Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕТЬЕГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ Г.ПЕТРОЗАВОДСКА

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Содержание образования по физической культуре с учетом введения третьего часа определяется общеобразовательными программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ. Можно полагать, что включение третьего часа физической культуры в сетку расписания учебных занятий в отсутствии единых учебных программ и различном уровне готовности материально-спортивных сооружений средних общеобразовательных школ может приводить к разным подходам в формировании содержания третьего урока физической культуры. В этой связи нами проведено исследование, целью которого явилось изучение первоначального опыта организации 3-го урока физической культуры и отношения учащихся к этому уроку в общеобразовательных школах г.Петрозаводска. Были поставлены следующие задачи:
1. Разработать анкету для изучения организации и проведения 3-го урока физической культуры.
2. Выявить формы организации проведения 3-го урока физической культуры.
3. Изучить отношение школьников к 3-му уроку физической культуры.
Исследование было проведено в общеобразовательных школах №№ 27, 42 и лицее № 1, различающихся уровнем развития материально-спортивной базы. Характеристика материально-спортивной базы лицея № 1: 3 больших спортивных зала, 1 малый спортивный зал, зал единоборства, зал хореографии, тренажѐрный зал, 2 бассейна, 2 стандартные спортивные площадки, нестандартное оборудование, лыжная база. Материально-спортивная база школы № 27: 1 большой спортивный зал, 1 малый спортивный зал, 1 спортивная площадка, лыжная база. Материально-спортивная база школы № 42: 2 спортивных зала, спортивная площадка, лыжная база. Лицей № 1 мы условно отнесли к учебным учреждениям с более высоким уровнем материально-спортивной базы, а школы №№ 27 и 42 - к учреждениям с относительно низким уровнем материально-спортивной базы. Анкетирование учителей физической культуры и школьников проводилось в апреле-мае 2013 года. В опросе приняли участие 11 учителей с различным стажем работы: до 5 лет - 2 человека, до 10 лет - 3 человека, свыше 10 лет - 6 человек. В анкетировании приняли участие 273 учащихся выпускных классов разных возрастных групп: из 4-х классов 86 человек, из 9-х классов 108 человек, из 11-х классов 79 человек. Учителя заполняли анкету в свободное время, а учащиеся перед началом урока физической культуры. Анкетирование проводилась анонимно, регистрировались: № школы, стаж работы, пол, класс. Для решения первой задачи нами была разработана следующая анкета для учителей физической культуры. Инструкция Выберите по каждому утверждению опросника один из удовлетворяющих Вас ответов и отметьте его галочкой. Ответы на вопросы без альтернативных вариантов пишутся рядом от руки. Текст опросника
1. Какую главную цель Вы преследуете при проведении 3-го урока физической культуры?
2. Какие задачи являются для Вас приоритетными? (проранжируйте по степени значимости от 1 до 3):
а) оздоровительные, б) образовательные, в) воспитательные
3. Какую направленность 3-го урока физической культуры Вы осуществляете?
а) оздоровительную, б) образовательную, в) воспитательную, г) образова-тельно-тренировочную, д) спортивно-оздоровительную, е) спортивную
4. Из каких видов спорта включаете учебный материал в 3-й урок физической культуры?
5. Что включаете в содержание 3-го урока в 1-4 классах; 5-9 классах; 10-11 классах.
6. Способствует ли повышению уровня физической подготовленности школьников введение 3-го урока физической культуры в Вашей школе?
а) да б) нет в) не знаю
7. Чем отличается структура 3-го урока от общепринятых?
8. Материально-спортивная база способствует эффективности проведения 3-го урока?
а) да б) нет в) не совсем
9. Перспективы развития материально-технической базы.
10. Отношение школьников к урокам физической культуры, на Ваш взгляд, изменилось?
а) улучшилось б) не изменилось в) ухудшилось
11. Произошли ли изменения в пропусках школьниками уроков физической культуры в связи с введением 3-го часа?
а) увеличились б) не изменились в) уменьшились Полученные результаты опроса учителей представлены в Табл.1.


Таблица 1 Ответы (в %) на вопросы анкеты учителей физической культуры средних общеобразовательных учреждений, различающихся уровнем материально-спортивной базы


