Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ ВИНЫ И СТЫДА В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Балашов
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Феномены вины и стыда как регуляторы социального поведения в контексте традиционных и современных ценностей (кросскультурное исследование)»), проект № 13-06-00492а

В настоящее время трансформации в обществе, в стране и в мире выдвигают на первый план проблему нравственности личности, выступающей в качестве важного элемента и условия формирования социума.

Среди многочисленных аспектов изучения нравственной сферы личности особый интерес вызывает проблема переживания чувств вины и стыда как нравственных регуляторов социального поведения индивида. Обращение психологов к феноменам вины и стыда происходит, как правило, в рамках общей теории эмоций и чувств (П.М. Якобсон, 1998), в теории морального развития и воспитания (В.А. Малахов, 1989), в свете изучения социальной адаптации (А.П. Растигеев, 1984) и др. На базе культурологических/антропологических теорий формируется представление о вине и стыде как о регулятивных механизмах социального контроля, возникших вместе с появлением социальных норм, стандартов, идеалов (Т.Г. Стефаненко, 1999).

Несмотря на то, что в различных психологических концепциях вину и стыд принято рассматривать в контексте взаимодействия с другими людьми, специально вопрос психологического исследования данных феноменов в них ставился редко. Кроме того, недостаточно исследованы особенности вины и стыда у представителей молодого поколения.

Вместе с тем, такого рода данные могут быть востребованы при организации молодежной политики в сфере духовно-нравственного воспитания современной молодежи, развития моральных убеждений, базовых ценностей представителей подрастающего поколения.

В силу вышеизложенного, нами было выполнено исследование, имевшее своей целью выявление специфики переживания чувств вины и стыда у представителей современной молодежи в контексте изучение ценностных ориентаций.

Выборка и методы исследования

Эмпирическое исследование проводилось в течение 2014-2015 гг. В ходе исследования были подобраны диагностические средства и группы испытуемых. Общее количество исследуемых составило 90 человек, из них 42 юношей (47%) и 48 девушек (53%) в возрасте от 17 до 19 лет.

Для изучения специфики переживания чувств вины и стыда в контексте ценностных ориентаций современной молодежи были использованы методики:

1.      Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С.Бубнова), направленная на изучение структуры ценностных ориентаций молодых людей;

2.     «Опросник межличностной вины IGQ» (L.E.O'Connor, J.W. Berry, J. Weiss, M. Bush&H. Sampson) (адаптация Е.В. Белинской), направленный на измерение выраженности чувства вины и стыда испытуемых;

3.     Методика «Измерение чувства вины и стыда» (TestofSelf – Conscious Affect (TOSCA) (Дж. П. Тангней), направленная на изучение чувств вины, стыда, экстернальности и отстраненности испытуемых.

Для статистической обработки результатов исследования были использованы следующие методы:

–          непараметрический критерий с применением Q-критерия Розенбаума для оценки степени достоверности различия результатов по методикам в сравниваемых группах юношей и девушек;

–     метод ранговой корреляции Спирмена – для выявления взаимосвязи показателей методик в группах. Результаты исследования

1.     В ходе изучения     структуры ценностных ориентаций молодежи (методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С.Бубнова) мы выявили, что для представителей молодежной группы более выраженными являются такие ценности как «познание нового в мире, природе, человеке», «любовь» и «здоровье». Вероятно, такие результаты могут говорить о том, что представители молодого поколения, участвовавшие в исследовании, ориентированы в основном на внутренние ценности, т.е. ценности, связанные с духовностью, самопознанием и самосовершенствованием.

2.    По результатам измерения выраженности чувства вины и стыда у представителей молодежной группы (методика «Измерение чувства вины и стыда» (TOSCA) Дж. П. Тангней) было установлено, что для юношей и девушек более характерным является склонность к переживанию чувства вины, чем стыда. Это может свидетельствовать о том, что ориентиром поведения для них могут служить в большей степени собственные установки и убеждения, и лишь затем общественное мнение.

