Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СКАЛОЛАЗОВ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО ГОРОДА

Авторы:
Город:
Сургут
ВУЗ:
Дата:
05 ноября 2017г.

Актуальность работы. Спортивное скалолазание получило признание не только как соревновательный вид спорта, но также возросла его общественная роль, в связи с его включением в школьную программу во многих странах, а также в специальные программы, которые разрабатываются для людей с ограниченными возможностями [3, 5, 7].

Высокие спортивные результаты в скалолазании и их дальнейший рост напрямую зависят от уровня и качества взаимодействия всех видов подготовки: технической, тактической и физической [7].

Особое значение имеет физическая подготовка юных спортсменов, проживающих в гипокомфортных условиях Севера [2, 4, 6].

Для детей северного города характерна низкая двигательная активность [1, 2]. В связи с низкими температурами воздуха, длительной зимой и коротким летом – время пребывания на открытом воздухе сокращено до минимума [6]. Известно, что низкая двигательная активность является причиной низкой общей физической подготовленности детей-северян [4]. В литературных источниках отсутствуют данные о физической подготовке юных скалолазов, занимающихся данным видом спорта в условиях Среднего Приобья. В связи с этим изучение и оценка функциональных параметров и их зависимость от особенностей организации процесса физической подготовки представляется нам актуальной.

Цель исследования – исследовать показатели общей физической подготовки общей физической подготовки детей 8-10 лет, занимающихся скалолазанием и туризмом в условиях северного города.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им А.А. Пилояна (скалодром при МБОУ СОШ №32) и МБОУ лицей №1 г. Сургута. В обследование приняло участие 48 учащихся вторых-четвертых классов 8-10 лет.

В экспериментальную группу (ЭГ, скалолазы) вошли учащиеся, занимающиеся по три часа в неделю на уроках физической культуры и посещающие тренировочные занятия в спортивной секции по скалолазанию на базе МБОУ ДОД СДЮСШОР «Югория» им А.А. Пилояна (скалодром при МБОУ СОШ  №32) (тренер З.В. Савкина) по три часа в неделю. Объем двигательной активности в данной группе составил шесть часов в неделю.

Скалолазы ЭГ занималась по программе «Скалолазание для ДЮСШ и СДЮСШОР» (2006). Дети ЭГ дополнительно выполняли комплексы специализированных упражнений для повышения показателей общей физической подготовленности. Разработанные специализированные упражнения для развития физических качеств юных скалолазов, включали скоростно-силовые упражнения, направленные на развитие силы мышц ног, рук, брюшного пресса, «цепкости», выносливости и гибкости.

Контрольную группу (КГ, туристы) составили учащиеся, занимающиеся на уроках физической культуры по три часа в неделю и посещающие тренировочные занятия в спортивной секции по туризму при МБОУ лицей №1 (тренер Г.А. Волкова) по три часа в неделю. Скалолазание входит в тренировочный процесс юных туристов.

Содержание занятий по физической культуре соответствует комплексной программе по физическому воспитанию во вторых-четвертых классах. В каждой группе по состоянию здоровья дети принадлежали к одной медицинской группе (основная).

Контрольно-педагогические испытания проводились в начале (в сентябре) и конце (в мае) исследования для определения уровня физической подготовленности и функционального состояния организма исследуемых.

Программа тестирования общей физической подготовки (ОФП) включала следующие упражнения: прыжок в длину с места (см), наклон вперед сидя (см), сгибание-разгибание рук в упоре лежа (количество раз), подтягивания на высокой перекладине (количество раз), бег 30 м (с), бег 6 мин (м), присед «пистолетик» (количество раз), подъем ног в висе на перекладине (количество раз), лазание 9 м (с), вис на прямых руках на фингеборде (с), прыжки вверх из глубокого приседа (см).

Сравнительный анализ показателей ОФП между скалолазами (ЭГ) и туристами (КГ) до эксперимента показал (табл. 1), что значимых различий между группами не обнаружено ни в одном из тестов (p>0,05). Показатели ОФП незначительно отличались друг от друга по каждому их тестов.




Таблица 1  

Сравнительная характеристика показателей общей физической подготовленности детей 8-10 лет, занимающихся скалолазанием и туризмом до эксперимента (M±m)



Программа тестов

Группы

Достоверность

отличия результатов, Р

 

Скалолазы, n=24

 

Туристы, n=24

Бег 30 м, с

6,5±0,18

6,3±0,20

p>0,05

Прыжок в длину с места, см

124,0±6,82

120,4±6,32

p>0,05

Подтягивания, кол-во раз

2,5±1,04

2,8±0,75

p>0,05

Сгибание-разгибание рук в упоре

лежа, кол-во раз

 

8,9±1,34

 

8,9±1,98

 

p>0,05

Бег 6 мин, м

750,0±35,75

790,0±34,80

p>0,05

Наклон вперед сидя, см

7,0±1,88

7,0±0,86

p>0,05

Присед «пистолетик»,

кол-во раз

 

11,2±0,93

 

11,1±1,53

 

p>0,05

Подъем прямых ног в висе на

перекладине, кол-во раз

 

3,4±0,83

 

3,8±0,42

 

p>0,05

Лазание 9 м, с

29,8±1,12

29,9±1,60

p>0,05

Вис на прямых руках на

фингеборде, с

 

14,3±0,89

 

13,5±1,30

 

p>0,05

Прыжки вверх из глубокого

приседа, см

 

14,9±1,19

 

14,3±0,91

 

p>0,05

 

Сравнительная характеристика показателей общей физической подготовленности между ЭГ и КГ после эксперимента показана в табл. 2. В показателях ОФП после эксперимента наблюдалась положительная динамика как в ЭГ, так и в КГ. Показатели ОФП ЭГ достоверно превосходили показатели ОФП КГ по всем тестам (при p<0,05).




