Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИКИ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА МЛАДШИХ КУРСАХ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Высшее образование является особой сферой социальной жизни общества. Государственная образовательная политика в сфере качества высшего образования преследует внешние и внутренние цели, которые носят характер долговременных и кратковременных. К долговременным относятся такие цели, как способствовать и обеспечивать устойчивое развитие страны на основе высокого уровня образования нации, формировать способность к самообразованию на протяжении всей активной жизни, умение не только воспринимать, но и принимать участие в модернизации и создании различных новых технологий во всех сферах деятельности[3] (то, что принято называть общекультурные и профессиональные компетенции).Современная образовательная среда медицинского университета включает большой диапазон предметов естественнонаучного профиля: химия, физика, биология, математика, сюда относится изучаемый на нашей кафедре предмет биохимия (биологическая химия), которая использует три «языка» -биологии, химии, медицины. Основные задачи при изучении этого предмета: сформировать знания о молекулярных механизмах процессов обмена веществ в норме, молекулярных причинах развития патологии, умения применить эти знания при обсуждении результатов клинических лабораторных исследований, владеть возможностью использования в профессиональной деятельности биохимические константы организма для оценки состояния обмена веществ в организме и его отдельных органах и тканях. Кроме трудностей в профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности студентов, связанных с большим объемом информации, новой терминологией, необходимостью владеть химическими формулами, возникает иная проблема, условно ее назовем «неоднородность студенческой аудитории». Речь идет о том, что в настоящее время в медицинском образовании существует несколько различных видов заключения контракта между студентом и вузом: формы обучения бюджетная, коммерческая, целевая бюджетная, целевая коммерческая. Часто эти отличия влекут за собой различный уровень стартовых знаний (баллы ЕГЭ). Одна из главных наших задач состоит в том, чтобы в этих условиях посредством различных форм обучения и воспитания адаптировать студента к учебной деятельности и требованиям высшего профессионального образования. Наиболее результативным, нам представляется, развитие педагогики партнерства [4]. Проведенные нами исследования уровня тревожности 120 студентов (по итогам самооценки) выявили, что перед началом занятий в университете на первом курсе чувство высокой тревоги было у 55% опрошенных. К моменту анкетирования студенты 2 курса прошли через 3 сессии. Средний показатель тревожности перед устным собеседованием на сессии был тоже достаточно высоким и составил 3, 74± 0,25 балла (максимально 5,0) . Высокую тревожность вновь ощущали 55% респондентов, практически одинаково мужчины и женщины. При компьютерном экзаменационном тестировании после самостоятельной подготовки с использованием этих тестов, уровень тревоги был значительно ниже и составил всего 1,8± 0,16[2]. Педагогика партнерских отношений, направленная на создание у студентов чувства уверенности, комфорта в процессе обучения, необходима для всех студентов, а особенно для тех, кто испытывает чувство тревоги.


Успешность адаптации студентов зависит не только от их личностных психологических особенностей, но и от совпадения представлений об условиях жизнедеятельности. Чем больше адекватность образа и реальности, тем будет более успешной адаптация. Несоответствие делает студентов психологически неподготовленными к встрече с определенными трудностями учебного процесса. Педагогика партнерства требует от педагога глубоких профессиональных знаний и умений управления общением со студентами, использования эффективных технологий совместной деятельности, необходимости проводить соответствующие педагогические исследования. Одним из эффективных способов изучения путей реализации педагогики партнерских отношений «педагог – студент» и изучения мнения студентов, их требований к образовательному процессу и педагогу, следует признать метод анкетирования[1],позволяющий на основе анализа опроса провести корректирующие мероприятия, способствующие решению проблемы.
В настоящей статье представлены результаты анонимного анкетирования, проведенного на кафедре биохимии. Участвовали 65 студентов 2 курса (мужского пола). Все вопросы и ответы респондентов представлены в табл.(указаны в % выборы ответов к общему числу участников). Вопросы 1 и 2 предусматривали любое количество ответов. Для обсуждения результатов составлены две группы: 1 группа - все респонденты, 2 группа - студенты с самым низким баллом успеваемости до 3,5 (32 %опрошенных).В составе этой группы большинство студентов контрактной формы обучения и с целевым контрактным направлением. Как следует из анализа полученных данных, «престижность» вуза занимает доминирующую позицию. Для студентов 2 группы имели большее значение «близость к дому» и «проходной балл». Значительно ниже в позиции «привлекательность вуза» они оценили «качество образовательного процесса», «хорошая библиотека», позиции педагогов по отношению к учебному процессу как «требовательность и лояльность» и выше, чем в общей группе - «удобное расписание».
Мотивация к обучению изначально в группе слабоуспевающих была ниже в сравнении со средним значением у всех опрошенных (25% против 40% ). За два года обучения мотивация повысилась у 40% студентов (1 и 2 группы) и сохранилась низкой во 2 группе у 17% респондентов. Однозначно, что 2 группа студентов представляет собой не только группу риска из-за успеваемости, но и из-за более низкого уровня мотивации и сложившихся представлений об учебном процессе. Полученные нами результаты показывают, что при осуществлении профессионального образования в медицинском университете, как и во всех других направлениях образовательного процесса, не могут быть успешными стандартные пути учебно-воспитательной деятельности и формирования педагогики партнерства. Необходимо выделять наиболее «проблемные» составляющие в создании партнерских отношений и планомерно проводить их коррекцию.

 Список литературы
1. Ворожцова И.Б. Партнерские отношения преподавателя и студента в обучении: за и против//Вестник удмуртского университет.- 2006.- №9. С.33 -4.
2. КаминскаяЛ.А Оценка технологий проведения контрольных мероприятий с позиций сохранения здоровья студентов // Сборник трудов IV всероссийской научно-практической конференции «Информационная безопасность в открытом образовании» Магнитогорск. 2011. С 93 - 96 (Электр. ресурс. Режим доступа: https://mail.yandex.ru/neo2/#message/2130000002376205928).
3. Субетто А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. Часть 2 // Астраханский вестник экологического образования. - 2012. - № 4. С.7 – 43.( Элект. ресурс. Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-obschestvo-i-realizatsiya-strategii-razvitiya-obrazo...)
4. Сыромицкая И. А. Социальное партнерство как фактор профессиональной адаптации студента педагогического вуза : монография / И. А. Сыромицкая. – Орск: Издательство ОГТИ. - 2008. 199 с.