14 февраля 2016г.
Психологические особенности детского спорта (совпадение с возрастными кризисами – кризисом шести-семи лет и подростковым; специфика мотивации юных спортсменов; ранняя спортивная специализация (профессионализация); взаимодействие в системе «тренер – юный спортсмен – родители юного спортсмена; влияние типологических свойств нервной системы на успешность обучения; сочетание школьной и спортивной ситуации и др.) (создают условия для возникновения ряда трудностей юных спортсменов в сфере адаптации к требованиям спортивной деятельности и их усложнению с учетом этапа обучения в ДЮСШ и СДЮСШОР. При этом, они часто не осознаются и тем в большей степени, чем младше юные спортсмены. Переживание этих трудностей может привести к потере эмоционального благополучия, снижению привлекательности спортивной деятельности для детей, что, в конечном счете, провоцирует отказ от нее (Хвацкая Е.Е., 2010).
Вместе с эти младший школьный возраст и начало подросткового возраста сензитивен для проявления и развития разных страхов (Захаров А.И., 2006; Никольская И.М., Грановская Р.М., 2006 и др.). Так, страх несоответствия определенным нормам (новой социальной роли «спортсмена», далее «перспективного спортсмена» и пр.) и ожиданий со стороны значимых лиц (тренера и родителей) может проявиться в: 1) боязни ошибки; 2) боязни неудачи; 3) боязни осуждения и расположения; 4) боязни потери расположения других людей (страх социальной изоляции). В сочетании с условиями спортивной деятельности они могут усилиться или трансформироваться. Наиболее типичными из них являются: ―боязнь условий тренировки‖ (например, страх тренироваться вместе с большим количеством детей, боязнь зала, страх предмета (снаряда) и т.п.), ―боязнь физической нагрузки‖, ―страх считаться неперспективным‖ и ―боязнь соревнований‖. В последнее время актуальны страхи, связанные с поломкой дорогостоящего инвентаря и снаряжения. Следовательно, разработка путей их профилактики и коррекции является важной задачей психологического сопровождения юных спортсменов.
Представим положительно зарекомендовавшую методику решения данной задачи в процессе практической работы с юными спортсменами 5-10 (художественная и спортивная гимнастика, плавание, большой теннис) и 11- 15 лет (вольная борьба, баскетбол, волейбол):
1. Отказ от «наклеивания» ярлыков как положительных («самый лучший», «звезда» и пр.), так и отрицательных («неумеха», «неперспективный» и др.), что создает благоприятные условия для овладения и совершенствования техники вида спорта, чувства компетентности у юных спортсменов.
2. Социальная/эмоциональная поддержка спортсмену необходима не только при успехе, но и при ошибке, неудаче вместе с корректирующими указаниями, а также при старании и проявлении волевых усилий. Это нейтрализует, минимизирует страх неудачи, страх быть «неперспективным» и является одним из условий повышения самооценки и уверенности юных спортсменов в своих силах для решения задач подготовки с учетом этапа обучения в ДЮСШ и СДЮСШОР.
3. Формирование адекватного отношения к неудаче, т.е. как источнику опыта при этом нецелесообразно частое применение фразы «Не повезло», т.к. достаточно быстро юные спортсмены начинают использовать такой принцип для самооправдания собственных ошибок и недочетов.
4. Формирование адекватного отношения к успеху, прежде всего, связано со следующей установкой: «Успех – это решение поставленной задачи, а не когда я лучше другого». Такой подход позволяет юным спортсменам чаще чувствовать себя удовлетворенными результатами тренировочной и соревновательной деятельности, не ставит в психологическую зависимость от другого спортсмена (задачу скорректировать - возможно, влиять на другого спортсмена – невозможно).
5. Взаимодействие со спортсменами вне тренировок.
6. Утверждение в правилах команды неприемлемости проявления примитивных межличностных реакций (зависти, агрессии, безразличия, злорадства и пр.)
7. Использование «неспортивных» заданий, требующих совместных действий юных спортсменов.
8. Использование различных критериев оценки (сравнительного, нормативного и личностного) при доминировании личностного позволяет не только регулировать отношения дружественности-конкурентности в спортивной группе, но содействует формированию и поддержанию устойчивой собственной мотивации, ощущению себя успешным спортсменом, другими словами положительной самооценке.
9. Информирование об особенностях вида спорта, тренировочной и соревновательной деятельности, правилах соревнований, технике безопасности, овладение элементами страховки, проведении предсоревновательной разминки и пр. направлено на предупреждение или преодоление «обмана ожиданий», страха получить травму и др., позволяет юному спортсмену и его родителям уточнить правильность выбора вида спорта.
10. Постепенное повышение требований является с одной стороны требованием соответствующего дидактического принципа, а с другой стороны, формирует «зону ближайшего развития» юного спортсмена.
11. Создание «ситуации успеха», т.е. подбор задания, упражнения, гарантированного для выполнения конкретным спортсменом, особенно эффективно как при первых тренировках, так и в ситуации серии неудач, поражений в соревновательной ситуации, при стабилизации, остановке спортивных результатов.
12. Широкое включение в учебно-тренировочный процесс психотехнических игр и упражнений. По нашему мнению, психотехнические игры и упражнения являются «универсальным» психологическим инструментов в работе со спортсменами старшего дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. При этом тренеры, приняв участие в таком задании, как правило, начинают применять данные игры самостоятельно, оценив их «действующими, работающими».
Игра, являясь составляющей здорового развития ребенка, помогает ему раскрепоститься и постепенно справиться с трудностями, которые на данный момент кажутся ему неразрешимыми (например, «игра в соревнование») (Спиваковская А.С., 1988; Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2005). Использование психотехнических игр и упражнений с учетом возраста спортсменов, с одной стороны, удовлетворяет их потребность в игре и, с другой – служит актуализации и развитию соответствующих психических функций, коррекции психического состояния, налаживанию и поддержанию межличностных отношений в группе (Тихвинская Е.О., 2007; Маллаев, Д.М., Гасанова Д.И, 2013).
Список литературы
1. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов / А.И.Захаров. – М.: Издательство«КАРО», 2006. - 268с.
2. Лютова Е.К.Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б.Монина. - СПб.: Издательство «Речь», 2005 - 190 с.
3. Маллаев, Д.М. Теория и практика психотехнических игр : учебно-метод.пособие/ Д.М. Маллаев, Д.И. Гасанова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 150 с. - (Развитие, обучение, воспитание в играх). - ISBN 978-5-691-01929-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234859
4. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М.Никольская, Р.М.Грановская. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 507с.
5. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А.С. Спиваковская. - М.: Издательство МГУ, 1988. - 200с.
6. Тихвинская, Е.О. Психология переживаний / Е.О.Тихвинская. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2007.
7. Хвацкая, Е.Е. Основы психологии детского спорта / Е.Е.Хвацкая // Здоровье как национальное достояние [Текст]: коллективная монография / под ред. Таймазова А. В., Евсеева С. П., Цветкова С. А., Богданова Е. И., Федотова Ю. Н. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2010. - С. 223 -243.