Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Авторы:
Город:
Рязань
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Педагогическое сопровождение играет важную роль в процессе адаптации обучаемого к условиям образовательной организации высшего профессионального образования. Сопровождение происходить от глагола сопровождать, т.е. следовать, провожать, находиться с кем то рядом [2, с. 272; 3, с. 774].

Педагогическое сопровождение имеет сложную структуру, в которой выделяются следующие уровни:

1)      фундаментальный (надпарадигмальный) уровень, на котором предполагается формальное присутствие профессионального педагога, отвечающего за реализацию образовательного процесса, во взаимодействии с обучающимся;

2)    идеологический (парадигмальный) уровень, где раскрываются специфика целей, ценностей, отношений, содержания воспитания и обучения. Данный уровень характеризуется наличием двух парадигм, господствующих в современной мировой педагогической практике:

–       автократическая педагогическая парадигма – рассматривает педагогическое сопровождение как формально ответственное, ограниченное процессом обучения без заботы о развитии гуманно ориентированной личности, не связанное с возможностью оказания обучающимся помощи в трудных жизненных ситуациях.

–      гуманистическая (феноменологическая) педагогическая парадигма ориентирована на отношение к человеку как к главному феномену культуры, как к субъекту образования, обеспечивает личностно развивающее содержание образования, демократической контекст учебно-воспитательного процесса, представлена либеральным и рационально-этико-экзистенциальным направлениями.

Либеральная ветвь основывается на принципе «Пусть обучаемый поступает, так, как хочет, лишь бы педагог не утруждался или не был наказан».

Рационально-этико-экзистенциальное направление гуманистической педагогической парадигмы [4] предполагает нацеленность педагога на удовлетворение всех базовых потребностей личности, воспринятие ее в совокупности когнитивной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностно-прикладной, морально-нравственной, отношенческо-коммуникативной, экзистенциально-бытийной сфер, обеспечивает оптимальные условия для рефлексивной, творческой деятельности.

3)     направленческий (функциональный) уровень, где раскрывается специфика деятельности субъектов с учетом различных параметров;

4)        процессуальный  (технологический)  уровень,  обеспечивающий  реализацию  задачной  структуры

педагогической деятельности;

5)        методический (сущностный) уровень, где конкретизируются методы, формы педагогической деятельности, связанной с конкретной педагогической ситуацией.

В рационально-этико-экзистенциальном направлении гуманистической парадигмы проявляется связь педагогики с психологией, психотерапией, социальной работой, коррекционной педагогикой, валеологией и проч.

Научная мысль Западной Европы и США трактует педагогическое сопровождение с позиции психологи, как помощь в индивидуальном развитии человека, в его сложной жизненной ситуации (К. Валстром, К. Маклафлин, П. Зваал, Д. Романе и др.) [8, с. 57; 5].

Гуманистический подход в западноевропейском образовании сохраняет ярко выраженные психологические основы, в которых выявляется акцент на вспомогательной сущности работы психологов, на содействии личности прежде всего в трудной жизненной ситуации.

В российской системе школьного образования сформирована и успешно развивалась социально- психологическая служба школ, которая реализовывала концепцию психологического сопровождения личности обучаемого при взаимодействии школьного педагога-психолога и социального педагога, работников конкретной образовательной организации в содружестве с родителями.

М.Р. Битянова, разработала теоретическую модель, названную «парадигмой сопровождения», подчеркнув ее деятельностную направленность, ориентацию не на объект, а на работу психолога с обучаемым. Сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия [1, с. 20].

Обращаясь к системе высшего образования необходимо отметить конструктивистский подход Д.А. Торопов, который заключается в том, что за счет создания уникальных учебных полей у студента появляется возможность создавать, конструировать свое собственное понимание окружающего, собственную учебную среду. В ней преподаватель не лектор, но консультант, эффективно организующий образовательную среду, широко использующий мультимедийные технологии [6, с. 21]. Аналогичные особенности выделяют в компетентностном подходе И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.

Педагогические составляющие сопровождения обучающихся лежат в основе системы «педагогическая парадигма – педагогическая (воспитательная) система», которой свойственны явления интегративности, системности, открытости, аксиологичности, личностно развивающее начало, которые представлены в таких педагогических системах, как адаптивная (Е.А. Ямбург, Т.И. Шамова и др.), саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), самоопределения (А.Н. Тубельский), педагогика ненасилия(В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.), педагогика понимания (Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская),экзистенциальная педагогика (М.И. Рожков), педагогика смысложизненных ориентаций(И.В. Ульянова) и др.

В педагогике смысложизненных ориентаций, сублимирующей онтологическое, здоровьесберегающее, гендерно-психологическое, этико-эстетическое, профориентационное, профилактическое направления, педагогическое сопровождение понимается как содействие личности посредством воспитания, обучения, социализации в образовательном процессе и за его пределами со стороны компетентных взрослых (учителей, преподавателей, педагога-психолога, социального педагога, родителей, тренеров и др.) в формировании гуманистических смысложизненных ориентаций, выборе позитивного жизненного пути и успешном продвижении по нему на основе самовоспитания, самообучения, саморазвития[8].

В рамках гуманистической (рационально-этико-экзистенциальной) педагогической парадигмы педагогическое сопровождение личности представляет собой оказание целесообразной и целенаправленной помощи со стороны педагогов, стимулирование персональной активности, самоорганизации, гуманного жизнетворчества с опорой на свободное развитие[7].

Говоря о воспитывающе-обучающей, социализирующей сторонах педагогического сопровождения, отечественные специалисты трактуют его на уровне: педагогической системы, педагогической концепции, педагогической деятельности, педагогической работы, педагогического процесса, педагогической технологии.

Таким образом, педагогическое сопровождение носит комплексный характер, представляет собой совокупность содержательных, структурных, процессуальных, деятельностных характеристик, разнообразие форм (институциональной, временной, пространственной). В контексте гуманистической парадигмы (рационально-этико-экзистенциальном направлении)  педагогическое сопровождение приобретает статус центрального процесса во взаимоотношениях педагога и обучающихся, который концентрируется на позитивных сторонах личности, укрепляя ее веру в собственные силы, возможность преодоления трудных ситуаций, жизненные перспективы.

 

Список литературы

1.      Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 2001. – 298 с.

2.      Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1978. – 699 с .

3.      Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 1997. – 960 с.

4.      Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 576 с.

5.      Стайл Ш. Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными / пер. с англ. М. Чомахидзе-Доронина; научн. ред. Т. Базаров. – М. :Претекст, 2013. – 281 с.

6.      Торопов Д.А. Инновации в профессиональном образовании Германии // Педагогика. –2012. – 37. – С. 113- 120.

7.      Ульянова И.В., Свинарева О.В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: www.science-education.ru/127-20857 (дата обращения: 01.10.2015).

8.      Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. - М. :РосНОУ,2015. - 416 с.