Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЬЮТОРСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА - ОТВЕТ НА СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Известные психологи отмечают важность занятия определенной позиции личности. «Без сознания без способности сознательно занять определенную позицию нет личности» - утверждает С.Л. Рубинштейн. Понятие педагогической позиции в исследованиях последних лет встречается достаточно часто В.А. Петровский, Н.М. Борытко, В.И. Слободчиков и др. Это объективная ситуация в ответ на модернизационные изменения в системе образования. Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, основывающегося на принципах индивидуализации и системно-деятельностного подхода, входят в противоречие с образовательным процессом массовой школы, основанным на знаниевом подходе и как следствие позиции учителя – транслятора готового знания. Это противоречие обуславливает проблему организации образовательного процесса на основе личностного смысла для обучающегося, т.е. индивидуализации. Нельзя сказать, что ранее внимание не было обращено к личности обучающегося, а точнее к ее сопровождению. Обратившись к теоретическому наследию Дж. Дьюи, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого и др. мы видим варианты решения проблемы педагогического обеспечения индивидуальных запросов учащихся, их личностного и профессионального самоопределения. У О.С. Газмана появляется определение - педагогическая поддержка – это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни [1]. Однако, почему же сейчас мы говорим о тьюторстве, а именно об актуальности тьюторской позиции педагога? Чтобы перейти непосредственно к данным феноменам необходимо «рамочно» обозначить понятия обучение, образование, принцип индивидуализации. Думается, что каждый может назвать учителей, которым он особенно благодарен и, как правило, это будут не те, которые научили решать тригонометрические уравнения, а те кто в какой-то момент затеял тот или иной разговор, задал сущностный вопрос, ответ на который как-то изменил жизнь. Обучают знаниям, умениям, навыкам, а цель образования - показать что «главная страсть человека – это быть, исполниться, состояться», говоря словами известного философа М. К. Мамардашвили [3]. Что означает: я ввожу человека в процесс образования? Это значит, я помогаю ему мыслить и простраивать будущее. Эту работу невозможно делать грубо и прямолинейно: мол, если у ребенка способности к музыке – я формирую из него музыканта. Нет, я делаю другое: помогаю ему ориентироваться в мире музыки, осознать, что именно ему в музыке нравится и почему смысле слова – это педагогика ответов. Но процесс образования – это скорее педагогика вопросов. Итак, педагог, который занимается образованием, не формирует будущее ученика. Будущее принадлежит самому ребенку [2]. Актуальным обсуждением в этом ключе являются средства и процессы, способствующие становлению субъектной позиции ребенка по отношению к своему образованию. Очевидно, что это принципиально отличная от обучения деятельность и связана с процессом индивидуализации в образовании. Теоретическим и нормативно закрепленным решением, обеспечивающим процесс индивидуализации является тьюторское сопровождение, как процесс работающий с индивидуализацией. В массовой школе говорить об управлении процессом индивидуализации можно через компетентностные приращения педагогов, которые прошли соответствующие программы повышения квалификации, а также через введение отдельной профессиональной позиции тьютор. Профессиональный мир становится все более подвижным, это задает принципиально новые (по отношению к знаниевой парадигме) требования к академической мобильности всех участников образовательного процесса.
Выпускник средней школы находится в ситуации постоянно обновляемого информационного потока. Сейчас не стоит вопрос где получить информацию, т.к. мы стоим на позиции открытого образования и открытых систем, сейчас проблема с тем как в ней сориентироваться, определить свою сущностную потребность и спроектировать свой путь. То есть, мы говорим о выстраивании индивидуальной программы развития (далее ИПР). Это задает принципиально новые требования к профессиональной мобильности выпускников школы: им необходимо умение ориентироваться в непостоянном мире профессий, быть готовыми кардинально изменить свою профессию 5–7 раз в течение жизни. Успешность каждого человека в такой ситуации во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализации личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. Но где и при каких условиях такое умение может появиться? Очевидно, что спрос с педагога относительно качественной передачи им культурных норм в процессе профессиональной деятельности никуда не исчез и не исчезнет в ближайшем будущем, а значит, самому педагогу нужно компетентно реагировать на социальный заказ по поводу работы с ИПР обучающего, которая не ограничивается рамками одной школы. Тьюторская компетенция педагога – профессиональная «осредствленность» педагога в вопросах сопровождения индивидуальной программы развития обучающегося, где ИПР – культура работы с будущим и проявление субъектной позиции по поводу собственного образования. Основа данной компетенции – это принцип «расширения» существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое, не ограниченное рамками учреждения, учебной программы, формами коммуникации. Педагоги, обладающие данной компетенцией преобразуют учебную действительность школы в места проявления образовательных запросов, инициатив и неформального предъявления результатов. Резюмирую вышесказанное, отмечаем объективную тенденцию внедрения процесса индивидуализации в образование. Для управления данным процессом существует профессия тьютор, которая нормативно введена в классификатор должностей педагогических работников в 2008 году. Одним из эволюционных решений вхождения данной профессиональной позиции в образовательные организации является ход компетентностных приращений педагогов, которые в своей профессиональной деятельности разделяют ценности индивидуализации.

 Список литературы
1. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования. Вып. 6. 1996. С. 31.
2. Ковалѐва Т.М. Чтобы будущее не скрылось за горами № 63/2001 газеты "Первое сентября"
3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1987. С. 180