Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ТЕЛЕСНО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ГАРМОНИЧНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК 7-8 КЛАССОВ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Аннотация: в современных условиях поиск средств для гармоничного воспитания девочек 7-8 классах становится все более актуальной. Автор выделяет телесно-пластическую двигательную активность как естественный «материал», который девочка-подросток может использовать в решении всех психофизиологических проблем данного возраста, стабилизировать эмоциональное состояние, что позволит решить проблему недостающей двигательной активности.

Ключевые слова: гармоничное воспитание, телесно-пластическая двигательная активность, девочки 7-8 классов.

 

ROLE OF PLASTIC BODILY – MOTOR ACTIVITY OF HARMONIOUS EDUCATION OF GIRLS OF 7-8 CLASSES

Klemenchuk S.P.

Senior lecturer, department of choreography SGPI

 

Abstract: In modern conditions fundraising for harmonious education of girls grades 7-8 is becoming increasingly important. The author identifies the plastic body-motor activity as a natural "material", which is a teenage girl can be used in solving all the problems of psycho-physiological age, to stabilize the emotional state that will solve the problem of missing physical activity.

Keywords: harmonious education, body-plastic motor activity, girls grades 7-8.

 

Сегодня, мировая общественность предъявляет новые требования к современному образованию, обеспечивающее развитие физически здоровой, социально-активной и гармонически развитой личности. Проблема гармоничного воспитания возникла не спонтанно, она существует уже более 60 лет. Как отмечают Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, С.Л. Рубенштейн, переход на мировой образовательный уровень и повышения качества обучения, сопровождаются корректированием учебного процесса направленного на формирование целостной научной картины мира, интеграцию личности в систему мировой и региональной культур, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, формирование здорового образа жизни [7, С. 14].

Гармоничное воспитание девочек – подростков актуально тем, что данный период хоть и ограничивается тремя годами (11 – 13 лет), однако, это самый важный период в жизни женского организма, так как активно формируется (увеличение массы тела, роста, интенсивно осуществляются обменные процессы в организме, гормональные изменения), что определенным образом сказывается на состоянии психики девочек, которая имеет свои особенности: легкая возбудимость, непроизвольное внимание, агрессия, беспричинная усталость. Данный период отмечен исследователями в области физического воспитания как спад двигательной активности в силу компьютеризации общественной жизни [2, С. 56]. Как известно, двигательная деятельность в любом возрастном периоде является естественной потребностью человеческого организма, непосредственно воздействующей на функцию всех органов и систем. Еще в 18 веке знаменитый французский врач Тиссо писал, что ни одно лекарство в мире не может заменить действия движения [3, С. 36].

Психофизиологические особенности данного возрастного периода обращают внимание на характерную черту данного возраста – специфическую селективность (увлечение), приобретение женственности, которую необходимо направить на формирование интереса девочек – подростков к полноценному развитию [3, С. 90].

При выборе средств, способствующих гармоничному развитию, остановимся на создающем целостную картину мира в единстве мысли  и чувства – это  телесно-пластическая двигательная активность. Как отмечает, Сляднева Л.Н., в телесно-двигательной активности, благодаря телесно-двигательной пластичности, «объемно» и целостно концентрируется всѐ внутреннее состояние человека, вся его субъектность. Данное свойство телесно- двигательной пластичности – ее идентичность субъектности человека. Телесно-двигательная пластичность является таким биомеханическим качеством двигательного действия, через которое оно от механики «прорастает» во внутренний мир субъекта и через него − в мир культуры и искусства, способствующие гармоничному развитию, преобразованию мира [5, С. 3].

Телесно-пластические движения активно используются в хореографии. Вот уже многие тысячелетия оно развивается и выстраивается в специфические направления, в основе которых лежат непреодолимые стремления человека к ритмичному движению, потребность выражению своих эмоций, средствами пластики, гармонично связывать движения и музыку.