 

Сравнительная характеристика показателей общей физической подготовленности детей 8-10 лет, занимающихся скалолазанием и туризмом после эксперимента (M±m)


Таблица 2




 

Программа тестов

Группы

Достоверность

отличия результатов, Р

 

ЭГ, n=24

 

КГ, n=24

Бег 30 м, с

5,6±0,13

6,0±0,14

p<0,05

Прыжок в длину с места, см

170,0±6,37

149,5±4,56

p<0,05

Подтягивания, кол-во раз

4,6±1,42

3,8±0,29

p<0,05

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа,

кол-во раз

 

20,1±2,72

 

15,8±1,03

 

p<0,05

Бег 6 мин, м

1060,0±10,00

850,0±32,49

p<0,05

Наклон вперед сидя, см

14,0±1,99

10,4±1,04

p<0,05

Присед «пистолетик»,

кол-во раз

 

22,1±4,01

 

12,2±0,84

 

p<0,05

Подъем прямых ног в висе на

перекладине, кол-во раз

 

8,3±2,60

 

4,0±0,33

 

p<0,05

Лазание 9 м, с

22,6±1,93

28,7±1,24

p<0,05

Вис на прямых руках на

фингеборде, с

 

56,3±4,65

 

14,5±1,37

 

p<0,05

Прыжки вверх из глубокого

приседа, см

 

26,7±1,61

 

15,7±0,73

 

p<0,05

 

Сравнительный анализ результатов тестирования показал, что применение специализированных упражнений по общей физической подготовке позволило качественно повысить уровень развития физических качеств (необходимых скалолазу для роста спортивного результата), что выразилось в достоверном повышении показателей общей физической подготовленности детей 8-10 лет ЭГ, по сравнению с КГ. Так, прирост в тестах ОФП в ЭГ составил: «бег 30м» – 16,1%, «прыжок в длину с места» – 37,1%, «подтягивания» – 84,0%, «сгибания-разгибания рук в упоре лежа» – 125,8%, «бег 6 мин» – 41,6%, «наклон вперед сидя» –  100,0%, «присед пистолетик» – 97,3%, «подъем ног в висе на перекладине»  – 144,1%, «лазание 9 м» – 76,6%, «вис на прямых руках на фингеборде» – 293,7%, «прыжки вверх из глубокого приседа» – 79,2%.

В ходе исследования доказана эффективность применения специализированных упражнений общей физической подготовки в тренировочном процессе юных скалолазов и их положительное влияние на показатели общей физической подготовленности в условиях северного города.

 

Список литературы

 

1.    Бушева Ж.И., Волкова Г.А., Аустер А. В. Влияние занятий туризмом на функциональные показатели младших школьников [Электронный ресурс] // Медико-социальные аспекты формирования здорового образа жизни: новые взгляды и решения: мат-лы Всерос. науч.-практ. интернет-конф. с междунар. участием, г. Саранск 5-6 декабря 2012 года. Режим доступа: //conference- mgpi.ru/1.html

2.       Бушева Ж.И, Волкова Г.А. Общие подходы к формированию физического здоровья школьников- туристов // Актуальные проблемы современного образования в регионах: сб. науч. статей мат-лов

Всерос. науч. конф. / под ред. Ж.И. Бушевой. Сургут: Типография «Винчера», 2015. С. 8-12.

3.       Новикова Н.Т. Оценка уровня подготовленности скалолаза // Вопросы физического воспитания студентов: межвузовский сборник / Отв. редактор А.И. Зорин. СПбГУ, 2001. № 26. С. 93-96.

4.       Отраднов В.Ю., Отраднова Л.М., Бушева Ж.И. Влияние оздоровительных средств туризма на организм  детей  младшего  школьного  возраста  //  Совершенствование  системы  физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: мат-лы VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.участием: в 2 т. / под ред. С.И. Логинова. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2009. – Т.II. – С. 171-174.

5.       Савкина З.В. Развитие физических качеств у скалолазов 8-10 лет средствами специальной физической         подготовки       [Электронный          ресурс].                            Режим                   доступа: http://shkolnie.ru/sport/24112/index.html/

6.       Шилов Р.В., Бушева Ж.И. Влияние модифицированной программы по спортивному туризму на показатели  физической  подготовленности  туристов-пешеходников  первого  года  обучения  // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: мат-лы XIII-ой Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2014. – Т. 2. – С. 121-124.

7.        Hill P. Technical Mountaineering / P. Hill. Washington, 2008. 272 p.