14 февраля 2016г.
Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в современном мире, люди практически разучились общаться. Наблюдается невнимание к другому, игнорирование чужого мнения, амбициозность, негативизм, утрата эмоциональной составляющей общения (эмпатии, сочувствия).
Такой стиль общения взрослых перенимают и дети. В психологии есть такое выражение «семейный сценарий», то есть стиль общения взрослых дети переносят в свою среду. Практика моей работы показывает, что в учебной и внеурочной деятельности у детей отмечается некоторая конфликтность из-за посадочного места (кто сядет за 1 парту), из-за очередности ответа, выполнения задания (кто будет ведущим речевой физминутки, маленьким учителем», контролером, кто первым ответит на вопрос учителя); отсутствие доброжелательности при чужих неудачах, негативизм, отказ от деятельности, демонстративность поведения при столкновении с трудностями, нежелание сотрудничать с противоположным полом, игнорирование интересов другого ребенка.
Поэтому мною разработан цикл занятий, направленных на формирование гендерно-паритетных (равноправных) взаимоотношений мальчиков и девочек, на умение сотрудничать, договариваться, понимать и принимать чужую точку зрения.
· «Семья»
· «Дружба»
· «Настроение»
· «Вежливые слова»
· «Негативные черты характера»
· «Что такое поступок?»
· «Умеем ли мы сочувствовать?»
Но я считаю, что самым значимым в общении является его эмоциональная составляющая (эмпатия, сочувствие, сопереживание). Поэтому свои занятия я начинаю с игр-приветствий, направленных на сплочение, на развитие коммуникативных умений, на снятие эмоционального напряжения, на создание доверительной и доброжелательной атмосферы. Включенность в совместные эмоционально насыщенные игровые ситуации, позволяет детям раскрепоститься, приобрести навыки дружеского общения. Мною подобраны интересные игры, основанные на интересе и внимании друг к другу, «Дружеский микрофон», «Снежный ком», «Имя и качество», «Ладошки», «Комплименты», «Поиск общего», «Быстрые превращения», «Таинственный незнакомец», «Передай маску».
Непосредственно основная часть занятия – это разрешение проблемных ситуаций. В этой части решаются следующие задачи:
· актуализация собственного жизненного опыта учащихся,
· формирование новообразований в коммуникативной (умение договариваться, сотрудничать), эмоционально-волевой (сопереживание, сочувствие, отзывчивость) и личностной (настойчивость, целеустремленность) сферах,
· формирование социального опыта детей,
· развитие познавательной активности,
· развитие творческой инициативности.
Указанные задачи решаются через систему продуманных видов заданий:
· разрешение проблемной ситуации,
· чтение и обсуждение рассказа,
· совместное сочинение сказки по заданному началу, концу, середине,
· игры, направленные на проживание новых ценностных отношений.
И заключительная часть занятия – это закрепление позитивного опыта учащихся, где используются:
· приемы яркого эмоционального пятна (мультфильм, музыка, говорящая игрушка, сюрпризный момент)
· приемы, направленные на обеспечение собственного и приобретенного позитивного опыта ребенка (сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации, совместные творческие задания, рефлексивные игры).
Такие занятия помогают детям прислушаться к своим и чужим переживаниям, по-новому взглянуть на своих товарищей и оказать поддержку.
Нельзя пренебречь веками сложившимися традициями, проверенными опытом многих поколений, отшлифованными корифеями науки и практики. Никогда не уйдут со сцены традиционные формы коррекционно- развивающей работы такие, как урок.
Динамичные изменения в обществе диктуют новые стратегические ориентиры в школьном образовании: вариативность, инновационность, адекватность содержательным изменениям. Одним из ведущих направлений реформирования современных образовательных систем является гуманизация образования. Современные гуманистические подходы в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья проявляются через:
· признание прав ребенка на индивидуальность,
· приоритет субъект-субъектных отношений,
· развитие ребенка,
· опору на образное мышление, эмоции, воображение,
· комплексный подход в образовании,
· приоритет понимания над запоминанием.
