Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Авторы:
Город:
Ялта
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
В последние годы в содержании высшего образования происходят существенные изменения, определяются его новые приоритеты и выдвигаются совершенно новые требования к профессиональной подготовке будущих специалистов. В связи с этим актуализируется и проблема формирования профессионального имиджа будущего социального педагога. Выпускники и молодые специалисты по социальной педагогике испытывают необходимость в целостном, положительном профессиональном имидже, и при этом большинство молодых социальных педагогов не знают, каким образом его формировать, полагаясь в этом только на свою собственную интуицию. На сегодняшний день в вузе профессиональный имидж формируется стихийно и фрагментарно, что отражается в дальнейшем на всей профессиональной деятельности студентов специальности «Социальная педагогика». В контексте нашего исследования вызывают научный интерес работы, посященные исследованию имиджа педагога (А. Калюжный [2], Е. Ковалева [3], С. Маскалянова [4], Н. Тарасенко [6], В. Черепанова [8]), а также труды относительно теоретических и практических аспектов развития педагогической имиджелогии (В. Горчакова [1], И. Симонова [5], В. Черепанова [7]). Исследование предполагало специально организованное формирование профессионального имиджа у будущих социальных педагогов, которое осуществлялось с помощью обоснованного и взаимосвязанного комплекса педагогических условий, способствующий формированию мотивационной и ценностной направленности на деятельность по созданию профессионального имиджа, усвоению соответствующей теоретической базы, развитию практических умений и навыков относительно проблемы исследования, оптимизации личностно-индивидуального усовершенствования через рефлексивный мониторинг. Формирующий эксперимент исследования включал в себя такие этапы как: мотивационный, ориентационно-теоретический, технологический и презентационный. Мотивационный этап выполнял стимулирующую функцию и являлся пусковым механизмом формирования профессионального имиджа. Этот этап был нацелен на обеспечение высокого уровня заинтересованности будущих социальных педагогов в своей профессии в целом и направленности на деятельность по созданию профессионального имиджа в частности, интенсификацию студентов путем внедрения активных форм и методов в образовательный процесс, таких как лекции-дискуссии, лекции-диалоги, лекции-визуализации, семинары-конференции, тренинги, метод дискуссии, «мозговой штурм», методы группового решения творческих задач, метод кейсов, игровые технологии. Учебные занятия с использованием таких форм и методов давали возможность студентам проявить умственную самостоятельность и инициативность, создавали почву для побуждения их к деятельности, направленной на имиджирование, активизировали интерес к выбранной профессии.

Для повышения интереса и привития любви к будущей профессии, тяги к знаниям, проявлению стремления расширить свой кругозор, увеличению словарного запаса, что поможет в будущем выпускнику раскрыть свой профессиональный талант и заниматься самосовершенствованием своей личности, мы вовликали студентов в научную деятельность на ранних этапах обучения в вузе. Особое внимание при этом уделялось организации совместной научной работы старших и младших курсов, что дало возможность привлечения потенциально новых идей для разрешения той или иной научной проблемы. Сформировать мотивационно-ценностную направленность студентов специальности «Социальная педагогика» на деятельность по созданию профессионального имиджа и развитие своей личности помогли также кураторские часы на темы: «Путешествие в мир имиджа»; «Этикет и культура поведения социального педагога»; «Имидж и моя профессиональная деятельность», «Внутренняя и внешняя красота человека», «Культура речи». После проведения воспитательной работы со студентами у них наметились тенденции к формированию системы знаний и убеждений относительно специфики будущей профессиональной деятельности и осознанный интерес к профессиональному имиджу. Итак, организованная особым образом учебно-воспитательная работа высшего учебного заведения содействовала формированию мотивационно-ценностной направленности студентов на деятельность по созданию профессионального имиджа. Второй, ориентационно-теоретический, этап представлял собой этап овладения совокупностью научных знаний про имидж, обеспечивающих способность будущего социального педагога к освоению технологии формирования профессионального имиджа. Эти задачи решались с помощью: – обогащения рабочих программ специальными темами по проблеме имиджа таких учебных дисцилин, как «Введение в специальность», «Этика социально-педагогической деятельности», «Социальная педагогика», «Технологии социально-педагогической деятельности», «Педагогика», «Общая психология», «Актуальные проблемы социальной педагогики», «Самовоспитание и саморегуляция личности» и др. Так, было осуществлено дополнение лекционного материала учебных дисциплин такими темами, как: «Имиджелогия в профессиональном образовании», «Технологии формирования имиджа», «Инновационные технологии