Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРВЛЕНИЮ «ТУРИЗМ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВНЕУЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Набережные Челны
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Актуальность.

Сегодня традиционное проведение физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий в рамках внеурочного время обновляется за счет разработки и внедрения широкого спектра инновационных форм, методов и педагогических технологий. Специалистами идет поиск путей и способов их совершенствования с учетом будущей профессиональной деятельности студентов как форма самосовершенствования личности [1,2,3,6,8].

Физкультурно-спортивная деятельность, которая реализуется в рамках проведения физкультурно- спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий и участием в соревнованиях различного уровня должен выступать активно действующим инструментом развития у будущих бакалавров необходимых коммуникативных умений. А также выступать как средство созидания гармоничного развития личности и способствовать повышению качества их профессиональной подготовки в целом и конкурентоспособности на рынке труда [5, 7, 9].

Цель исследования: выявить отношение студентов, обучающихся по направлению «Туризм» к внеучебной физкультурно-спортивной деятельности как фактора формирования.

Методы и организация исследования: анализ и обобщение литературных источников, анкетный опрос, тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры спорта и  туризма». В эксперименте приняли участие   студенты 1-4 курсов,  обучающиеся по направлению «Туризм».

Результаты исследования и их обсуждение. Программа формирования профессиональной компетентности бакалавров, обучающихся по бакалавриату «Туризм» в рамках реализации внеучебных мероприятий по физкультурно-спортивной деятельности, составлена на основе проведения социологического опроса и учета действующих учебных программ и на основе обобщения опыта работы специалистов. Разработанная нами программа имеет три целевые установки: информационную, т.е. формирование системы знаний, включающей анализ существующих мнений по проблеме организации и проведения физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий со студентами во внеучебное время; методическую, где представлены практические рекомендации по организации и проведения мероприятий; познавательную, направленную на самообразование студентов. В основе принципа работы программы лежит определение отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности, организации физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий, физической и функциональной подготовленности. Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение физкультурно-спортивных и оздоровительных и спортивных мероприятий. А также данные задачи могут быть успешно решены путем регулярного контроля (диагностики) за физическим состоянием студентов.

Опрос, проведенный в течение четырех лет, позволил определить динамику отношения студентов к своему состоянию здоровья и физической подготовленности, зависимости физического здоровья от занятий различной двигательной активностью. Нами установлено, что большинство студентов экспериментальной группы на 1 курсе оценили свое здоровье как отличное – 12,5 %, хорошее – 66,7 %, удовлетворительное – 16,7 %, неудовлетворительное – 4,2%. Эта самооценка здоровья студентов экспериментальной группы от курса к курсу меняется в сторону положительного прироста за счет уменьшения доли ответов «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».К четвертому курсу студенты экспериментальной группы состояние здоровья оценили следующим   образом:  «отличное»     –   16,7  %,  «хорошее» –   70,8  %,  «удовлетворительное»   –  12,5  %, «неудовлетворительное» – 0%. Студенты контрольной же группы на первом курсе оценили свое состояние здоровья «отлично» – 20,0%, «хорошо» –68%, «удовлетворительно» – 8,0% и «неудовлетворительно» – 4,0% . К четвертому курсу в контрольной группе показатели изменились. Оценка своего состояния здоровья на

«отлично» уменьшается на 16%, «хорошо» на 4%. Не изменились результаты неудовлетворительной оценки, 28% студентов удовлетворены своим здоровьем. Состояние здоровья занимающихся студентов оценивается состоянием физической подготовленности. Большинство студентов 4 курса экспериментальной группы дают отличную и хорошую оценку уровня своей физической подготовленности. А в контрольной группе самооценка физической подготовленности к 2014 году изменилась в большей степени в сторону неудовлетворѐнности. Тем не менее, к 4 курсу в обеих исследуемых группах наблюдается незначительное снижение уровня физической подготовленности. Оценка студентами экспериментальной группы своего состояния физической подготовленности  уменьшилась  соответственно  на  4,3  %  и     8,4  %  по  показателям     «отлично»  и «удовлетворительно». При этом уменьшилась доля студентов, которые оценили свою физическую подготовленность неудовлетворительно (с 8,3 % до 4,2 %). Студенты экспериментальной группы отмечают свою физическую подготовленность на «хорошо». Этот показатель стабилен в течение всего времени обучения и к 2014 году выходит на начальный показатель эксперимента – 62,5 %.Результаты контрольной группы, согласно анкетному опросу, представлено ниже. Показатели «отличной» и «хорошей» физической подготовленности за время эксперимента становятся меньше на 4,2 % и 4 % соответственно, «удовлетворительной»- держатся на той же отметке – 1 2 %. Однако оценку «неудовлетворительно» ставят на 8% студентов больше. Среди студентов экспериментальной группы зависимость физического здоровья от занятий физическими упражнениями находится на первом месте. Наблюдается прирост положительных ответов на данный вопрос в экспериментальной группе по сравнению с показателями контрольной группы в течение всего периода эксперимента. В период обучения у бакалавров экспериментальной группы ведущими являются соревновательные мотивы. По желанию «хочу заниматься» большее предпочтение отдается циклическим видам спорта. К 2012 году на вопрос «без спорта не могу», отметили 62,5% студентов, что на 8,3% больше по сравнению с началом эксперимента. На 4,1% уменьшился и показатель «безразличных» ответов по отношению к спортивным занятиям. В основном студенты осознают необходимость занятия спортом и них 37,5 % занимаются спортом 5 и более раз в неделю. К 4 курсу этот показатель увеличивается до 70,8 %.Студенты контрольной группы не проявили большого желания к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Таким образом, результаты наших исследований свидетельствуют о повышении эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов по направлению «Туризм» как основы формирования профессионально- значимых качеств будущих специалистов. Физкультурно-спортивная деятельность, в которую вовлекаются студенты, является одним из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования необходимых профессиональных навыков и умений для будущей профессиональной деятельности и повышения мотивации к здоровому образу жизни.

 

Список литературы

1.      Автимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Ю. Артимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. –2015. - №2 (35). – С.28-38. http://elibrary. Ru/item.asp?id=21744097.

2.      Валетов, М.Р. Формирование здоровьеориентированной направленности личности студентов в процессе физического воспитания: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 2006. - 23 с.

3.      Веленский     М.Я., Беляева В.А. Физическая культура в самовоспитании личности  будущего учителя: Учебное пособие /Под общей ред. Сластенина В.А. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. -57с.

4.      Железняк Ю.Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. – 2002. - №5. – С. 47-52.

5.      Карпов  В.Ю., Щеголев  В.А., Щедрин Ю.Н. Социально-личностное воспитание студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2006. - 248 с.

6.      Карпушин Б.А. Педагогика и профессиональная подготовка студентов вузов физической  культуры  // Теория и практика физической культуры. – 2001. - №10. – С. 11-14.

7.      Кубасов В.И., Лабскир В.М., Любиев А.И. Главные направления для программы по физическому воспитанию студентов: http://users.kpi.kharkov.ua/sport/metod.html.

8.      Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 120с. 

7.      Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами. Письмо Министерства образования РФ от 20 марта 2002 года № 30-55-181 (Д): http://sovet.fizteh.ru/materials/minobrinauki/.