Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ПОЗИЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Требования не только к профессиональной компетентности, но и к личностным качествам будущих педагогов постоянно повышаются. Учитель изобразительного искусства, помимо обучения своих будущих учеников основам преподаваемого предмета, должен способствовать социализации  и формированию общей культуры личности каждого воспитанника. Современная общеобразовательная школа желает видеть в выпускнике факультета искусств педагога ИЗО, способного ориентироваться в мире художественных ценностей, знающего историю европейского и отечественного искусства, разбирающегося в специфике различных видов изобразительного искусства и умеющего передать ценностное отношение к искусству и культурному наследию своим ученикам [6; стр. 411-417].

Одними из важнейших качеств, на наш взгляд, необходимых для профессионального и культурного становления будущего учителя изобразительного искусства, является визуальная культура. Для того, чтобы дать характеристику данному феномену, относительно профессиональной подготовки специалистов в области изобразительного искусства, нам необходимо первоначально обратиться к трактовкам профессионально- педагогической культуры, которая изучались многими исследователями-педагогами (З.Ф. Абросимова, А.В. Барабанщиков, Н.М. Багвенков, И.В. Гребенщиков, И.Т. Гусев, С.В. Захаров, И.Ф. Исаев, С.Н. Козлов, Г.Н. Левашова, Л.А. Нейштадт, В.И. Писаренко, Ю.М. Рябов, В. А. Сластенин и др.). В специальных словарях по педагогике педагогическая культура представлена как интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности преподавателя и цель профессионального самосовершенствования [7; стр. 576]. То есть, процесс становления, педагогической культуры неразрывно связан с профессиональной деятельностью педагога.

Обратимся к анализу профессиональной культуры с позиции исследователей в области педагогики. Одним из первых данный феномен начал рассматривать известный педагог В.А. Сухомлинский, отметивший, что среди наиболее значимых черт учителя следует подчеркнуть привязанность к детям. Ученый считал, что основой высокой педагогической культуры является воспитание чувств учителя [10; стр. 15]. В процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства воспитание чувств очень важно, поскольку искусство, во всей его многогранности, предполагает эмоциональное взаимодействие с человеком.

Особый вклад в исследование данного вопроса на вузовском уровне внесли работы А.В. Барабанщикова и С.С. Муцынова. Впервые проблема педагогической культуры преподавателя вуза было поставлена в 1980-х года А.В. Барабанщиковым, под которой он понимал определѐнную степень овладения им педагогическим опытом человечества, степень его совершенствования в педагогической деятельности, уровень развития его личности [2; стр. 71]. То есть, развитие профессиональной культуры преподавателя происходит по мере овладения ценностным общечеловеческим опытом.

Определение профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза дано И.Ф. Исаевым и охарактеризовано как «мера и способ творческой самореализации его личности в разнообразных видах педагогической деятельности, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей» [3; стр. 23-24]. Содержание профессионально-педагогической культуры раскрывается как система индивидуально- профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций [3; стр. 114-115]. Таким образом, педагогическая культура в исследованиях представлена как интегративное качество личности педагога-профессионала, обеспечивающее наиболее эффективную педагогическую деятельность, являющееся обобщѐнным показателем профессиональной компетентности преподавателя и целью профессионального самосовершенствования.

Отдельные аспекты рассмотрения проблемы педагогической культуры нашли отражение во взаимосвязи с анализом педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя и преподавателя вуза в работах З.Ф. Абросимовой, И.В. Гребенщикова, Н.Н. Павелко, Н.Н. Тарасевич, и др. Ученые пришли к выводу, что педагогическая культура учителя основывается на постоянном совершенствовании профессиональных и личностных качеств специалиста, предполагает высокий уровень профессиональной деятельности.  [1; стр. 11].  Н.Н. Павелко характеризует профессионально-педагогическую культуру как системное образование – «единство педагогических ценностей, технологий, сущностных сил личности, направленных на творческую реализацию в разнообразных видах человеческой деятельности» [5; стр. 159]. То есть, проблема педагогической культуры рассматривается как совокупность профессиональных знаний, умений и личностных качеств.

Одним из параметров педагогической культуры педагога-художника является визуальная культура, которая специализирована для педагогики в области изобразительных искусств. Развитие визуальной культуры педагогов-художников заключается в том, что будущий специалист изобразительного искусства приобретает не только способности анализировать и понимать искусство, но и ориентироваться в современном окружающем визуальном пространстве. Накопленный научно-педагогический потенциал исследований в области визуалистики представляет значительный интерес для современной практики обучения будущих учителей ИЗО. Следует обратить особое внимание на то, что феномен визуальной культуры сравнительно недавно стал фигурировать в профессионально-педагогических исследованиях, посвященных проблеме подготовки специалистов высшего образования. Соответственно, исследований в данной области, применительно к профессиональному обучению педагогов-художников, в настоящее время ещѐ не достаточно много.