формирования профессионального имиджа социального педагога», «Вербальный имидж и его влияние на профессиональную деятельность социального педагога», «Этические нормы, ценности и их взаимосвязь с имиджем социального педагога». Процесс формирования прочной теоретической базы знаний обеспечивался также с помощью расширения тематики семинарских занятий. В частности, дисциплина «Введение в специальность» была обогащена темами «Профессионально обусловленные требования к личности социального педагога» и «Составляющие идеального социального педагога»; в рамках предмета «Социальная педагогика» рассматривалась тема «Профессиональный имидж как залог успешной профессиональной деятельности»; в дисциплину «Самовоспитание и саморегуляция личности» включена тема «Профессиональное самосовершенствование и его роль в процессе формирования имиджа социального педагога». – использование инновационных методов обучения: дискуссии, мини-конференции, ПОПС-формулы, обучающие игры и упражнения, метод эссе. Овладение студентами системой научных знаний об имидже, формирование у них основ знаний о профессиональном имидже социального педагога и особенностях его формирования свидетельствуют о завершении ориентационно-теоретического этапа формирующего эксперимента. Третий, технологический этап, имел наибольшее значение в процессе формирования профессионального имиджа будущего социального педагога. На данном этапе непосредственно осуществлялось формирование профессионального имиджа будущего социального педагога. Технологическое обеспечение этого процесса включало выделение в структуре учебных занятий практикума «Профессиональное самопознание» (по 10-15 минут каждого практического занятия профессионально-ориентированного цикла дисциплин) и внедрения разработанного спецсеминара «Современный профессиональный имидж социального педагога», при изучении которого особое внимание уделялось отработке практических умений и приобретению прочных навыков работы по конструированию профессионального имиджа. Особое внимание при этом уделялось таким методам, как беседы, обсуждения, арт-терапевтические техники, имидж-техники, тренинги, мини-конференции, самостоятельный анализ литературных источников, фронтальные технологии интерактивного обучения, метод малых групп, индивидуально-исследовательские задания. Основным результатом изучения спецсеминара стало приобретение определенного опыта относительно работы над созданием профессионального имиджа и осознания важности позитивно сформированного имиджа в профессиональной деятельности социального педагога.
Технологический этап реализации модели формирования профессионального имиджа считался завершенным, когда студенты демонстрировали сформированные умения и навыки, использовали их в своей жизнедеятельности, следили за своим поведением, стремились к саморазвитию и самосовершенствованию, проявляли желание работать над собой и своим имиджем не только во время учебных занятий, но и в повседневной жизни. Последний, презентационный, этап обеспечивал оценку уровня сформированности профессионального имиджа будущего социального педагога преподавателями, а также самооценку студентами. Этап включал в себя выполнение различных заданий на семинарских и практических занятиях, а также во время внеаудиторной работы: задания для самопрезентации своей личности, составление психологической характеристики на себя и программы по саморазвитию и самовоспитанию, заполнение дневника по формированию профессионального имиджа социального педагога и написание самоотчета. Итак, описанные выше этапы опытно-экспериментальной работы усилили процесс формирования профессионального имиджа будущего социального педагога в процессе профессиональной подготовки.

Список литературы
1. Горчакова, В. Г. Имиджелогия. Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / В. Г. Горчакова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 335 с.
2. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя [Текст] / А. А. Калюжный. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 222 с.
3. Ковалева, О. О. Психологічні особливості формування основ професійного іміджу у майбутніх педагогів : автореф. дис. … канд. пед. наук : 19.00.07 «Педагогічна та вікова психологія» / Олена Олександрівна Ковалева. – Одеса, 2007. – 22 с.
4. Маскалянова, С. А. Формирование профессионального имиджа будущего социального педагога [Рукопись] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Светлана Александровна Маскалянова, 2005. – 203 с.
5. Симонова, И.Ф. Педагогика имиджа. Монография [Электронный ресурс] / И. Ф. Симонова. –СПб, 2012. – 304 с. Режим доступа: http://simmerk.ru
6. Тарасенко, Н. А. Формирование индивидуального имиджа будущего учителя : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Н. А. Тарасенко. – Оренбург, 2002. – 22 с.
7. Черепанова, В. Н. Введение в педагогическую имиджелогию [Текст] : учебное пособие для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров / В. Н. Черепанова ; ТюмГНГУ. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2008. – 336 с.
8. Черепанова, В. Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 «Общая педагогика» / Вера Никандровна Черепанова. – Тобольск, 1998. – 22 с.