Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПЕДАГОГА ИННОВАЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ (ЭЛЕКТРОННЫЙ КЕЙС-БУК)

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Вхождение России в мировую экономику выявили оппозицию профессионального образования реальным инновационным запросам общества, вскрыли его системные недостатки – консерватизм, неспособность гибко и динамично реагировать на вызовы внешней среды, на стремительные изменения в экономике и социальной сфере.

В настоящее время в системе подготовки рабочих существует ряд основных проблем: деформации структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующие реальным потребностям рынка труда; отсталая и статичная материально-технологическая база большинства учреждений СПО, не отражающая динамику инновационных изменений в отечественном и мировом производстве; отставание содержания профессионального образования от потребностей инновационного развития страны и запросов рынка труда, от тенденций мирового социально-экономического развития.

Таким образом, актуальный уровень профессионально-педагогической компетентности педагогов профессиональной школы не соответствует требованиям государства, общества и экономики, особенно четко проявившимся в связи с изменениями условий на рынке труда; масштабы подготовки педагогов и мастеров профессионального обучения недостаточны для удовлетворения потребностей системы профессионального образования.

Очевидно, что инновационное развитие и повышение конкурентоспособности страны возможны только как следствие синергетического эффекта радикальных изменений системы профессионального образования, предусматривающих придание ей должного качества и эффективности, динамичности и гибкости, всеобщего и непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности профессионально-педагогических кадров.

Современные учреждения СПО нуждаются не столько в усовершенствовании систем подготовки рабочих кадров, сколько во внедрении инноваций: в обеспечении смены поколений материально-технологической базы, нового содержания, технологий, форм и методов профессиональной подготовки обучающихся, а также педагогического менеджмента.

В последние годы россияне столкнулись с конкуренцией на рынке средне- и высококвалифицированного рабочего труда. Основными конкурентами становятся отдельные этнические группы из ближнего и дальнего зарубежья.

Сегодня при подготовке педагогов и мастеров профессионального обучения реализуются лучшие традиции российского профессионально-педагогического (индустриально-педагогического, инженерно-педагогического) образования; одна из важнейших традиций – интеграция отраслевой (специальной), психолого-педагогической и рабочей профессии как структурных составляющих содержания подготовки.

Для анализа содержания дисциплин (модулей) произведено:

-   выявление структурно-логических схем по блокам;

-   определение взаимосвязей наиболее важных тем внутри каждого блока на основе составления моделей и модульных единиц, их группировка (на основе логико-содержательных схем);

-        проведение последовательной процедуры спецификации модульных единиц при выделении доминирующих компонентов их содержания.

Успешность реализации способа действия зависит полностью от субъекта деятельности – будущего педагога профессиональной школы. При этом должны быть выполнены следующие организационно- педагогические условия. Обучение способу действия должно быть целенаправленным и постепенным. Необходимо сначала обучать элементам процесса формирования способа действия, затем комбинировать эти элементы и в дальнейшем включать студентов в практическую реализацию способа действия, что позволит сформировать профессиональные компетенции на качественно новом уровне.

Обучение должно быть основано на активности студента. Умение определять способ действия связано с развитостью профессионального мышления будущего педагога профессиональной школы. Его можно развивать только на основе активной деятельности студента, имитирующей состояние профессионального мышления [2].

Процесс подготовки будущих педагогов профессиональной школы на основе производственно- технологического компонента профессионально-педагогической деятельности подразделяется на уровни. В основе   уровней   лежат   этапы   овладения   студентами   производственно-технологического   компонента профессионально-педагогической деятельности. На каждом уровне определены критерии, по которым можно оценивать готовность к реализации производственно-технологических функций профессионально- педагогической деятельности. Но в то же время мы вводим обобщенные показатели, характеризующие профессионально-педагогическую подготовленность выпускника.

Содержание подготовки педагогов профессиональной школы в системе профессионально-педагогического образования кардинально отличается от подготовки инженеров, техников, учителей. В данной статье особое внимание уделяется отраслевой (специальной) структурной составляющей содержания подготовки, в частности, производственно-технологическому компоненту профессионально-педагогической деятельности. При этом содержание производственно-технологического компонента должно быть поэтапно направлено на обеспечение следующих требований:

1)         содержание обучения должно быть ориентировано на формирование общекультурных и профессиональных компетенций;

2)     содержание обучения должно предусматривать формирование способов действия, характерных для

профессионально-педагогической деятельности бакалавра профессионального обучения;

3)     содержание производственно-технологического компонента детерминировано средствами дидактико- технологического обеспечения.

Дидактико-технологическое обеспечение, представляет собой систему нормативных документов, методических, технологических и контрольно-измерительных материалов подготовки педагогов профессиональной школы [3].

