Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Сегодня технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости образовательного процесса [1]. Потенциал технологизации накапливался в многочисленных работах отечественных ученых П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, И.П. Калошиной, З.А. Решетовой, И.И. Ильясова, Л.Н. Ландо, Н.А. Мечинской, М.Я. Микулинской, Л.Ф. Обуховой, О.С. Анисимова, Б.И. Коротяева, С.И. Шапиро, А.Б. Наумова, В.В. Белича, В.П. Беспалько, В.М. Монахова, а также зарубежных ученых Б. Блума, Дж. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама, М. Минского и др. Непосредственное же формирование научных основ технологизации образования приходится на рубеж третьего тысячелетия. Технология развивающего обучения в профессиональной подготовке в вузе должна основываться на принципах [2]: -проблемности, когда изучение дисциплины ведется на основе проблемного подхода к усвоению гуманитарных знаний, в результате чего обеспечивается творческое отношение обучающихся к культуре, к своей будущей профессии, вырабатываются творческое воображение, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования, полноценнее включаются механизмы развития личности на базе имитации будущей профессиональной и пр.); -индивидуализации, который обеспечивает возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучающихся, позволяет вести педагогический учет их дифференциально-психологических особенностей, помогает каждому обучающемуся осознавать себя личностью, выявить и раскрыть свой творческий потенциал; -личностно-деятельностном, который позволяет реализовать комплексную дидактическую цель, определяющую структуру и содержание рабочей программы дисциплины. В ней предусматривается не только усвоение знаний, но и способов этого усвоения, а также деятельность по развитию познавательных сил и творческого потенциала личности будущих специалистов. При этом обучающийся ставится в центр образовательного процесса. Рассмотренные принципы развивающего обучения, ориентирующие будущих специалистов на овладение опытом саморазвития, включают систему гуманистических ценностей, связанных с прогрессом науки и нравственностью и использующихся в практическом умении самооценивания, самопрограммирования, самопроектирования своей будущей профессиональной деятельности.
Технология развивающего обучения раскрывает цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия участников педагогического процесса и достигаемые при этом результаты, и может быть охарактеризована следующими структурными компонентами: целевым, содержательным, операционным, деятельностным, результативным. Целевой компонент связан с четким определением целей технологии развивающего обучения, с осознанием и принятием этих целей обучающимися. Целевые установки оказывают существенное влияние на обучаемых, создавая мотивационные ориентации, активизируют учебно-познавательную деятельность, обеспечивая эффективное освоение программного материала. Сущность целевого компонента состоит в создании психолого-педагогических условий для усвоения требуемого объема знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности, а также для развития наклонностей и способностей личности студентов, раскрытия их творческого потенциала, формирования их научного мировоззрения, нравственной и гуманитарной культуры, которые являются важными компонентами жизнедеятельности будущих специалистов. Содержательный компонент представляет собой объем научно-культурных знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и гуманистических идей, которые должны освоить студенты в вузе для дальнейшей профессиональной деятельности. Операционный компонент включает в себя, с одной стороны, методы и формы обучения, способствующие развитию познавательных сил и способностей студентов, формирующие их мировоззрение и обеспечивающие необходимую подготовку для будущей профессиональной деятельности, а с другой стороны - инструментальную составляющую технологии развивающего обучения: учебную и методическую литературу, видеофильмы, компьютерные программы с тестовыми заданиями и др., т.е. ресурсы, необходимые для ее реализации. Деятельностный компонент учитывает взаимодействие преподавателей и студентов, их сотрудничество, организацию и управление, опирающихся на принцип индивидуализации и личностно-деятельностного подхода, способствует созданию комфортных условий для студентов за счет устранения перегруженности учебным материалом и возможности свободного выбора уровня сложности заданий, времени изучения и сдачи изученного учебного материала, а также обеспечивает комфортные условия преподавателю для осуществления его образовательной деятельности. Результативный компонент отражает эффективность применения технологии развивающего обучения и характеризуется достигнутыми успехами в реализации поставленной цели. Поэтому он включает поэтапную своевременную диагностику, коррекцию и контроль степени освоения учебного материала студентами. Педагогические условия, способствующие реализации развивающего обучения, заключаются в следующем: 1.Направленность содержания технологии развивающего обучения на формирование мотивационно-ценностного отношения к процессу обучения в вузе. 2.Использование на основе принципа проблемности активных форм и методов подготовки, формирующих систему знаний и умений в области профессиональной деятельности, профессиональную культуру, обеспечивающую владение социально-культурными аспектами осваиваемой профессии. 3.Создание эмоционально-благоприятной атмосферы на занятиях по формированию. 4.Осуществление поэтапного формирования личности студентов в ходе образовательного процесса в вузе. 5.Разработка стратегии прогностической функции технологии развивающего обучения. Таким образом, технология развивающего обучения представляет собой совокупность педагогических условий, определяющих на основе принципа проблемности подбор и компоновку содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих развитие личности студентов, комфортные субъект-субъектные отношения субъектов образовательного процесса по достижению эффективного результата профессиональной подготовки.


Список литературы
1. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. – Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 . – 317 с.
2. Пономарева Л.Н. Технология модульного обучения как средство гуманизации профессиональной подготовки специалистов. Дисс. … канд.пед.наук. – Ставрополь, 2000.- 218 с.