Современное логопедическое занятие, помимо узко коррекционных задач, должно быть ориентировано на развитие компетентностей ребенка. Прежде всего, педагог должен признать индивидуальные физические, психологические и социальные особенности ребенка, а затем содействовать развитию достоинств ребенка, опираясь на механизм вытеснения старых новообразований новыми. Все это стимулирует специалиста к поиску новых приемов, технологий, нового предметного содержания. Логопеду необходимо самому искать изюминки, чтобы обогатить содержание занятия и выйти на формирование компетентностей, которые помогут детям успешнее социализироваться в обществе. Время диктует необходимость расцвечивания занятия инновационными находками, поэтому я использую
· личностно-ориентированный подход,
· здоровьеразвивающие технологии,
· гендерный подход в коррекционно-развивающей работе.
Формирование коммуникативных, познавательных и личностных УУД у учащихся можно продемонстрировать на примере фрагмента моего занятия с подгруппой 2 класса по теме «Дифференциация А - Я».
Дети составляют из букв разрезной азбуки слово «басня» и объясняют его написание. Затем уточняем значение этого слова (это жанр литературного произведения, содержащего поучение). Я даю историческую справку о том, что наиболее известные писатели басен – это И. А. Крылов, живший в России более 200 лет назад, и Эзоп, живший в древней Греции более 2000 лет назад. Они написали множество басен, но мы сегодня поговорим о двух баснях. В басне Эзопа «Рыбак и рыбы» рассказывается о рыбаке, который хотел, чтобы рыбы плясали под его дудку. Отсюда пошло выражение «Плясать под чужую дудку». А у Крылова есть басня «Кот и повар». Повар оставил кота Ваську стеречь продукты от мышей, а кот сам съел все. Вернувшись, повар стал ругать кота, а Васька продолжал есть. В дальнейшем люди стали использовать фразу «А Васька слушает, да ест».
Далее детям предлагается подобрать к фразеологизмам подходящие значения: безоговорочно подчиняться чужой воле или не обращать внимания на замечания. Затем обсуждаются конкретные жизненные ситуации, адекватно которым дети подбирают фразеологизм.
На доске появляется слово УВАЖЕНИЕ.
- Почему я поставила слово УВАЖЕНИЕ между этими фразами? Как оно к ним относится?
Дети рассуждают и приходят к выводу, что «Плясать под чужую дудку» - это не уважать себя, а «А Васька слушает, да ест» - это не уважать другого человека. В жизни надо поступать наоборот: уважать и себя, и других.
Далее предлагается игра. Мальчики говорят, за что они уважают присутствующих девочек, а девочки – мальчиков. В результате игры дети приходят к выводу - каждого человека есть за что уважать.
- Пусть про вас никогда не скажут фразами «Пляшет под чужую дудку», «А Васька слушает, да ест».
Таким образом, получается взрослый и серьезный разговор, который способствует развитию коммуникативной, социальной и познавательной компетентностей личности ребенка через общение и ценностную ориентацию.
Традиционное логопедическое занятие комплексно решает задачи оздоровления всех компонентов речевой системы (произносительной, лексической, грамматической, семантической). Создать условия для реализации требований ФГОС в системе логопедической помощи позволяет конструкт логопедических занятий, который соответствует требованиям системно-деятельностного подхода в обучении. Каждый этап занятия содержит свои цели и выходит на результат в виде формируемых универсальных учебных действий.
В современном информационном обществе речь выступает в качестве основного средства успешной социализации. У ребенка с речевой патологией неполноценными оказываются те виды языковых способностей (речевых, эмоциональных, коммуникативных), которые как раз высоко востребованы в обществе. Качество речи обеспечивает качество жизни ребенка. В этой связи логопедическое занятие требует развитие речи ребенка в проекции на его личность. Ребенок должен выходить на уровень самопрезентации, самоподачи в общении, на умение выстраивать социальные контакты, договариваться, сотрудничать.