Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ: ОСОБЕННОСТИ И СЛОЖНОСТИ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности методики обучения детей разных возрастных групп. Представлены результаты собственных исследований автора по выявлению основных проблемных зон методики обучения в фигурном катании.

Ключевые слова: фигурное катание; анкетирование; младшая группа; основная группа; тренеры.

Нами в период с октября по декабрь 2015 года было проведено анкетирование (n=100), в котором приняли участие спортсмены-фигуристы из двух городов: Ачинска и Красноярска. Анкеты были разбиты на три типа (рис.1).
Младшая группа. Анкеты для тестирования данной группы представляли собой перечень из 6 вопросов, направленных на изучение особенностей пространственного ориентирования и знания обучаемыми ребер коньков.

В анкетировании этой группы приняло участие 20 спортсменов в возрасте от 5 до 7 лет и имеющих стаж занятий от года до двух с половиной лет. Спортивная квалификация детей: юный фигурист. Из 20 опрошенных 16 девочек и 4 мальчика. Анализ ответов распределен по следующему принципу: 1 и 5 вопрос вместе, так как они касаются знания обучаемыми левой и правой стороны (пространственной ориентации); 2 и 6 вопрос вместе, так как они касаются знаний левой и правой стороны, а также ребер конька (вопрос изложен в письменной форме); 3 и 4 вопрос касаются знания ребер конька обучаемыми (вопрос заключается в выборе одной из картинок).

Анкеты, предназначенные для заполнения спортсменами основной группы, представляли собой перечень из 10 вопросов, направленных на определение основных проблемных зон в обучении, а также на основной предмет сложности, понимание техники выполнения элементов.

В анкетировании основной группы приняли участие 60 человек в возрасте от 7 до 20 лет и имеющие стаж занятий от 3-х до 14-ти лет (48 девочек и 12 мальчиков). Спортивная квалификация респондентов различна: от III юношеского разряда до звания «Мастер спорта России».  

Анкеты, предназначенные для заполнения тренерами, представляли собой перечень из 6 вопросов, связанных с методикой обучения детей. В анкетировании приняли участие не только действующие тренеры, но и те, кто уже завершил тренерскую деятельность.

Со стороны тренеров в анкетировании приняли участие 20 человек, из которых 8 мужчин и 12 женщин. Спортивная квалификация тренеров варьируется: от отсутствия спортивной квалификации по данному виду спорта до звания «Мастер спорта России» со спортивным стажем до 19 лет. Стаж работы тренером у респондентов-тренеров находится в диапазоне от 1 года до 40 лет.

В процессе проведения анкетирования мы столкнулись с двумя основными сложностями: первая связана с неспособностью многих спортсменов из младшей группы самостоятельно заполнять анкеты; вторая – нежелание многих тренеров принимать участие в анкетировании.

Наиболее интересным оказался анализ вопросов анкет, касающихся контроля самочувствия спортсменов, так как в ответах респондентов, в данном случае спортсменов и тренеров, отмечаются расхождения. По мнению опрошенных спортсменов лишь в 7% случаев тренером используется измерение частоты сердечных сокращений как метода педагогического контроля (рис. 2). В то же время значительно большее количество тренеров – 30% – отметили наличие измерения частоты сердечных сокращений в качестве метода контроля (рис. 3). 52% опрошенных спортсменов указывают, что тренер интересуется их самочувствием на период тренировки (рис. 2.), со стороны тренеров этот вариант ответа выбрали 65% (рис. 3).

Ни один из опрошенных как спортсменов, так и тренеров, не отметил факт использования такого эффективного, информативного метода педагогического контроля как метод электрокардиографии (рис. 2, 3).

41% фигуристов ответили, что тренер ничего не использует для контроля их самочувствия (рис. 2.), и лишь один тренер ничего не использует для контроля состояния воспитанников (рис. 3).


Таким образом, спортсмены младшей группы показали достойный уровень знаний ребер конька и пространственного ориентирования, – более 65% показали хорошие знания.

Спортсмены основной группы указали на проблемные зоны в процессе обучения, наиболее сложно поддающиеся освоению элементы. К сожалению, из методов педагогического контроля используется лишь измерение ЧСС (7%) либо опрос (визуальный контроль) со стороны тренера о самочувствии спортсменов (50%).

Группа тренеров в качестве наиболее сложного для обучения возраста спортсменов отметили диапазон 5-7 лет. Сложность обучения, связанная с данным возрастом: не включенность детей, недостаточная осознанность в процессе тренировочных занятий и баловство.