14 февраля 2016г.
Основной целью профессионального образования является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования».
Как следствие преобразований в системе профессионального образования, возникает проблема формирования принципиально новых подходов к контролю учебных достижений обучающихся. Особая роль отводится контрольно-измерительным процедурам, соответствующим требованиям ФГОС, разработке оценочных диагностических средств для комплексной проверки сформированности профессиональных и общих компетенций. Причем, освоение профессиональных модулей будет оцениваться не преподавателем, а экспертной независимой комиссией, что лишает студента всякой возможности получить оценку, не освоив модуль. Это в корне меняет мотивацию студента к обучению.
Одной из важнейших задач преподавателей НКПиИТ сегодня является освоение и реализация эффективных технологий обучения и воспитания, создание нового поколения комплексного учебно- методического обеспечения образовательного процесса, отвечающего требованиям стандарта нового поколения.
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.
Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».
Итоговая аттестация по ПМ (экзамен (квалификационный)) в идеале проводится как процедура внешнего оценивания с участием представителей работодателя. Внешнее оценивание данного ПМ проводит представитель работодателя (социальный партнер) – начальник РЭС ОАО ЭнергоГазНоябрьск В перспективе она может быть дополнена процедурой добровольной сертификации (независимой внешней оценки).
Одним из основных объектов контрольно-оценочной деятельности, с позиций измерения результата образовательного процесса, являются учебные достижения как фундаментальная основа формирования профессиональных компетенций обучающихся.
В отечественной педагогике считается признанным тот факт, что эффективное управление качеством образования немыслимо без объективной и оперативной информации об учебных достижениях обучающихся.
В связи с этим возникает необходимость применения качественных материалов, которые позволяют достоверно оценивать учебные достижения обучающихся. Экспертиза качества тестовых материалов и заданий является обязательным этапом процедуры разработки КОС.
Экспертиза качества тестовых материалов и заданий представляет собой специфический вид деятельности. В процессе экспертизы тестовые материалы и задания оцениваются через соответствие критериям и показателям оценки качества. С позиций системного и квалиметрического подходов экспертиза качества материалов представляет собой целостную сферу деятельности, включающую процедуры анализа, измерения и собственно оценки качества объектов. В основе технологии экспертизы выделяются оценочные акты, функциональная схема которых может быть представлена следующим образом: субъекты экспертизы, используя необходимые средства и знания, производят процедуры оценивания над объектом в целом или над его отдельными свойствами с определенной целью и получают в итоге некоторый результат (собственно оценку).
Под комплексной экспертизой качества материалов КОСа понимается процесс системного исследования совокупности внутренних и внешних свойств материалов КОСа методами и приемами комплексного оценивания с целью определения интегрального показателя их качества.
Согласно требованиям, предъявляемым педагогическим и информационным технологиям, технология комплексной экспертизы должна отвечать следующим признакам:
- наличие методологической основы;
- системность − логика процесса оценивания и взаимосвязь его частей.
- наличие критериальной базы оценивания качества тестовых материалов.
- алгоритмизация последовательности действий и операций в процедурах оценивания;
- взаимосвязанная деятельность субъектов оценивания качества тестовых материалов;
- воспроизводимость − возможность воспроизведения технологии и повторения результатов оценивания;
- эффективность – оптимальность соотношения затрат и результатов применения технологии;
- адаптивность – возможность адаптации технологии при изменении внешних и внутренних условий с гарантией повторения результатов оценивания.
Предварительная экспертиза проводится с целью проверки материалов КОС на соответствие требованиям макета. Комплект КОС по ПМ рассматривается на заседании методической кафедры Материалобработки и разработки полезных ископаемых. Комплект КОС по профессиональному модулю рекомендуются к утверждению на экспертном совете колледжа и оформляется протоколом заседания МК.
Техническая экспертиза проводится независимым экспертом учебного заведения, имеющим сертификат на проведение данной процедуры оценивания, и позволяет провести проверку тестовых материалов и заданий на соответствие формальным требованиям по следующим критериям: структурная полнота, краткость формулировки, понятность формулировки, технологичность и эргономичность, дифференцируемость, нормативность, целенаправленность и параллельность вариантов (в случае применения нескольких вариантов тестов). Итоги экспертизы оформляются документом - экспертным заключением, в котором итоговое заключение: «Комплект КОС ПМ может быть направлен на содержательную экспертизу».
На этапе содержательной экспертизы качества КОС проводится оценивание свойств, характеризующих их качество. Объектами оценивания в данном случае выступают содержательная валидность, функциональная валидность, уровни подготовки, на проверку которых направлено применение тестовых материалов и заданий, показатели оценки результата сформированности соответствующих ОК и ПК, содержание практики (виды работ) на соответствие требованиям к практическому опыту и умениям, объем времени для выполнения экзаменационного задания и т.д. Итоги экспертизы оформляются экспертным заключением, подтверждающими факт согласования комплекта КОС, входящего в состав ОПОП, с представителями профессионального сообщества. Итоговое заключение работодателя (в данном случае начальник РЭС ОАО ЭнергоГазНОябрьск Ширяев О.А.) звучит так: Комплект контрольно-оценочных средств профессионального модуля может быть рекомендован к утверждению и использованию в образовательном процессе при подготовке специалистов по специальности СПО 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Таким образом, современное среднее профессиональное образование должно дать выпускнику не только сумму знаний, но и совокупность компетенций, составляющих достаточно новое качество специалиста – компетентность.
Список литературы
1. Актуальные проблемы повышения качества образования на современном этапе: сборник научных трудов / Кузбасская государственная педагогическая академия, Факультет педагогики и методики начального образования. – Новокузнецк: Издательство КузГПА, 2009. – 316 с.
2. Ашлапова Т.В., Есенков Ю.В. Система контроля качества подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. - 2004. - №6. - С.22-24.
3. Беспалько, В.П. Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при программированном обучении - М.: Педагогическое мастерство, 2009. - 116 с.
4. Болонский процесс и качество образования: итоговые материалы семинаров и конференций, выступления, статьи: учебно-методическое пособие / Федеральное агентство по образованию, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; [сост. А. В. Петров и др.]. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2005. – 108 с.
5. Збаровский B.C. Технология профессионального обучения. Учебное пособие. — Санкт-Петербург, 2008. - 51 с.