16 октября 2016г.
Характерным признаком современной эпохи является снижение физической активности молодого поколения вследствие массового развития компьютерных технологий, большой физической и умственной нагрузки в учебных заведениях, а также отсутствием престижа здорового образа жизни. На ежегодных медицинских осмотрах в учебных заведениях выявляются различные патологии кардиореспираторной системы [5], опорно-двигательного аппарата [3]. Многие специалисты фиксируют рост количества студентов, отнесенных по результатам медицинского осмотра к специальным медицинским группам «А» и «Б» [2,4,5].
Гипокинезия и отсутствие интереса к физическим нагрузкам предрасполагают к недостаточному развитию опорно-двигательного аппарата, слабости мышечно-связочного аппарата, и, как следствие, развитию патологических состояний и заболеваний.
По данным Федеральной службы государственной статистики «Здравоохранение в России» распространенность заболеваний костно-мышечной системы в Российской Федерации в 2000 году составила 650,3 случаев на 100000 лиц в возрасте до 17 лет, а к 2012 году – 10160,4. Таким образом, за указанный период произошел рост на 55% [1].
Такое изменение в костно-мышечной системе как нарушение осанки диагностируется более чем у половины обследуемых. Нарушение осанки не является конкретным заболеванием. Однако, это состояние, если не предпринимать мер по его коррекции, может перейти в сколиотическую деформацию позвоночного столба, нарушить рессорную функцию позвоночника, привести к снижению подвижности грудной клетки и основной дыхательной мышцы человеческого организма – диафрагмы, что, в свою очередь, приводит к изменению в работе кардиореспираторной системы.
Работа с такими устройствами, как нетбуки, планшеты, сотовые телефоны подразумевает неправильное положение тела в пространстве, то есть человек сидит, кифозируя спину, у него отмечается асимметрия надплечий, деформация грудной клетки, гипотония мышц спины и брюшного пресса. Описанная выше поза, в конечном итоге, если человек находится в ней длительное время, приводит уже к качественным изменениям в позвоночнике, грудной клетке, что в свою очередь дискоординирует нормальную работу многих систем организма, в первую очередь, сердечно-сосудистой и дыхательной. Так, происходит изменение механики дыхания, в результате чего нарушается функция внешнего дыхания, уменьшается насыщение артериальной крови кислородом, что приводит к патологии тканевого дыхания, повышению давления в малом круге кровообращения.
За последние 15 лет, по нашим наблюдениям, количество студентов Астраханского государственного медицинского университета, отнесенных на основании данных медицинского осмотра к специальной медицинской группе А, увеличилось с 6% до 22,54%. В последние пять лет указанная цифра колеблется в диапазоне 22-23%. Кроме того, отмечается наличие у одного учащегося не одного, а целого комплекса различных заболеваний. Также, при проведении тестирования, определяющего физическое развитие и физическую подготовленность, наблюдается следующее:
снижение параметров силовой выносливости мышц конечностей, брюшного пресса;
снижение показателей координационных способностей;
снижение показателей функции внешнего дыхания;
увеличивается время восстановления сердечно - сосудистой системы после физической нагрузки.
В целом, по структурному анализу заболеваемости, у каждого третьего студента специальной медицинской группы на первом году обучения в вузе диагностируется сколиоз. При проведении медицинских обследований в последующие годы обучения, сколиотическая деформация позвоночника обнаруживается у каждого второго студента. Также у указанной категории студентов при обследовании часто выявляются малые аномалии развития сердца (МАРС), частая заболеваемость острыми респираторными заболеваниями, снижена толерантность к физической и умственной нагрузкам.
Таким образом, выявленная зависимость заболеваний ОДА и малых аномалий развития сердца, позволяют преподавателям кафедры физической культуры корректировать акценты физических упражнений на академических и самостоятельных занятиях двигательной активностью в режиме дня.
Список литературы
1. Дудин М.Г. Новые подходы к старым проблемам // Мир медицины – 1998 - №8 – с. 4-5.
2. Блохина О.Ю., Нуржанова З.М. Некоторые аспекты применения оздоровительных систем физических упражнений для студентов специальной медицинской группы //Материалы III международной научно - практической конференция «Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях» / Сборник научных трудов по итогам конференции - Санкт – Петербург, 2016 г.- с. 76 - 78.
3. Доронцев А.В. Формирование у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (Волгоградская академия физической культуры 2006 г.)
4. Петина Э.Ш., Морозова О.В., Козлятников О.А. Мониторинг развития физических качеств у студентов Астраханского государственного медицинского университета // III международная научно - практическая конференция «Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования» / Сборник научных трудов по итогам конференции – Самара, 2016 - с. 84 - 86.
5. Светличкина А.А., Доронцев А.В., Обухова Е.В. Нарушение процессов реполяризации миокарда сердца у студентов Астраханского ГМУ, занимающихся в спортивных секциях // III международная научно - практическая конференция «Тенденции развития психологии, педагогики и образования» / Сборник научных трудов по итогам конференции – Казань, 2016 - с. 48 - 50.