнения, ряды, производные….) мне не нужны». Слова великого учѐного о том, что « математику хотя бы для того нужно учить, что она ум в порядок приводит», похоже, сегодня уже не актуальны.
В Санкт- Петербургском Национальном Исследовательском Университете ИТМО недавно было проведено исследование на тему «Логические умения и школьные математические компетенции». В рамках этого исследования студентам был предложен небольшой тест с рядом математических задач, которые выявляют мыслительное умение, восприятие и память учащегося. Целью теста являлось выяснение того, насколько современное школьное образование способствует формированию у учащихся способностей логически мыслить, находить и устанавливать причинно- следственные связи между объектами, выделять существенное в изучаемом предмете и классифицировать предметы по основным признакам. Математические задачи, которые должны были активировать мыслительную деятельность, были разделены на следующие виды:
а) задачи, рассчитанные на воспроизведение (при их решении опираются на математическую память и внимание)
б) задачи, решение которых приводит к новой мысли в) творческие задачи.
Эти виды задач были представлены так: текстовые задачи, задачи на логические рассуждения, на ассоциативное мышление, на построение доказательства, на обобщение и выделение существенных признаков, на нахождения ошибки в доказательстве, задачи для усвоения математических понятий.
Текстовые задачи были использованы в тесте, чтобы проверить, увидеть, что учащийся умеет выделять: главный вопрос задачи, понимает план решения задачи, понимает условия задачи и возможность довести задачу до конца.
Текстовая задача – это описание некоторой проблемы или проблемной ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику того или иного компонента ситуации. Эти задачи постоянно возникают при изучении разных предметов и в жизни людей.
Задачи на логические рассуждения. Логическое мышление мобилизует работу всех компонентов усвоения – внимания, памяти, воображения, что составляет основу интеллекта учащихся, стимулируя тем самым и его логическое развитие. Мышление выступает в этих задачах в форме отвлеченных понятий и рассуждений, отражающих существенные стороны окружающей действительности, закономерные связи между ними. Овладение в ходе усвоения основ наук понятиями, законами, теориями. Эти задачи позволяют развить абстрактно-теоретическое мышление, безгранично расширить сферу познания в математике. Решение этих задач приводит к тому, что учащийся умеет аргументированно выражать свою мысль и ее доказывать, и с помощью логических рассуждений довести ее до решения проблемы (задачи).
Задачи на ассоциативное мышление. Образный аспект в задачах – уметь увидеть разнообразные формы в их пространственном и плоском изображении, распознать конфигурации, представлять себе вид графика функции, зная ее свойства, связывать образное представление с тождественными преобразованиями. Образный аспект способствует развитию ассоциативного мышления и помогает почувствовать целостность изучаемых объектов. Ассоциативное мышление помогает накапливать новые знания в пограничных сферах науки, распознать проблемы не имеющие явной принадлежности к той или иной области знаний. Так же ассоциативное – образное мышление в задачах способствует развитие памяти и внимания.
Задачи на построение доказательства в математике. Задачи на доказательство оказывают существенное влияние на развитие мышление учащихся. Именно при выполнении доказательства оттачивается логическое мышление учеников, разрабатываются логические схемы решения задач, возникает потребность учащихся в обосновании математических фактов. Геометрические задачи формируют алгоритмическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность, гибкость и конструктивность мышления. Задачи на построение и доказательства развивают поисковые навыки решения практических проблем, приобщают к посильным самостоятельным исследованиям. Посредством задач на построение более глубоко осознаются теоретические сведения об основных геометрических фигурах.
Задачи отыскания ошибок в доказательстве приучают обращать внимание на особо тонкие места в логических рассуждениях, помогают различать во многом сходные понятия, приучают к точности суждений и математической строгости.
Для прохождения тестирования были выбраны две группы студентов. Первая группа состояла преимущественно из бюджетников, средний балл ЕГЭ в группе составлял 75,4 баллов, вторая группа - в основном, из контрактников, средний балл ЕГЭ-52,9. Варианты теста приведены ниже. Результаты получились следующие:
Таблица 1
Первая группа
Задачи
|
1 вариант 12 студентов
%
|
2 вариант 11 студентов
%
|
Общий %
|
1
|
44
|
36
|
40
|
2
|
63
|
45
|
54
|
3
|
66
|
100
|
83
|
4
|
62,5
|
73
|
68
|
5
|
58
|
81
|
70
|
6
|
71
|
77
|
74
|
7
|
-
|
81
|
81
|
Таблица 2
Вторая группа
Задачи
|
1 вариант 13 студентов
%
|
2 вариант 13 студентов
%
|
Общий %
|
1
|
0
|
77
|
38
|
2
|
69
|
61
|
65
|
3
|
7,7
|
100
|
53.8
|
4
|
23
|
15,5
|
19,2
|
5
|
69
|
0
|
34,5
|
6
|
7,7
|
0
|
3,85
|
7
|
0
|
0
|
0
|
Наиболее распространѐнными ошибками, которые наблюдались почти у всех тестируемых были следующие:
- Теорему Пифагора и теорему о сумме углов треугольника считают аксиомами.
- Аксиому сложения вероятностей и аксиому параллельных прямых считают теоремами.
- Во втором варианте задачи № 5 не было ни одного верного ответа. Большинство студентов верно отметили пункты a и d, но не обратили внимания на пункт g.
- Тестируемые из второй группы практически не имеют навыков доказывать даже элементарные вещи.
- К последней задаче вторая группа студентов почти не приступала.
По результатам тестирования можно сделать вывод, что студенты, которым предстоит двухгодичное изучение высшей математики, в целом весьма слабо освоили школьные математические компетенции, практически не имеют навыков доказательства, обобщения, систематизации материала и построения цепочки рассуждений. В то же время, хочется отметить, что несложные логические задачи вполне под силу даже самым слабым студентам (задачу № 2 решили даже те, у кого было 33 балла по ЕГЭ). В этом случае для успешного освоения программы по математике можно предложить следующее:
- разбирать на семинарских занятиях доказательства небольших и несложных теорем из курса линейной алгебры (например, свойство линейно зависимых векторов ) и математического анализа ( необходимое и достаточное условие экстремума, теорема Лагранжа)
- разобрать доказательство теоремы, а затем предложить студентам самим сформулировать еѐ.
-начинать изучение темы с самых простых и наглядных задач
- предлагать студентам определять сходство и различие тех или иных математических объектов ( матрица и вектор, вектор и отрезок, интеграл неопределѐнный и определѐнный)
-дать студентам словесную характеристику некоторого математического объекта, а потом предложить им дать этому объекту название.
Возможно, эти приѐмы сделают курс высшей математики более понятным для современных студентов и позволят избежать лишних двоек и отчислений.
Список литературы
1. Брадис В.М. Ошибки в математических рассуждениях. М.: Учпедгиз. 1959.
2. Субботин И.Я., Якир М. С. Обучающая функция ошибки // Математика в школе. № 2-3. 1992.
3. Никольская И.JI. Учимся рассуждать и доказывать: кн. для учащихся 6-10 ют. сред.шк. / И.JI. Никольская, Е.Е Семѐнова -М.: Просвещение 1989.- 192с.: ил.
4. Хитрина Н. А. О применении контрпримеров / Н. А.Хитрина // Математика в школе.- 1974.-№6. -С. 8-14.
5. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение.-1996.-214с.