Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Проблема развития взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками рассматривалась различными учѐными: М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, С.Н. Суботским, А.С. Спиваковской, Е.А. Смирновой, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Г. Утробиной, А.И. Аржановой, А.В. Булатовой, В.А. Горбачѐвой, Р.Н. Ибрагимовой и др. И все психолого-педагогические исследования убедительно показывают важную роль компетентности в общении в процессе становления личности дошкольника.

Коммуникативная компетентность ребѐнка предполагает некоторый уровень его знаний об общении с людьми, овладение коммуникативными умениями, т.е. умениями устанавливать контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, а так же развивает наблюдательность, социальную перцепцию, т.е. понимание психологического состояния другого человека по внешним признакам, умение подавать себе в общении, речевые и неречевые умения коммуникации и др.

Основными условиями для формирования коммуникативной компетентности, на наш взгляд, являются:

· непосредственное взаимодействие ребенка со взрослым, т.к. это общение дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важными моментами в коммуникативном развитии ребенка становятся знание норм общения и понимание их ценности и необходимости.

· регулярное общение со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками.

· организация и проведение занятий по обучению детей общению. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обуславливают личностные, поведенческие, эмоциональные и другие особенности. Умение общаться, устанавливать дружеские отношения, учит грамотно строить свои отношения.

Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребенка, в специально организованной деятельности. Для развития компетентности в общении важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому мы считаем важным осуществлять специально организованное взаимодействие между детьми, с целью формирования социальных умений и навыков. К ним относятся вступление в контакт, совместная работа, распределение обязанностей, разрешение конфликтов, слушание другого, запрашивание помощи и т.д. Эти навыки формируются в групповой работе, которая должна занимать достойное место в деятельности детей.

Отдавая должное набору социальных знаний, умений и навыков в структуре социальной компетентности, мы считаем необходимым подчеркнуть, что этот набор сам по себе не обеспечит социально компетентного поведения. Компетентность надо  рассматривать шире в виде набора знаний  и  умений — как возможность устанавливать связи между знаниями и ситуацией, как способность обнаруживать процедуру, подходящую для проблемы. Социальная умелость не может состояться без сформированности у ребенка личностных образований, способствующих социальной адаптации.

В настоящее время большой процент детей в детских садах - дети с нарушениями речи. Их межличностные отношения имеют свои особенности.

Коммуникативная компетентность старших дошкольников с нарушениями речи имеют следующие особенности:

· у дошкольников нет навыков и умений связно излагать свои мысли,

· вербальное общение носит преимущественно ситуативный характер,

· для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями, а также бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении,

· нередко обнаруживается отсутствие интереса к занятиям, низкий уровень концентрации внимания, интонационной выразительности, повышенная тревожность.

Многими теоретиками и практиками дошкольного воспитания отмечается такой факт, что детям часто трудно договориться друг с другом, они испытывают трудности при организации совместной деятельности: не могут обратиться друг к другу, не умеют слушать и слышать сверстника. Так, дети с речевой патологией, склонны занимать в общении со сверстниками более пассивную позицию, часто не имеют сотрудничать, отличаются более низким уровнем сформированности коммуникативных умений, не умеют ориентироваться в ситуации общения. Количественно (по числу социальных контактов) общение детей с нарушениями речи не отличается от такового детей с речевой нормой, но качественно (по содержанию) оно значительно проигрывает. На состояние функций общения ребенка с речевой патологией, кроме трудностей чисто внутреннего плана, большое влияние оказывают напряженность, нестабильность семейной ситуации, оценочные суждения педагога, а также значительная зависимость от своего окружения.

Чтобы показать, насколько дети компетентны в общении, мы выделили уровни коммуникативной компетентности: высокий – уровень знаний о способах общения и уровень коммуникативных умений у ребенка высокий; высокий уровень осознанности мотивов выбора партнѐров по общению, относится к группе лидеров или предпочитаемых; средний – уровень знаний о способах общения высокий, но применить знания ребенок не умеет, по статусу занимает позицию принятого, не всегда осознает мотивы выбора партнѐра по общению; низкий

-   уровень знаний об общении и уровень коммуникативных умений низкий, не осознает мотива выбора партнера по общению, имеет неблагоприятное статусное положение в группе.

Результаты исследования показали, что уровни коммуникативных знаний и умений у детей с нарушенным и нормальным речевым развитием количественно практически одинаковы, но качественно имеют свои особенности:

· дети с ОНР испытывают больше трудностей в организации собственного речевого поведения, хуже ориентируются в ситуации общения;

· в общении дети с ОНР проявляют инициативу, но не всегда бывают настойчивыми;

· в группе преобладает нейтрально-деловой эмоциональный фон.

· только 50% испытуемых дошкольников с ОНР умеют приходить к общему решению, 37% дошкольников осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, 25% осуществляют взаимопомощь по ходу рисования (в контрольной группе данные показатели выше)

· 63% испытуемых имеют стойкие представления о способах общения в игре (в контрольной группе данный показатель на 10% выше).

Отмечены и более низкие уровни развития диалогической и монологической речи детей с ОНР по сравнению с контрольной группой детей с нормальным речевым развитием.

У детей не  достаточно навыков и умений связно излагать свои мысли,  для них характерна  подмена связного высказывания  односложными ответами на  вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями.

Дети контрольной группы увереннее излагали свои мысли, правильнее строили фразы, как правило, прослеживали все причинно-следственные цепочки, давали объяснения событий. Лишь ситуативно допускали грамматические ошибки. Звуки произносили, в целом, правильно, речь их более внятная, неторопливая, выразительная. В целом, дети с нормальным речевым развитием делают боле осознанный выбор партнера по общению.

Таким образом, уровень коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР качественно ниже аналогичных показателей у детей с нормальным речевым развитием.

На наш взгляд, основными психолого-педагогическими условиями по формированию основ коммуникативной компетентности в общении со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на организованных коррекционно-развивающих занятиях, должны быть:

· системное включение старших дошкольников с ОНР в совместную общеполезную деятельность;

· своевременное формирование у старших дошкольников с ОНР внимания к сверстнику,

· ориентация детей на действия партнеров и формировании умения подстройки к ним;

· погружение детей в общие для всех переживания;

· формирование у детей ценностного отношения к дружбе.

Важно активное взаимодействие всех значимых для ребенка субъектов, включенных в его социальное пространство отношений (ровесников, родителей, членов семьи, воспитателей, специалистов дошкольного учреждения).

Необходимо использовать развивающий и воспитательный потенциал детской группы для преодоления трудностей, имеющихся у ребенка во взаимоотношениях со сверстниками.

Таким образом, наличие у ребенка сформированной в дошкольном возрасте коммуникативной компетентности позволяет ему сотрудничать с воспитателем в различных видах деятельности, находить контакт и благополучно вращаться в сфере общения со сверстниками. Это в дальнейшем закономерно должно сказаться на благоприятном переходе ребенка-дошкольника на стадию школьного возраста.