14 февраля 2016г.
Аннотация.
В данной статье рассматриваются труды ведущих ученых в области физической культуры и спорта как методологическая основа для проведения исследования по спортивной ориентации школьников.
Ключевые слова: Физическая подготовленность, школьники, физическая культура, спортивная ориентация.
Цель исследования: Научно-методическое обоснование содержания и организации спортивной ориентации школьников на занятиях по вольной борьбе в условиях общеобразовательной школы.
Актуальность исследования.
В Федеральных законах «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об образовании», в Концепции развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года, а также в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» задачей первостепенной значимости является обеспечение здоровья и высокого уровня физической подготовленности подрастающего поколения к социально-бытовой и профессионально-трудовой деятельности.
Сегодня важно не только подготовить ребѐнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Организация физического воспитания в школе базируется на принципах интеграции уроков физической культуры с формами дополнительного физкультурного образования и с оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня. Только в таких условиях можно практически реализовать оздоровительную, образовательную и воспитательную направленность физической культуры и как учебной дисциплины, и как мощного средства развития личности.
На сегодняшний день состояние физического воспитания в школах, начальной спортивной ориентации, оздоровительной физической культуры крайне неудовлетворительное. Возможности дальнейшего развития без изменения государственного финансирования и внедрения новых идей и подходов к возрастным основам формирования у школьников спортивных умений и навыков весьма ограниченны (В.П. Губа, 2007, Л.И. Лубышева, 2009).
Проблеме спортивной ориентации уделяли внимание многие ученые в различных видах спорта. В.Н. Платоновым были охарактеризованы этапы отбора пловцов на протяжении многолетней тренировки. Представлены различные критерии оценки перспективности для занятий плаванием [7].
Г.Н. Максименко проведены исследования по выявлению особенностей системы ориентации и отбора детей в спортивную школу. Приведены эффективные методы отбора для занятий легкой атлетикой [6].
В.Г. Алабиным охарактеризована методика определения спортивной пригодности в различных видах спорта в зависимости от классификации, отражающей специфику движений, а также структуру соревновательной и тренировочной деятельности [1].
В связи с вышеизложенным следует признать наличие научной проблемы, которая определяется несоответствием между созданными социальными условиями для занятий спортом и малым количеством занимающихся, особенно детского населения. Поэтому представляется актуальным разработка технологии вовлечения школьников в спортивную деятельность.
Методы и организация исследования.
Нами составлена программа опытно-экспериментальной работы. Основное исследование проводилось на базе Средней общеобразовательной школы № 2 г. Якутска. В эксперименте приняли участие 60 школьников пятых классов в возрасте 11-12 лет. Сформирована экспериментальная и контрольная группы по 30 детей. В экспериментальной группе осуществлялось спортивная ориентация по разработанной нами технологии в вариативной части школьного урока по физической культуре. В контрольной группе спортивная ориентация проводилась общепринятыми средствами физической культуры, обе группы учатся по общепринятой программе по физической культуре, разница состоит в реализации содержания вариативной части урока.
На констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы нами было проведено анкетирование для определения целей занятия физической культурой (опрос) учащихся.
На вопрос: «Чего вы хотите достичь в результате занятий физической культурой?» наибольшее число опрошенных (21%) выбрали ответ «стать здоровым», 16% - «развить свои физические качества», «стать известным спортсменом» - 3%, «посещаете ли Вы спортивные секции» - 9%, 14% - «сформулировать потребность в регулярных занятиях», «отдохнуть, развлечься» - 7%.
Анализ результатов опроса показал, что большинство опрошенных занимаются физической культурой для укрепления своего здоровья, и только 9% учащихся занимаются в спортивных секциях для развития физических качеств и достижения поставленных целей.
Программа ОЭР по спортивной ориентации включает следующие формы:
- показ видеофильма, например, выполнение различных упражнений, приемов самозащиты, тренировка выдающихся борцов вольного стиля, соревнования (от городских, до олимпийских игр);
- встречи, беседы с известными борцами вольного стиля;
- пропаганда здорового образа жизни;
- игровые методы физического воспитания.
Заключение. Мы предположили, что эффективность спортивной ориентации повысится, если увеличить информационную составляющую этого процесса посредством внедрения дидактического и развивающего модулей на уроках физической культуры, что положительно повлияет на уровень знаний школьников по предмету «физическая культура», повысит их физическую подготовленность, интерес, мотивацию, а также увеличит приток школьников в спортивные секции.
Использование разработанной нами опытно-экспериментальной работы спортивной ориентации школьников на занятиях вольной борьбой поспособствует улучшению показателей теоретических знаний по физической культуре и физической подготовленности учащихся, посодействует формированию устойчивой мотивации и активному привлечению детей к систематическим занятиям спортом и формированию ЗОЖ.
Список литературы
1. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. – Харьков: Основа, 1993. - 243 с.
2. Ахметов С.М. Методика физической подготовленности школьников в зависимости от уровня их физического развития: автореф. дис. канд. пед. наук. - Краснодар, 1996. - 24 с.
3. Бойченко С.Д. Теоретические и методические основы специализированной подготовки в единоборствах на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. .докт. пед. наук. - Минск, 1993. -46 с.
4. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983.- 175 с.
5. Добровольский С.С., Тютюков В.Г. Методические перспективы реализации новых технологий обучения движениям и совершенствования в школе // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10- 11.
6. Максименко Г.Н., Гребенкин В.С.Современная система подготовки легкоатлетов. – Луганск: Знание, 2000.- 244 с.
7. Никитушкин В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. -С. 40.
8. Платонов В.Н.Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения // Учебник тренера высшей квалификации. – Киев: Олимпийская литература, 2004. - С. 257- 312.