Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Проблема развития связной речи младших школьников с задержкой психического развития является актуальной на сегодняшний день, т.к. связная речь выступает как высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Она является результатом общего развития речи, показателем не только речевого, но и умственного развития ребенка и представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Главный акцент на занятиях по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития мы решили сделать на теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Так как мы предполагали, что коррекционно-логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития с использованием ТРИЗ-технологий будет более эффективной, чем традиционная логопедическая работа. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, способность нестандартно мыслить.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию связной речи младших школьников с ЗПР была разделена нами на несколько этапов.

I этап – подготовительный:

1 .Развитие целенаправленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей. Знакомство с понятиями «слово» и «предложение»

2 .Обучение умению произвольно строить синтаксические конструкции.

3 .Формирование умения видеть и понимать синтаксические и  грамматические связи между словами в предложении.

4 .Ознакомление с приѐмами построения наглядных моделей предложения. II этап – основной:

1 .Усвоение норм построения связного развѐрнутого высказывания.

2 .Формирование навыков планирования развѐрнутых высказываний.

3 .Обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

4 .Обеспечение достаточной речевой практики как основы практического умения основных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

Задания были структурированы по этапам, постепенно усложнялись, строились в доступной и интересной для детей форме и имели традиционную структуру (организационный момент, основная часть, заключительная часть), наполняемую разным содержанием.

Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на коррекционно-логопедических занятиях являлось привитие ребѐнку радости творческих открытий, снятие у него чувства скованности, преодоление застенчивости, развитие фантазии, логики мышления, воображения.

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ, которые были адаптированы нами для детей с ЗПР.

1)Метод «Мозговой штурм» (МШ): Это метод коллективного поиска оригинальных идей. Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Поэтому темы мозгового штурма мы выбрали следующие: как выгнать лису из зайкиной избушки; как не дать медведю залезть на теремок и развалить его; как оставить кусочек лета в зиму.

Логопед также предлагал детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяло стимулировать их воображение и вызывало интерес и желание к творческой деятельности.

2)      Метод морфологического анализа. Использование данного метода позволяет развивать творческое воображение, фантазию, комбинаторные умения, получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты.

Детям необходимо было создать новый образ Ивана-царевича. Мы выделили основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда (критериев может быть больше, в их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз).

Дети произвольно выбирали по одной характеристике и соединяли воедино. Получались очень интересные образы. Дети проявляли активность при выполнении задания, им сразу хотелось придумать историю о таком необычном герое.

3)      Метод фокальных объектов (МФО) Суть метода заключается в том, что к определѐнному объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Детям предлагалось назвать три любых объекта. Один из них представитель природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие (метеорит, стол, машина). Затем дети называли как можно больше свойств и качеств  названных объектов. Названные свойства и качества  приписывались к изначально выбранному объекту, дети объясняли, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает. Например, машина: стремительная – быстро едет. Горячая – везет горячий хлеб. Искрящаяся – летающая тарелка и т. д.

Метод  фокальных  объектов  направлен  на  развитие  у  детей  творческого  воображения,  фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

4)     Системный оператор. Работа с системным оператором предполагала формирование у ребѐнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определѐнный отрезок времени, признаки и строение. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определѐнных составляющих, имеющих определѐнные свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению.

Рассматривая объект, дети определяли, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда, строение). Кроме того, дети выясняли историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставлялась возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, придумать, как он будет называться.

ТРИЗ-технологии помогают логопедам решать проблемы речевого развития, позволяют научить детей создавать образные характеристики объектов (сравнения, загадки и метафоры). Формируют такие навыки как: умение представить, вообразить словесные картины событий, действия, внешность героев, их поступки, понять взаимоотношения; производить анализ; развивают способность составлять сказки различных типов.

Использование ТРИЗ-технологий в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи младших школьников с ЗПР способствовало улучшению состояния общего речевого развития учащихся, повышению уровня познавательной и творческой активности, а речевая и общая инициатива ТРИЗ дала детям возможность проявить свою индивидуальность, способность нестандартно мыслить.

 

Список литературы

1.      Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗ педагогики // Педагогика. – 2002. – № 6.

2.      Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2008.

3.      Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. – 2003. – № 4.

4.      Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. – № 5.