Анализ табличных данных позволяет заключить, что основной направленностью в организации и проведении урока физической культуры является оздоровительная. Причѐм в школах с более высоким уровнем материально-спортивной базы доминируют цели, связанные с оздоровлением школьников, в то время как учителя физической культуры в школах с более низким уровнем материально-спортивной базы одинаково важными считают и оздоровительные, и образовательные задачи.
Следует отметить, что различия наблюдаются и в субъективной оценке учителями отношения школьников к урокам физической культуры в связи с введением в сетку расписания 3-го урока. Учителя в школах с более высоким уровнем материально-спортивной базы в основном считают, что введение третьего урока физической культуры положительно сказалось на отношении школьников к физической культуре. С такой оценкой отношения школьников в школах с более низким уровнем материально-спортивной базы согласны только 50% учителей физической культуры. Также выявлено, что учителя для проведения третьего урока физкультуры подбирают материал, характеризующийся повышенной двигательной активностью. В основном это разные виды спортивных и подвижных игр. При анкетировании учителей физической культуры, различающихся стажем работы, были получены следующие результаты. Стаж работы до 5 лет: 50% учителей главной задачей считают оздоровительную, 50% – образовательную; на третьем уроке физической культуры осуществляют оздоровительную, образовательную и воспитательную направленность; учебный материал включают из спортивных и подвижных игр, гимнастики, лѐгкой атлетики; 50% учителей отмечают, что материально-спортивная база способствует эффективности урока, 50% – не совсем; 50% считают, что отношение школьников к урокам физкультуры улучшилось, 50% считают, что не изменилось. Стаж работы до 10 лет: для 2/3 учителей главной является оздоровительная цель, для 1/3 – образовательная; учителя осуществляют многие направленности третьего урока; включают в урок различные игры, лѐгкую атлетику, гимнастику, аэробику; считают, что материально-спортивную базу надо повышать; считают, что отношение учащихся к физкультуре не изменилось. Стаж работы свыше 10 лет: учителя осуществляют практически все направленности урока; главными задачами считают оздоровительные и образовательные; учебный материал, используемый на третьем уроке, это спортивные и подвижные игры, гимнастика, плавание, лѐгкая атлетика, атлетическая гимнастика; указывают на необходимость повышения материально-спортивной базы; практически все считают, что отношение школьников улучшилось. С целью изучения мнения школьников и их отношения к введению в расписание учебных занятий третьего урока физической культуры нами была разработана следующая анкета. Инструкция Выберите по каждому утверждению опросника один из удовлетворяющих Вас ответов и отметьте его галочкой. Ответы на вопросы без альтернативных вариантов пишутся рядом от руки. Текст опросника
1. Как Вы восприняли введение в расписание 3-й урока физической культуры?
а) положительно б) отрицательно в) безразлично
2. Стало ли интересней Вам заниматься физической культурой с появлением 3-го урока?
а) да б) нет в) безразлично
3. Какое влияние оказывает на Ваше самочувствие введение 3-го урока физической культуры?
а) положительное б) отрицательное в) не могу ответить
4. Считаете ли Вы оправданным введение 3-го урока физической культуры?
а) да б) нет в) безразлично
5. Вы с желанием идѐте на 3-й урок физической культуры?
а) да б) нет в) безразлично
6. Какие задания больше всего Вам нравится выполнять на 3-м уроке физической культуры?
7. Какие задания Вам не нравится выполнять на 3-м уроке физической культуры?
8. Чем бы Вы хотели заниматься на 3-м уроке физической культуры?
В результате анкетирования школьников было выявлено, что включение в сетку расписания третьего урока физической культуры вызвало положительный интерес у школьников начальных классов. К старшим классам этот интерес существенно снижается. Причѐм в одиннадцатых классах имеется большой процент школьников, которые отрицательно отнеслись к нововведению или оказались безразличными к нему. Нами установлено, что только 23% старшеклассников идѐт с желанием на третий урок физической культуры. Положительное влияние на самочувствие третий урок физической культуры оказывает в большей степени на школьников четвѐртых и девятых классов, менее – на школьников одиннадцатых классов. При этом процент школьников «не могу ответить» на данный вопрос существенно возрастает к 11 классу.
Анализируя результаты анкетирования, проведѐнного в средних общеобразовательных учреждениях, различающихся уровнем материально-спортивной базы, можно сказать, что учащимся лицея № 1 (более высокий уровень материально-спортивной базы) больше всего нравятся спортивные игры, плавание, заниматься в тренажѐрном зале. Не нравится: акробатика, сдавать зачѐты. Они хотели бы заниматься на уроках физической культуры регби, водным поло, различными спортиграми и ходить в тренажѐрный зал. Учащимся школ № 27 и 42 (более низкий уровень материально-спортивной базы) на уроках физической культуры больше всего нравится играть, т.е. заниматься игровой деятельностью. В то же время им не нравится выполнять беговые упражнения, «растягиваться на шпагат», отжиматься и подтягиваться. Исходя из данных, которые представлены в Табл. 2 можно сделать вывод, что учащиеся школ с разной материально-спортивной базой по-разному оценивают занятия физической культурой. Ребятам, которые учатся в лицее № 1, интересней заниматься физической культурой, чем учащимся из школ №№ 27 и 42. Поэтому первые идут на урок с желанием и восприняли третий урок физической культуры более позитивно, чем вторые.

Таблица 2 Ответы учащихся средних общеобразовательных учреждений, различающихся материально-спортивной базой



Результаты опроса учащихся по половой принадлежности (141 чел. муж. пола и 132 чел. жен. пола), представленные в Табл. 3, позволяют заключить, что школьники в целом восприняли положительно введение третьего урока физкультуры в сетку учебного расписания, однако на лиц мужского пола это оказало более положительное влияние, чем на лиц женского пола. Многие из них хотят заниматься физкультурой, так как урок стал интересней. Также они заметили положительное действие физических занятий на самочувствие. Но всѐ же остаются и те, на кого данный урок не оказал должного влияния. Особенно это наблюдается у лиц женского пола. Так, больше половины их отрицательно или безразлично отнеслись к введению третьего урока в сетку расписания.

Таблица 3 Результаты опроса школьников мужского и женского пола




Примечание: в числителе - лица мужского пола, в знаменателе - лица женского пола. В исследовании был изучен первоначальный опыт организации третьего урока физической культуры, а также отношение учащихся к данному уроку. Конечно, мы отдаѐм себе отчѐт в том, что полученные результаты имеют предварительный характер. Для более объективной и глубокой оценки состояния третьего урока физической культуры и влияния его на школьников требуется проведение массовых исследований, охватывающих большее количество школ и учеников. Вместе с тем следует признать, что на сегодня нет единой учебной программы для проведения третьего урока физической культуры. А поэтому каждый учитель, как показали результаты нашего исследования, вынужден придерживаться личного мнения о том, в какой форме правильно организовывать третий урок физической культуры и какой учебный материал будет положительно воздействовать на учащихся. К сожалению мы практически не получили ответа на вопрос, как дифференцируют учителя содержание 3-го урока физической культуры в 1-4, 5-9 и 10-11 классах.