Под структурой дидактико-технологического обеспечения мы понимаем: во-первых, данный комплекс разработан и создан как интеграционная структура дидактических средств для отбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления профессионально-педагогической информации; во-вторых, все элементы научно-методического комплекса имеют единую целевую основу и программно-аппаратную среду; в-третьих, при проектировании и разработке дидактико-технологического комплекса предусматривается возможность его использования в рамках сетевого взаимодействия вуза со специально организованной образовательной средой (площадкой).

Состав и структура дидактико-технологического обеспечения зависит от содержания производственно- технологической области, которое отражает нормативный, учебно-методический и контролирующий компоненты. При разработке дидактико-технологического инструментария был проведен анализ содержательного поля будущей профессионально-педагогической деятельности выпускника для последующего выполнения им производственно-технологических функций в рамках компетентностного подхода.

Процесс подготовки педагога профессиональной школы средствами дидактико-технологического обеспечения определен следующими функциями: овладение операциями деятельности; ознакомления и формирования способа действия; активного овладения способом действия и ознакомления с отдельными видами работ производственно-технологического характера; активного изучения деятельности и овладения производственно технологическими работами [1].

При разработке дидактико-технологического обеспечения для подготовки педагога профессиональной школы был проведен анализ содержательного поля профессиональной деятельности будущего выпускника для последующего выполнения им производственно-технологических функций в рамках компетентностного подхода. С этой целью были проанализированы и изучены: структурно-функциональная деятельность педагогов профессиональной школы, профессиональная характеристика, единый тарифно-квалификационный справочник, квалификационная характеристика, корпоративные стандарты.

Также были определены блоки ведущих идей и понятий, составляющих теоретическую базу содержания производственно-технологического компонента подготовки будущих педагогов профессиональной школы, обучающихся в профессионально-педагогическом вузе.

Одним из инновационных средств дидактико-технологического обеспечения становится электронный кейс-бук.

Кейс-бук (с англ. case-book) – это интерактивное дидактико-технологическое средство подготовки будущих педагогов профессиональной школы, которое можно использовать в различных дидактических аспектах (особое внимание данное средство заслуживает при сетевом взаимодействии).

Метод кейсов - технология обучения, использующая описание реальных социально-экономических, производственных ситуаций, при котором обучающиеся исследуют  ситуацию, разбираются в сути проблем (производственных вопросов), предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Внедрение кейсов в процессы производственного обучения в настоящее время является весьма актуальной задачей.  Кейс  представляет  собой  описание  конкретной  реальной  ситуации,  подготовленное  в  виде инструкционно-технологической карты, предназначенное для обучения и контроля будущих педагогов профессиональной школы, а также определения уровня сформированной компетенции или части компетенции, в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием, где усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности будущих педагогов профессиональной школы по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, владениями, а также формирование производственно- технологического компонента профессионально-педагогической деятельности.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Технология работы с кейсом в учебных мастерских имеет свои специфические особенности, связанной с построением уникального учебно-производственного процесса. Сложность заключается в организации индивидуальной самостоятельной работы обучаемых с материалами кейса – учебно-производственными ситуациями (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой учебно- производственной проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках заключительного инструктажа).

Кейс – стадии на учебно-производственных занятиях могут быть представлены в виде следующих этапов: формулировка учебно-производственной задачи; выявление причины ее возникновения; переформулировка целей; выделение предположений и путей решения конкретной задачи, для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению определяются необходимые производственно-технологические ресурсы и время для выполнения поставленных задач, для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

Кейсы готовятся в пакете, включающем в себя: вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления); информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности); стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами); исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения); тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков).

Мы предлагаем кейс с заданиями в виде электронного дидактико-технологического обеспечения. Электронный кейс-бук спроектирован как электронное учебное пособие, представленное в виде ситуативных задач (с применением метода кейсов), на основе структурно-функционального подхода.

Одной из главных особенностей применения и использования электронного кейс-бука становится рациональное сочетание теоретических и производственных аспектов различных видов учебно-производственной деятельности, необходимой для формирования профессиональной компетентности и готовности к инновационной деятельности.

 

Список литературы

1.      Осипова, И.В. Моделирование процесса подготовки студентов по рабочей профессии / И.В. Осипова, Н.Н. Ульяшина // Профессиональное образование. Столица. – 2009. - №1. – С. 26-27.

2.      Ульяшина Н.Н. Проблемы формирования производственно-технологического компонента профессионально-педагогической деятельности при подготовке бакалавров профессионального обучения / Н.Н. Ульяшина, Н.И. Ульяшин // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 220-226.

3.      Ульяшин Н.И. Общая характеристика процесса подготовки студентов по рабочей профессии в профессионально-педагогическом вузе / Н.И. Ульяшин, И.В. Осипова, Н.Н. Ульяшина // Высшее образование сегодня. 2013. № 4. С. 51-53.