16 октября 2016г.
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности методики обучения детей разных возрастных групп. Представлены результаты собственных исследований автора по выявлению основных проблемных зон методики обучения в фигурном катании.
Ключевые слова: фигурное катание; анкетирование; младшая группа; основная группа; тренеры.
Нами в период с октября по декабрь 2015 года было проведено анкетирование
(n=100), в котором приняли участие спортсмены-фигуристы из двух городов:
Ачинска и Красноярска. Анкеты
были разбиты на три типа (рис.1).
Младшая группа. Анкеты для тестирования данной группы представляли собой
перечень из 6 вопросов, направленных на изучение особенностей пространственного ориентирования и знания
обучаемыми
ребер
коньков.
В анкетировании этой группы приняло участие 20 спортсменов в возрасте от 5 до 7 лет и имеющих стаж занятий от года до двух с половиной лет. Спортивная квалификация детей: юный фигурист. Из 20 опрошенных 16 девочек и 4 мальчика. Анализ ответов
распределен по следующему принципу: 1 и 5 вопрос вместе, так как они касаются знания
обучаемыми левой и правой стороны (пространственной ориентации); 2 и 6 вопрос вместе, так
как они касаются знаний
левой и правой стороны, а также ребер конька (вопрос изложен в письменной форме); 3 и 4 вопрос касаются знания ребер конька обучаемыми (вопрос заключается
в выборе одной из картинок).
Анкеты, предназначенные
для заполнения спортсменами основной
группы, представляли собой перечень из 10 вопросов, направленных на определение основных проблемных зон в обучении, а также на основной
предмет сложности, понимание техники выполнения
элементов.
В анкетировании основной группы приняли участие 60 человек в возрасте от 7 до 20 лет
и
имеющие стаж
занятий от 3-х до 14-ти лет (48 девочек
и
12
мальчиков). Спортивная квалификация респондентов различна:
от III юношеского разряда
до звания «Мастер спорта России».
Анкеты, предназначенные для заполнения тренерами, представляли собой перечень из 6 вопросов, связанных с методикой обучения
детей.
В анкетировании приняли участие не только действующие тренеры, но и те, кто уже завершил тренерскую
деятельность.
Со стороны тренеров в анкетировании приняли участие 20 человек, из которых 8
мужчин и 12 женщин. Спортивная квалификация тренеров варьируется: от отсутствия
спортивной квалификации по данному виду спорта до звания «Мастер спорта России» со
спортивным стажем до 19 лет. Стаж работы тренером у респондентов-тренеров находится
в диапазоне от 1 года до 40 лет.
В процессе проведения анкетирования мы столкнулись с двумя основными сложностями: первая связана с неспособностью многих спортсменов из младшей группы самостоятельно
заполнять анкеты; вторая – нежелание многих тренеров принимать
участие в
анкетировании.
Наиболее интересным оказался анализ вопросов анкет, касающихся контроля
самочувствия спортсменов, так как в ответах респондентов, в данном случае спортсменов
и тренеров, отмечаются расхождения. По мнению опрошенных спортсменов лишь в 7%
случаев тренером используется измерение частоты сердечных сокращений
как метода педагогического контроля (рис. 2). В то же время значительно большее количество
тренеров – 30% – отметили наличие измерения частоты сердечных сокращений в качестве
метода контроля (рис. 3). 52% опрошенных спортсменов указывают, что тренер
интересуется их самочувствием на период тренировки (рис. 2.), со стороны тренеров этот
вариант
ответа выбрали 65% (рис. 3).
Ни один из опрошенных как спортсменов, так и тренеров, не отметил факт
использования такого эффективного, информативного
метода педагогического контроля
как метод электрокардиографии (рис. 2, 3).
41% фигуристов ответили, что тренер ничего не использует для контроля их самочувствия (рис. 2.), и лишь один тренер ничего не использует для контроля состояния
воспитанников (рис.
3).
Таким образом, спортсмены младшей группы показали достойный уровень знаний ребер конька и пространственного ориентирования, – более 65% показали хорошие
знания.
Спортсмены основной
группы указали на проблемные зоны в процессе обучения, наиболее сложно поддающиеся освоению элементы. К сожалению, из методов педагогического контроля используется лишь измерение ЧСС (7%) либо опрос (визуальный контроль) со стороны
тренера о самочувствии
спортсменов (50%).
Группа тренеров в качестве наиболее сложного для обучения возраста спортсменов отметили диапазон 5-7 лет. Сложность обучения, связанная с данным возрастом: не
включенность детей, недостаточная осознанность в процессе тренировочных занятий и баловство.