Искусство хореографии – вид внеучебной деятельности, синтезированное средство эстетического воспитания широкого профиля, специфика которого определяется организацией разностороннего воздействия личность. В танце нагрузка на организм равномерно распределяется на все группы мышц, а также реализуются задачи эстетического и духовного развития, что особенно важно в существующем положении состояния здоровья. Развитие двигательных навыков, оказывают существенные изменения, мобилизацией, активности физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Осознание возможностей своего тела способствует воспитательным задачам и формирует уверенность в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

Для девочек 7-8 классов танцевальная деятельность привлекательна тем, что художественный образ создается легкими и красивыми движениями тела и является неотъемлемой частью материального субстрата искусства и его смысла, внутреннего   строения, чѐткости музыкального  образа,  которые  во  многом  определяются природной материей музыки – акустическими качествами музыкального звука. Воспринимая танец, мы в первую очередь видим привлекательную внешнюю форму: пластику тела, жесты. И только, внутренний смысл (идея) постигается постепенно и опосредовано через движения тела.

Безусловно, что содержание, идея и внешняя форма неразрывно связаны и составляют единое целое: «произведения выразительных искусств не создают подобий предметов, картину жизни не связаны с объективным миром, не отражают его. Выражают в своей форме и окраске определенные переживания, воплощают в себе человеческое мироощущение – понимание и оценку жизни» [6, С. 21].

Формирование чувства ритма является основной составляющей танца, так как он соединяет отдельные танцевальные мотивы в единое целое и создает ассоциации, идею танца, переходящую в формировании художественного образа. Поль Валерии (фр. поэт, эссеист и философ) считал, что «…задача танца в том, что создать и, возбуждая поддерживать определенное состояние посредством периодического движения, которое порождается и регулируется слуховыми ритмами». «Каждое танцевальное произведение представляет строгую последовательность элементов, длящихся приблизительно равное время – тактов. Каждый такт соотносим, соизмерим с предыдущим и последующим, и такое повторение сходных элементов проходит через произведение, выступая как организующая все в единое целое сила» [4, С. 41].

Следовательно, музыкальная основа является ритмическим организующим началом танца. Музыкальное сопровождение отражается в проекции преимущественно человеческих переживаний, тем самым придает особую выразительность танцу, соединяясь с жестами, мимикой и движениями. Таким образом, музыка в танце отображается в трехмерном пространстве: иллюстративное (как средство, усиливающее содержание действия), программное (как характеристика персонажа средствами костюма, грима, музыки и т.д.) и драматическое (как дополнительный стержень действия, являясь отражением всех этапов танца) [6, С. 20].

Танцевальное искусство с каждым годом приобретает всѐ большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.

Этот вид искусства любят многие дети. Им нравится двигаться под ритмичную танцевальную музыку. Простая, доступная музыка будит их фантазию, увлекает. учится слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку.

По словам Б. В. Асафьева, «танец является языком тела. И если мы не можем что-то предать словами, то показать это в динамике собственного тела, через его пластику гораздо легче». Танец явление творческое и искусство выражения полностью зависит от индивидуальности человека. Формирование у девочек – подростков умение воспроизводить эмоциональное состояние и настроение души, доносить его до зрителя с помощью движений –основная задача телесно-пластической двигательной активности, которая позволяет обеспечить соматопсихическое здоровье и обеспечить процесс гармонизации [4, С. 107].

Таким образом, телесно-пластическая двигательная активность – это естественный «материал», который девочка-подросток может использовать подобно тому, как он использует в речи язык и слово, и только правильное чередование всех средств позволит донести пластический образ до зрителя в ответ на возникновение эмоционального чувства, а также позволит решить проблему недостающей двигательной активности и гармонизировать развитие физическое и интеллектуальное у девочек 7-8 классов.

 

Список литературы

1.      Амвросьев Я.А. Педагогическое обеспечение гармоничного развития школьников – спортсменов/ канд. дис…пед. наук: 13.00.04: Якутск, 2003. – 190 с.

2.      Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). М.: Академия, 2009. – 416 с.

3.      Клеменчук С.П. Основополагающие принципы и методы эффективного формирования телесной пластичности у девушек 15 – 16 лет. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. Выпуск № 6 (112). СПб. – 2014, С. 90- 93

4.      Стрельченко В.Ф. Формирование знаний в области физической культуры и активной телесно-двигательной деятельности учащихся 8-9 классов: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.04. – M., 2007. – 56 с.

5.      Сляднева Л.Н. Телесная пластичность как биомеханическая реальность. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология Выпуск № 3, Майкоп, 2009.

6.      Фокина Елена Николаевна. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Тюмень, 2002. – 195 c.

7.      Черкашин     И.А.     Гармоничное    развитие    личности     школьника-спортсмена    //     Успехи     современного естествознания. – 2004. – № 1 – С. 86 – 88