Обратимся сначала к зарубежному педагогическому опыту в области исследования визуальной культуры. Впервые понятие «визуальная культура» относительно процесса образования появилось 1969 году в титульном названии книги Калеба Гаттеньо, посвященной психологии образования. Основная идея автора состояла в том, что стремительное развитие телевещания приводит к радикальному изменению современной парадигмы образования [11; стр. 7]. Современная европейская и американская педагогика высшего художественного образования считает главной компетенцией учащегося именно визуальную культуру (Т. Дж. Митчелл, К. Фридман, М.Э. Холли, Дж.Д. Херберт и др.). Они полагают, что воспитание визуальной культуры эффективно под руководством преподавателя. Керри Фридман, профессор художественного образования в Северном Университете Иллинойса, пишет об условиях развития визуальной культуры учащихся в вузе: «Если люди получили от преподавателя просто «инструкцию», они могут никогда не увидеть и не осознать те изображения и художественные объекты, которые видят ежедневно. Когда же студенты совершенствуют более глубокое понимание собственного визуального опыта, они могут критично взглянуть на внешние проявления и начать размышлять над важностью  визуального  искусства в рамках культуры,  социальной сферы,  и даже  в художественном самоутверждении» [12; стр. 188]. То есть, визуальная культура является неоспоримым залогом совершенствования аналитических способностей педагога-художника, его художественного видения и собственной оценки окружающей визуальной среды, позволяющей различать ее ценностные и деструктивные влияния на подрастающее поколение.

Среди отечественных исследователей визуальной культуры личности с позиции профессиональной педагогической подготовки специалистов, следует указать В.А. Цигарева (диссертация «Метод семиотического анализа объектов визуальной культуры в духовно-нравственном воспитании молодежи», 2008 г.), О.В. Мехоношину (диссертация «Развитие визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей при изучении искусства шрифта», 2011г.); в области музейной педагогики Л. Ванюшкину (монография по музейной педагогике «Освоение культурного наследия», 2011 г.). Согласно О. В. Мехоношиной, визуальная культура – это определѐнная система, доминирующая в современном мире, которая «может быть рассмотрена как система эстетического взаимодействия человека с визуальными художественными образами, их восприятие, проекция на личностный опыт, оценка, пробуждение ассоциаций, способность к созданию выразительных визуальных образов, обладающих эстетической ценностью» [4; стр. 9]. Данная характеристика, на наш взгляд, видится сопоставимой с процессом профессиональной подготовки педагогов-художников. Исследование О.В. Мехоношиной ценно тем, что на его основе разработано методическое пособие по визуальному обучению студентов художественных специальностей. Тем не менее, на наш взгляд, для развития визуальной культуры будущих педагогов-художников, не достаточно изучения искусства шрифта. В процессе развития визуальной культуры, как частной области целостной профессиональной педагогической культуры, происходит обогащение обучающегося ценностями мирового художественного опыта, оказывающими созидательное воздействие на его личностно-профессиональную культуру.

Исходя из рассмотренного опыта исследований визуальной культуры, анализа современной культурной ситуации мы можем сделать заключение о том, что назрела потребность в подготовке специалиста изобразительного искусства, обладающего развитой визуальной культурой. Визуальная культура будущих педагогов-художников, наш взгляд, может быть охарактеризована как специфическое профессиональное качество специалиста художественного образования, под которым мы понимаем способность к эстетическому восприятию и профессиональному анализу образов искусства и окружающей действительности. Она основана на знании различных художественных традиций, умении анализировать произведения классического и современного искусства. Специалист с развитой визуальной культурой может осмысливать окружающее культурное пространство, понимает, как современная массовая культура, подпитываясь идеями классического искусства, огрубляя и примитивизируя их, оказывает деструктивное влияние на личность. Развитая визуальная культура будущего специалиста ИЗО должна включать в себя не только высокий уровень визуального мышления, но и памяти, воображения, которые также необходимы в его дальнейшей деятельности.

Влияние на процесс развития визуальной культуры будущих учителей изобразительного искусства оказывает ряд импульсов, которые значимы для самой личности обучающегося, называемые факторами. Фактор – движущая сила, причина какого-либо процесса или явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе [8; стр. 530]. Факторы оказывают мотивирующее воздействие на личность. В педагогическом процессе движущая сила, побуждающая к необходимости развития профессионально-личностных качеств, возникает как под воздействием внешних организованных педагогом высшей школы условий, так и благодаря внутренней мотивации.

1.     Культурный фактор. Поскольку визуальная культура личности является важнейшей  составляющей общей культуры будущего специалиста изобразительного искусства, формирующейся за счет погружения его в культурную среду, постижения культурных ценностей, возникает фактор культурной мотивации к самосовершенствованию в духовном и профессиональном контексте. Визуальная культура педагогов-художников–    это явление культурного порядка. Данный фактор подразумевает погружение личности будущего педагога в пространство культуры (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, А. Г. Шпенглер, Г. Шпет и другие), которое формируется из значимых для него позиций: музеи, художественные союзы, галереи, арт-площадки, когда происходит непосредственное знакомство с подлинными произведениями  классического и современного искусства. Реализация человека в культуре представляет собой многоэтапный процесс, органичной частью которого является индивидуально-личностное самоопределение и как следствие – мотивация к дальнейшему развитию собственной визуальной культуры.

