16 октября 2016г.
Образовательный опыт, полученный студентом педагогического вуза, впоследствии напрямую влияет на формирование модели взаимодействия будущего учителя с другими субъектами профессионального коллектива.
Особенно актуальным представляется изучение влияния такого опыта на становление будущего учителя иностранного языка в системе начального образования. Учебный предмет «Иностранный язык» в настоящее время официально вводится со 2 класса начальной школы, следовательно, умение решать профессиональную задачу взаимодействия становится необходимым аспектом подготовки специалистов в высших педагогических учреждениях.
В нашем исследовании мы детально рассматриваем подготовку будущих учителей к профессиональному взаимодействию с коллегами. Под таким взаимодействием мы понимаем совместную деятельность, направленную на ценностные согласования и реализацию профессиональных позиций, обеспечивающую качество педагогического процесса и его результатов в начальной школе [4]. Профессиональное взаимодействие включает в себя социальные, психологические и педагогические аспекты. Способность эффективно взаимодействовать с коллегами позволяет учителю в равной степени реализовывать коллективный и личностный потенциалы.
Мы предполагаем, что взаимодействие студента педагогического вуза с преподавателями, сокурсниками и другими субъектами образовательной среды формирует ту самую модель, которая далее становится фундаментом для построения профессиональных отношений в педагогическом коллективе школы.
Соответственно, характер такого взаимодействия, отношение к взаимодействию, степень вовлеченности в него студента — все это влияет на эффективность будущей профессиональной деятельности, важнейший компонент которой - слаженная работа педагогического коллектива.
Компетенции, направленные на становление специалиста, способного осуществлять взаимодействие с коллегами, отражены в обновленном ФГОС ВО [5]. Выпускник программы бакалавриата по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» должен обладать такими общекультурными компетенциями (ОК), как:
– способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
– способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5).
Среди профессиональных компетенций (ПК) выпускника с присвоенной квалификацией «академический бакалавр» присутствует готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6).
От специфики профессионального взаимодействия, организованного в вузе, зависит уровень компетентности будущих учителей. Организаторами при этом выступают субъекты взаимодействия.
Все участники взаимодействия (их субъективные характеристики, мотивы и цели), объект (содержание) взаимодействия, цели взаимодействия моделируют различные ситуации общения (контексты взаимодействия) [3]. В исследовании проблемы подготовки студентов к профессиональному взаимодействию с коллегами мы рассматриваем педагогическое общение как форму профессионального сотрудничества, являющегося условием оптимизации учебно-воспитательного процесса и развития личности участников этого общения [1].
Е.В. Неумоева-Колчеданцева, автор рабочей программы, направленной на формирование необходимых умений и навыков управления процессом профессионального педагогического взаимодействия, выделяет следующие основные задачи данного процесса [2]:
– ознакомление студентов с сущностью, структурой, содержанием, функциями педагогического общения, структурой и содержанием социально-психологической компетентности;
– создание условий для формирования умений и навыков интерпретации и адекватной оценки явлений, относящихся к области профессионального педагогического общения;
– создание условий для овладения технологией педагогического общения;
– создание условий для формирования ценностного отношения к педагогическому общению и его субъектам, для становления позиции педагога в профессиональном общении, адекватной объективному содержанию и назначению педагогической деятельности.
Вуз является экспериментальной площадкой для построения модели многоуровневого профессионального взаимодействия через общение между субъектами образовательного процесса — студентами, преподавателями, администрацией, представителями учреждений, на базе которых проводятся учебно-производственные практики.
Многоуровневость профессионального взаимодействия в вузе отличается открытой, динамичной системой организации данного взаимодействия между всеми его субъектами.
На уровне взаимодействия «преподаватель-преподаватель» примером может послужить совместная разработка программ различных учебных дисциплин. Такая деятельность подразумевает планирование содержания обучения, его методических и технологических составляющих, интегративный характер обучения в целом. Полученные программы способствуют большей вовлеченности студентов в процесс взаимодействия как с преподавателями, так и друг с другом. Если при этом создаются условия для совместной учебной деятельности, студенты помимо содержания учебных дисциплин познают новые формы учебного и профессионального взаимодействия, осваивают умения педагогического общения, выполняя совместные задания и осуществляя совместные исследования. В результате возникает потребность согласовывать совместную деятельность, приходит осознание значимости данного процесса.
Формирование субъекта профессионального взаимодействия имеет длительный и стадиальный характер [6]. Анализ современного опыта осуществления профессионального взаимодействия в педагогических вузах показывает, что в большинстве случаев студенты осознают значимость этого явления, но испытывают трудности с реализацией такого взаимодействия. Осознанность, в основном, приходит вместе с теоретическими знаниями, полученными при изучении профильных педагогических дисциплин. При этом стадию получения практического опыта профессионального взаимодействия, ответственного за закрепление позитивного отношения к совместной деятельности, будущие учителя проходят далеко не всегда.
На этапе обучения в вузе необходимо обогащение практического опыта студентов разнообразными способами и формами взаимодействия, способствующими «обмену» общепрофессиональными знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентациями. Междисциплинарные различия в этом случае лишь обогащают данный процесс, настраивают субъектов взаимодействия на поиск единых педагогических ориентиров.
Именно осуществление активного межсубъектного взаимодействия в образовательной среде вуза, демонстрация такого взаимодействия и включение в него студентов играет ключевую роль в становлении будущего учителя иностранного языка как перспективного субъекта профессионального взаимодействия с коллегами в начальной школе.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов–на–Дону, 1997. - 480 с.
2. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Основы педагогического взаимодействия с тренингом социально-психологической компетентности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.68 Педагогическое образование, магистерской программы «Педагогика высшей школы», очной формы обучения. - Тюмень, 2011. - 20 с.
3. Погосян В.А. Студент в новых контекстах социально-образовательного взаимодействия / В.А. Погосян // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. - СПб., 2012. - № 3 - С. 28-35
4. Радионова Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе: дис. д.пед.н. - Ленинград, 1991. — 470 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 27.09.2016).
6. Чикова И.В. Формирование взаимодействия как профессионального навыка совместной деятельности будущего педагога с субъектами образования / И.В. Чикова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск, 2008. – № 11 (18). – С. 107-115.