Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Происходящие в обществе неопределѐнно-изменчивые условия свидетельствуют о нестабильности во всех сферах жизнедеятельности человека. И в условиях динамичности, нестабильности и неоднозначности, присущих современному миру, стратегия образования направлена на подготовку личности, устойчивой к внешним манипуляциям, способной выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы. Также молодому специалисту в условиях непрерывного потока информации и постоянной смены технологий, возможно и переучиваться, переквалифицироваться в другого специалиста. В основе реализации данных требований лежат такие качества личности, как самоорганизация, самостоятельность, определяющие субъективное развитие индивида.

В реальной практике наблюдается у многих отсутствие такого качества как самоорганизация, что в определенной степени обусловлено социально. Данное личностное качество позволяет осуществлять деятельность, адекватную общественной ситуации, на основе самостоятельности, самоорганизации, что проявляется в критичности мышления, самоконтроле, ответственности и творчестве. Интерес к данной проблеме в педагогике определяется изменившимися потребностями общества на личность активного, исследовательского типа.

Самоорганизация и самостоятельность представляют собой системное качество индивида как результат взаимодействия его воли, рефлексии и активности, что основано на росте самосознания и миропонимания личности, выражающемся в уровне еѐ интеллекта и ценностных ориентациях, как подчеркивается в трудах А.Г. Асмолова [1] и Л.С. Выготского [3]. Формирование и развитие самоорганизации и самостоятельности личности представляет собой жизненное усилие по выходу за свои природные, социальные и психологические рамки.

Самоорганизация студента обеспечивается реализацией педагогических потенциалов активизации его личностного роста. Самоорганизация личности студентов – динамичный процесс, который поддерживается определѐнным состоянием необходимых объективных условий, характеризующих педагогическое его сопровождение. Несмотря на то, что в педагогической теории издревле обращалось внимание на необходимость поддержки самостоятельного развития обучающегося, традиционно образование стремилось втиснуть его в наперѐд заготовленные рамки, вести по проторенной дорожке. В результате, как отмечает М.К. Мамардашвили, из года в год разрушалось воспитание воли и способности к самостоятельным усилиям, самоорганизации, что ведет к убыванию умения ориентироваться в жизни [4].

В настоящее время самоорганизация в учебной деятельности не занимает своего места, является как бы побочным явлением, поскольку возникает не всегда. Но в социальном пространстве учебного заведения существует возможность создания среды для самоорганизации личности, что ставило перед нами разработать ее модель. При разработке модели такой среды нами последовательно решались две задачи: поиск педагогических условий, в которых могло бы происходить становление самоорганизации студента; определение модели учебной деятельности, вовлекаясь в которую студент мог бы наиболее полно проявить свою самостоятельность, самоорганизацию.

В решении данных задач мы руководствовались идеями личностно-ориентированного обучения. В них выделяются такие его положения, как: аксиологическое (введение обучающихся в мир ценностей и оказание помощи в их восхождении к ценностям общества), когнитивное (обеспечение научными знаниями), деятельностно-творческое (формирование и развитие у обучающихся способов деятельности, творческих способностей) и личностное (обеспечение познания себя, овладения способами самоорганизации, саморегуляции, самосовершенствования).

Одновременно с этим мы опирались на концепцию «вторичного обучения» Г. Бейтсона [2] и М. Мида [5], согласно которой то, каким образом люди учатся думать, в большей степени определяется не столько содержанием знаний, а способами подачи материала, которые порождают потребности в самостоятельности у студентов. Все это достигается сопровождением учебной деятельности студентов. В сопровождении сопряжены поддерживающая (гуманистическая) и стимулирующая (мотивирующая) функции преподавателя.

Поддерживающая функция преподавателя характеризуется как педагогическое сопровождение личностного развития студентов с ориентацией их на гуманистические ценности.

В основе гуманистического мировоззрения в системе образования лежит идея саморазвития, самоорганизации личности, что представляет собой педагогический принцип признания способности личности к самоорганизации, к самосовершенствованию. Данный постулат получает в работе Г. Олпорта [6] дальнейшее развитие как принцип уважения личности обучающегося, развития в нем созидательной активности и оказания ему помощи в овладении способами самовыражения и самосовершенствования. И преподаватели работают над совершенствованием осуществляемой учебной деятельности.

Изучение и анализ передовой практики показывает, что наряду с традиционными лекциями, семинарами положительные результаты для самоорганизации обучающихся дают апробированные формы и методы педагогического сопровождения:

-       индивидуальные и групповые беседы, инструктаж, коррекция, аутотренинг, профессиональные консультации;

-   социально-психологический тренинг межличностного общения, имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии в диалоговом режиме;

-   поисково-творческая и проектно-исследовательская деятельность, реализуемая как на занятиях, так и во внеучебной работе и др.

При изучении передового опыта также выявлены другие положения, связанные с формами и методами педагогического сопровождения, которые зависят от компетентности преподавателей, что проявляется в использовании ими как стратегического, так и тактического и технологического типов сопровождения. При стратегическом типе педагог на основе анализа продуктов учебной, познавательно-трудовой деятельности студентов создает развернутую программу своих последовательных действий по сопровождению. Используя тактический тип сопровождения, он включает реализацию развернутой программы во всех сферах жизни студенческого коллектива. При технологическом типе сопровождения он находит конкретные методы, способы, средства, способствующие ориентации студентов на самоорганизацию. В целом, использование данных типов сопровождения способствует расширению учебных занятий субъектной направленности, обеспечивающей самоорганизацию студентов в учебной деятельности.