3.     В процессе изучения выраженности тех или иных видов чувства вины и стыда у молодых людей (Опросник межличностной вины IGQ), было установлено, что у испытуемых наиболее выраженной формой иррациональной вины является вина выжившего, появляющаяся вследствие переживания трудных жизненных обстоятельств. Для некоторых молодых людей также характерна вина гиперответственности, характеризующая людей, способных брать на себя непомерную ответственность.

С помощью метода ранговой корреляции Спирмена мы установили корреляционную связь, между следующими показателями методик у представителей молодых людей, участвовавших в исследовании:

1)     выявлена прямая корреляционная связь между ценностью познания нового и чувством стыда (r=0,32, при p≤0,05), между ценностью здоровья и чувством отстраненности (r=0,301,p≤0,05). Полученные результаты могут свидетельствовать о негативных переживаниях испытуемых относительно результатов своего обучения и недостаточного внимания к своему здоровью, что может сопровождаться угрызениями совести;

2)     установлена обратная корреляционная связь между ценностью поиска и наслаждения прекрасным и виной всеобъемлющей ответственности (r=-0,289, при р≤0,05), а также между ценностью поиска и наслаждения прекрасным и чувством вины ненависти к себе (r= - 0,306, при р> 0,05).

В ходе исследования была также поставлена задача, определить гендерную специфику в переживаниях чувств вины и стыда. Для этого были сопоставлены показатели юношей и девушек по методикам «Измерение чувства вины и стыда» Дж.П. Тангней и «Опросник межличностной вины» в адаптации Е.В. Белинской. Результаты сравнивались с применением Q-критерия Розенбаума.

В результате были установлены следующие различия:

1)     выявлены различия в выраженности склонности к переживанию чувства вины у представителей двух гендерных групп (методика Дж. П. Тангнея) (Qэмп = 9 (при р≤0,01)), свидетельствующие о том, что девушки чаще, чем юноши, склонны испытывать чувство вины;

2)     установлены различия по степени выраженности показателей шкалы вины отделения у юношей и девушек (методика L.E.O'Connor, J.W. Berry, J. Weiss, M. Bush&H. Sampson)), (адаптация Е.В. Белинской)) (Qэмп= 11 (при р≤0,01). Девушки больше подвержены переживанию возможности нанести вред окружающим в процессе достижения своих целей, чем юноши.

Выводы

Одни из нравственных регуляторов социального поведения молодых людей выступает склонность к переживанию чувств вины и стыда. Несмотря на частое упоминание о вине и стыде в психологических работах, специально исследования этих феноменов в психологии ставились редко. Переживание чувств вины и стыда связывали с внутренней конфликтностью и самообвинением личности (В.В. Столин); вина представала как средство, с помощью которого личность выявляет свой потенциал (И. Ялом); стыд выступал средством повышения сенситивности личности к чувствам и оценкам окружающих, способствовал большей социальной сплоченности (Э. Эриксон) и др.

При изучении специфики переживания чувств вины и стыда в контексте ценностных ориентаций современной молодежи мы установили, что для них наиболее выраженной является склонность к переживанию чувства вины. Они ориентированы на личные нравственные установки, их поведение определяется ценностями, связанными с внутренними преобразованиями, с познанием нового в мире, любовью и здоровьем.

 

Список литературы

1.      Бубнова, С.С. Методика диагностики ценностных ориентации личности /  С.С  Бубнова. - М.: Изд-во института молодежи, 1995. - 245 с.

2.      Васильева О.С. Комплексный подход к понятию «вина» / О.С.Васильева, Е.В.Короткова // Прикладная психология. - 2000. - № 3. – С. 34-41.

3.      Лимарева, Б.И. Вина как психологическая категория / Б.И. Лимарева. - М.: Генезис, 2010. - 214 с.