2.       Социальный фактор подразумевает социальную, этническую среду, оказывающую влияние на становление будущего специалиста ИЗО и развитие его визуальной культуры. Каждый студент, являясь представителем определенной социальной среды, приобретает определенные личностные качества, получает знания, приобретает опыт и ценности. Нормализация, унификация и обусловливание ведущих социальных потребностей (коммуникация, обмен опытом, и д.т.) в процессе социального взаимодействия, образует основание для организации постоянных связей между людьми в пространстве культуры [9; стр. 36]. То есть, как показывает исторический опыт, культурная самобытность определенного социума формируется с помощью взаимодействия его представителей, как внутри социальной группы, так и выходя за ее пределы, с другими группами. Речь может идти как об этнических социальных группах, так и о социальных институтах, субкультурах и т.д. Учитывая данное обстоятельство, педагогам высшей школы необходимо брать во внимание, что у каждого студента, как представителя определенного социума, изначально сформирована своя видимая картина мира. Соответственно, и развитие визуальной культуры будет у каждого студента идти своим путем. Но при этом, в процессе педагогического общения с другими студентами, имеющими иные культурные ценности, происходит обмен опытом, взаимообогащение, непосредственно оказывающее влияние на развитие визуальной культуры будущих специалистов.

3.   Психолого-педагогические факторы в отличие от культурных и социальных, возникающих часто еще до поступления студента в вуз, формируются в образовательном процессе:

1)      Осознание студентами ценности развития визуальной культуры как профессионального качества, необходимого будущему педагогу-художнику, на наш взгляд, является одним из важных факторов. Если развитие визуальной культуры значимо для студента, то он будет стремиться к ее совершенствованию. Соответственно и отношение будущего специалиста к знаниям и умениям приобретет иной, ценностный смысл. Педагог высшей школы, обнаружив у студента это стремление, должен принимать меры для дальнейшего стимулирования процесса.

2)      Другим значимым педагогическим фактором являются непосредственно сами меры, принимаемые высшей школой. К ним можно отнести создание педагогических условий, внедрение в учебный процесс образовательных технологий, применение подходящих методов обучение, использование средств и т.д. Все эти меры должны способствовать более эффективному развитию визуальной культуры будущих педагогов- художников. Миссией педагога высшей школы является воспитание глубоко образованного в области изобразительного искусства специалиста, умеющего анализировать визуальные образы, уметь выявлять их эстетические качества и передавать свой опыт ученикам.

Развитие визуальной культуры обеспечивает полноценное становление личности будущего педагога- художника, способного воспитывать своих учеников, понимать, в каком культурном слое находятся их эстетические представления, передавать им опыт ценностного отношения к изобразительному искусству.

 

Список литературы

1.      Абросимова, З.Ф. Педагогическая культура учителя: Учеб. Пособие / З.Ф. Абросимова, Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 1999. – 68 с.

2.      Барабанщиков, А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов: к вопросу о сущности педагогической культуры / А.В. Барабанщиков // Сов. педагогика, 1981 - № 7

3.      Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев, М: Академия, 2002г. – 208с.

4.      Мехоношина, О.В. Развитие визуальной культуры студентов художественно-педагогических специальностей при изучении искусства шрифта / Автореферат диссертации на соискание учѐной степени кандидата педагогических наук // О.В. Мехоношина, М: РАО Институт художественного образования, 2011г. – 22 с.

5.      Павелко, Н.Н. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности учителя: Монография / Н.Н. Павелко. Краснодар, 2004. – 306 с.

6.      Прокопова, А.С. Развитие представлений и воображений будущих педагогов-художников в процессе обучения / журнал Новые идеи нового века – 2015: материалы Пятнадцатой Международной научной конференции в 3 т. Т 2 // А.С. Прокопова, Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. университета, 2015. – стр. 411-417.

7.      Рапацевич, С.Е. Современный словарь по педагогике / С.Е. Рапацевич, Минск: Современное слово, 2001г. – 927с.

8.      Словарь иностранных слов. – 7-е издание, перераб. – М.: Русский язык, 1979 – 624 с.

9.      Сухая, В.В. Факторы социокультурных трансформаций искусства в философии культуры П. Сорокина – автореферат диссертации на соискание степени кандидата наук / В.В. Сухая, М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.

10.   Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения в 5 т. – т. 1 Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский, Киев: Радянськая школа, 1980 г. – 719 с.

11.   Чулков, О.А. Визуальная культура / О.А. Чулков, СПб: ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2014. – 130 с.

12.   Dikovitskaya, M. Visual Culture : The Study of the Visual after the Cultural Turn / Dikovitskaya M. – Massachusetts : MIT Press, 2005. – 316 p.