Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В современных условиях предъявляются новые требования к профессиональной подготовке специалиста в сфере рабочих специальностей и служащих.

Динамическое развитие общества, рост конкуренции и другие социальные предпосылки определяют запрос на подготовку профессионала. Коммуникабельность, толерантность, социальная и профессиональная мобильность, информационно-техническая культура, способность к профессиональному самосохранению и профессиональному саморазвитию, креативность, адекватная самооценка – вот неполный перечень требований, предъявляемых к личности молодого специалиста.

Профессиональное образование должно не только дать обучающимся знания, но и обеспечить формирование и развитие их познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Наиболее эффективными методами, способствующими повышению качества учебного процесса, являются интерактивные методы.

Широкое использование активных методов обучения при их детальной разработке позволяют развить важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его деятельное желание постоянно овладевать знаниями и применять их на практике.

В отличие от обычных традиционных методов обучения, активные методы, как правило, предполагают управляемый вариант обучения через использование групповых форм работы.

При  активном обучении  центральное место  занимает  ученик.  Преподаватель  не  объясняет  тему занятия, а только обеспечивает правильный процесс прохождения обучения, выступая в большей степени как руководитель.

Изучая литературу по проблеме, мы выявили следующие классификации активных методов обучения, которые и применяем на практике: Д.Н. Кавтарадзе к активным методам обучения относит дискуссии, ролевые, имитационные и деловые игры, В.А. Ситаров - деловые игры, метод погружения, метод опережающего обучения, метод микрооткрытий.

С.Д. Смирнов включает в активные методы сензитивный тренинг (тренинг чувствительности), дискуссионные, игровые и проблемные методы.

Ученый выделяет разные виды игр: учебные, имитационные, ролевые, организационно- деятельностные, операционные, деловые, управленческие, военные, инновационные и др.

В центре технологического образования применяются многочисленные модификации активных методов. В наших условиях процесс развития личности идѐт, прежде всего, на учебных и практических занятиях, и поэтому задача преподавателей состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребѐнка в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью учебного занятия и отдельных его частей. Именно правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. В практике учреждения применяются такие формы учебных занятий как урок, лекция, учебная игра, зачѐт, самостоятельная работа, защита рефератов, докладов, практическое вождение и др. Преподаватели нашего учреждения, исходя из конкретной ситуации, отбирают технологию, модифицируют еѐ с учѐтом реальных условий. Так преподаватели Боровец О.С., Гусакова Н.Е. применяют технологию проектного обучения. Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся под руководством педагога создают проект, исходя из конкретного предмета, темы. Проектная технология позволяет закрепить полученные знания, применить их в нестандартной ситуации, в практической деятельности, а самое главное – развивать творческие и исследовательские способности обучаемых.

На уроках по профессиям «Делопроизводство» и «Швеи» широко используются такие активные методы как лекция-провокация, лекция-дискуссия, имитационные упражнения, деловые игры и др.

Лекция-провокация (лекция с заранее запланированными ошибками) позволяет формировать у обучающихся умения оперативно анализировать учебный материал и профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию. В процессе подготовки лекции необходимо заложить в ее содержание, определенное количество ошибок содержательного, логического, мировоззренческого, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними обучающихся только в конце лекции. Преподаватель излагает лекцию таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить студентам. Задача обучающихся заключается в том, чтобы по ходу отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции.

Лекция-беседа и лекция-дискуссия представляют собой диалог преподавателя с классом, свободный обмен мнениями, идеями по исследуемому вопросу. Преимущество перед обычной лекцией состоит в том, что она привлекает внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определяет содержание, методы и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Участие обучающихся можно обеспечить различными приемами, например, обращаясь с вопросами к аудитории информационного или проблемного характера.

Имитационные упражнения - активный метод обучения, отличительная особенность которого - наличие заранее известного преподавателю (но не обучающимся) правильного или наилучшего (оптимального) решения проблемы. В имитационных играх воспроизводятся хозяйственные правовые, социально-психологические, педагогические и другие механизмы (принципы), определяющие поведение людей, их взаимодействие в конкретной имитационной ситуации.

Учебные игры развивают и закрепляют у обучающихся навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. Кроме того, игра формирует и развивает различные психологические свойства и качества человека: профессиональную направленность, умственную самостоятельность, знания, умения и навыки в будущей профессиональной сфере деятельности, креативные, организаторские, коммуникативные способности,  волевые  качества. Участвуя  в  учебных  играх,  обучающиеся  приучаются решать  профессиональные  задачи  в  сложных,  близких  к  реальным условиям, проходят своеобразную психологическую закалку.

Деловая игра -  еще один из ведущих методов активного обучения.  Деловая  игра —  это  создание ситуации выбора и принятия решения, в которой воспроизводятся условия, близкие к реальным. Другими словами, деловая игра - это репетиция профессиональной деятельности обучаемого.

В деловых играх сознательно создается напряженная конфликтная ситуация, вынуждающая учащихся принимать решения для достижения поставленной цели в условиях неполноты предоставляемой им информации, ограниченности временных ресурсов.

Несомненным достоинством деловых игр является то, что они соединяют теорию и практику, способствуя формированию теоретических профессиональных знаний и практических умений. Игры повышают интерес к изучаемому предмету, так как они сопровождаются положительными эмоциями. Применение игровых технологий на уроках, создание ситуаций, близких к производственным, значительно повышает интерес обучающихся к занятиям и расширяет знания о профессии.

Технология деловой игры в центре технологического обучения строится с учетом рекомендаций Г.К. Селевко. По его мнению, организация деловой игры состоит из следующих этапов:

1.      Этап теоретической подготовки, который включает в себя определение целей, которые необходимо достичь в ходе проведения игры.

2.      Организационно-подготовительный этап (формирование игровых групп, выдача заданий)

3.      Этап введения в игру, который включает в себя инструктаж о порядке проведения игры, игровом взаимодействии ее участников, о соблюдении организованности и дисциплины, правил поведения и т.д.

4.      Игровой процесс.

5.      Этап анализа и обобщения

В игре участники вынуждены использовать разнообразные сенсорные каналы: аудиальный, визуальный и кинестетический. Этому способствует «управляемое эмоциональное напряжение», интенсифицирующее процесс обучения и вызывающее включенную активность. Обучение становится радостным.

Таким образом, ведущие активные методы обучения, используемые в центре технологического образования, обеспечивают достижение ряда образовательных целей:

Во-первых, данные методы способствуют стимулированию мотивации и интереса в области предмета изучения.

Во-вторых, активные методы обучения способствуют развитию навыков критического мышления и анализа, взаимодействия и коммуникации, конкретных умений, готовности к специальной работе в будущем.

Кроме того, благодаря активным методам обучения создаются условия для саморазвития или развития благодаря другим участникам, осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, лидерских качеств.

Создав мотив успешности для участников процесса, стимулируя активность каждого обучающегося и подкрепляя успешность его деятельности, педагог способен через активные методы реализовать управляемый учебный процесс, что сегодня является знаменем инновационной деятельности в образовании.

 

Список литературы

1.      Колокольникова З.У., Митросенко С.В., Петрова Т.И. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учеб. пособие /З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. -176с.

2.      Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М.: Творческий центр Сфера, 2005.

3.      Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

4.      Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, ин-тенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. - М., 2005.

5.      Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности //Школьные технологии.- 2005.-№ 1.

6.      Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. – М.: 1975.

7.      Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. – М: Международная педагогическая академия, 1998.-266с.