Рассмотренные идеи и положения педагогического сопровождения подчеркивают, что формирование саморазвития, творческого потенциала личности возможно только при смене приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность обучающегося с учетом его способностей, особенностей и возможностей. Активизация познавательной самостоятельности студентов как положение педагогического сопровождения представляет собой систематическое и целенаправленное субъектно-согласованное взаимодействие преподавателя и студента, направленное на совершенствование содержания форм, методов, приемов и средств обучения и самообучения с целью возбуждения познавательного интереса, повышения активности, самостоятельности обучающихся.

На основе рассмотренных концептуальных идей и положений опытная работа проводилась в Педагогическом институте Северо-Восточного Федерального университета. При разработке самоорганизации в учебной деятельности мы исходили из процесса самоучения. Его суть заключается в умении ставить учебные цели (отделять известное от неизвестного; что искать в справочнике; о чем надо спрашивать преподавателя и т.д.), что характеризуется как идеальная модель деятельности обучающегося, умение учить себя самостоятельно. С этим связано использование в опытной работе как основные формы организации обучения проблемных лекций, самостоятельной работы с дидактическим средством самообучения, разработанным преподавателем, проектной деятельности, модулей как блоков лабораторных работ по определѐнной теме.

В процессе опытной работы как одно из средств формирования самоорганизации студентов в познавательной деятельности использовано проблемно-эвристическое обучение. Суть его заключается в том, что снимается разделение между усвоением и применением знаний: студент получает, открывает, усваивает новые знания, самостоятельно решая проблемные учебные задачи различного уровня сложности. Метод создания проблемных ситуаций предусматривает творческую активность и самостоятельность студента.

Также использована технология модульного обучения. Это дидактический процесс, который включает формулирование целей, определение, структурирование блоков и их содержания с выделением базового и элективного уровней усвоения. Базовый уровень включает обязательные структурные единицы,  элективный уровень – по выбору студента. Студенту предоставляется возможность свободного выбора форм, видов познавательной деятельности в соответствии с его возможностями, склонностями и потребностями. Модульно- проективная технология позволяет студенту самому управлять организацией и содержанием учебно- познавательного процесса, т.е. интенсифицировать самостоятельную творческую работу.

И в программе опытной работы предусмотрено постепенное уменьшение объѐма заданий репродуктивного уровня и одновременный рост объѐма заданий продвинутого уровня, а также изменение роли преподавателя в учебной деятельности студента (от организации до консультаций). В соответствии с этим меняется характер учебной деятельности студентов на каждом из этапов сопровождения самоорганизации, которые были выделены, исходя из уровней сформированности самостоятельности личности.

Таким образом, педагогическое сопровождение направлено на то, чтобы вызвать у обучающихся активность и инициативу, так как любая успешная деятельность возможна только через самостоятельную реализацию субъектом его активности, сочетание педагогического сопровождения с развитием инициативы и самостоятельности студентов.

В целом, как показала опытная работа, технология активизации познавательной самостоятельности, самоорганизации студентов реализуется по определенным правилам: признание обучающегося субъектом учебной деятельности, включая целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности; организованная подача материала с использованием исследовательских, эвристических и проблемных методов обучения; использование учебного материала, опережающего развитие обучающегося, для стимулирования, направления и ускорения развития природных и приобретенных данных личности и т.д.

В результате анализа педагогического сопровождения самостоятельности студентов в учебной деятельности определены оптимальные педагогические условия, способствующие самоорганизации студентов:

•      осознание педагогом самого себя как партнѐра и принятие им фасилитирующей функции по стимулированию самоорганизации у студентов;

•       актуализация ценностно-смысловой сферы личности студента за счѐт наполнения содержания образования личностным смыслом;

•      обеспечение субъект-субъектного взаимодействия участников  педагогического процесса за счѐт использования потенциала диалога и стимулирования восхождения активности студента в образовательном процессе от ситуативно-зависимого поведения к надситуативной активности и свободе.

В результате реализации разработанной программы опытной работы по педагогическому сопровождению самоорганизации студентов в учебной деятельности значительно, в два-три раза по сравнению с началом опытной работы, выросло число самостоятельных в познавательной деятельности студентов, свободных в осуществлении своей учебной деятельности и способных держать ответ за еѐ результаты, т.е. у кого произошла перестройка их ценностных отношений к учебе и жизни.

 

Список литературы

1.      Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа — М.: Смысл, 2001. — 416 с.

2.      Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии: пер. с англ —М.: Смысл, 2000. — 476 с.

3.      Выготский Л. С. Психология развития человека — М.: Смысл; Эксмо, 2004. — 136 с.

4.      Мамардашвили М.К. Если осмелиться быть // Сознание и цивилизация. Тексты и беседы — М.: Логос, 2004. — С. 104–137.

5.      Мид. М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Культура и мир детства: Избранные произведения — М.: Наука, 1988. — Гл. VI. — С. 322–361.

6.      Олпорт Г. Становление: основные положения психологии личности // Становление личности. Избранные труды. — М.: Смысл, 2002. – С.166–216.