14 февраля 2016г.
Конструктивное общение между супругами лежит в основе семейного благополучия и заключает в себе очень важную функцию – способствует как развитию самих супружеских отношений, так и личностному развитию супругов. Общение и взаимоотношения супругов в благополучных семьях характеризуют открытость, интимность, доверие друг другу, высокий уровень взаимной симпатии, гибкий, как правило, демократичный характер распределения ролей в семье, моральную и эмоциональную поддержку. В то же время по данным Федеральной службы государственной статистики, которая ежегодно публикует данные по количеству браков и разводов по каждому региону России, было выявлено, что показатели по Северо-Западному региону обнаружили рост числа разводов за последние два года на 21,1%, а в целом по России можно говорить о том, что сегодня в нашей стране распадается каждый второй брак [4]. Современные российские семьи, испытывают на себе влияние негативных социальных процессов, происходящих в обществе, что сказывается на стабильности брака. Помимо социальных процессов на стабильность брака влияют различные факторы: личностные особенности супругов, конфликтное взаимодействие, кризисные периоды развития семьи и другие [1,2,5,7]. Например, в процессе первого года супружеской жизни при адаптации распадается до 30% семей. Семейные конфликты выступают одной из самых распространенных форм конфликтов. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов зависит от всех членов семьи и прежде всего от конфликтующих сторон – супругов. Для эффективного разрешения конфликтов, прежде всего, необходимо взаимопонимание, что подразумевает наличие коммуникативной компетентности супругов [1,2,7]. Все это свидетельствует о важности разработки эффективных программ, направленных на коррекцию конфликтного взаимодействия супругов в молодых семьях.
В связи с вышеизложенным, мы предприняли исследование, целью которого была разработка и апробация программы коррекции конфликтного взаимодействия супругов в молодых семьях. Исследование проводилось на базе центра социально-психологической помощи - Муниципальное автономное учреждение «Семья». В нем приняли участие 10 супружеских пар (20 человек), в возрасте от 20 до 30 лет, со стажем брака от полугода до 4 лет. Предметом исследования явились: межличностное взаимодействие супружеских пар в конфликтных ситуациях, коммуникативные умения и навыки супругов, а также апробация разработанной коррекционной программы.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что разработанная программа коррекции, направленная на обучение навыкам конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях и коммуникативным умениям и навыкам, снизит уровень конфликтности у молодых супружеских пар.
Нами использовались следующие диагностические методы:
1. Авторская социально-психологическая анкета.
2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) [3].
3. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) [6].
4. Методика выявления характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской [8].
В целях проверки эффективности разработанной коррекционной программы мы использовали подсчет T- критерия Вилкоксона для выявления значимых различий исследуемых показателей «до» и «после» проведения коррекционной программы.
На констатирующем этапе исследования, то есть «до» проведения коррекционной программы, на основании анализа результатов авторской анкеты выявилось, что в качестве своего преобладающего поведения в конфликтной ситуации большинство респондентов - 75% (15 супругов) отмечают компромисс, для 20% (4 супруга) характерно избегание конфликта и только 5 % (1 супруг) респондентов предпочитают открыто участвовать в конфликте. В качестве сфер семейной жизни наиболее конфликтными молодые супруги считают такие, как материальная сфера и воспитание детей. Большинство респондентов придерживаются мнения, что не стоит выносить проблемы за пределы семьи, а именно 87,5%. Среди возникающих сложностей в общении испытуемые отмечают неумение партнера слышать то, что им говорят, отсутствие взаимопонимания, неумение ответить отказом на просьбу, грубость партнера в общении, манипулирование и т.д.
Анализ результатов по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) обнаружил, что у 30,8% респондентов преобладает стиль приспособления в конфликтных ситуациях, о чем свидетельствует показатель 9,25 баллов, то есть они отказываются от собственных интересов ради партнера, что может приводить к внутреннему конфликту. У 23,2 % респондентов (средний показатель 8,35 баллов) наблюдается стремление удовлетворить свои интересы за счет другого (конкуренция), тем самым создавая конфликтное взаимодействие в паре. Такие стили поведения в конфликте, как компромисс (5,4 балла) и избегание (5,2 балла) обнаружили соответственно 22% и 20% респондентов и только 5% респондентов проявили такой стиль, как сотрудничество (3,2 балла).
Анализ результатов теста коммуникативных умений Л. Михельсона выявил низкий уровень сформированности коммуникативных умений у молодых супругов - 27% из возможных 100%. Это позволяет говорить о том, что большинство респондентов не обладают коммуникативными умениями в достаточной степени, не умеют адекватно реагировать на критику, оказывать поддержку, вступать в близкий контакт, корректно отказывать в ответ на чужую просьбу.
Анализ результатов по методике «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской обнаружил отрицательные значения по всем шкалам, что свидетельствует о негативных реакциях респондентов на конфликтную ситуацию и наличии рассогласованности в общении с партнером. Наиболее конфликтной сферой семейного взаимодействия у молодых супругов выступили отношения с родственниками и друзьями - индекс составил «-1,2».
На формирующем этапе исследования была разработана и проведена программа коррекции конфликтного взаимодействия супругов в молодых семьях. Исходя из гипотезы исследования, заключающейся в предположении о том, что обучение навыкам конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях и коммуникативной компетентности снизит уровень конфликтности у молодых супружеских пар, мы разработали тренинг под названием «Навстречу друг другу», состоящий из трех блоков: саморегуляция эмоционального состояния, коммуникативные умения и навыки, конструктивное взаимодействие в конфликтных ситуациях.
Цель тренинга: формирование коммуникативной компетентности супругов, умений и навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Задачи тренинга:
1. Ознакомить респондентов с понятием конфликта, особенностями взаимодействия в ситуации конфликта;
2. Отработать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;
3. Обучить эффективным тактикам коммуникации с собеседником в конфликтных ситуациях;
4. Обучить навыкам регуляции эмоционального состояния;
5. Развить навыки эффективного слушания.
Тренинг включает 6 занятий, с периодичностью 2 раза в неделю и продолжительностью 1,5 часа. Так как выборка состояла из 10 супружеских пар, мы сформировали из них две группы, каждая из которых состояла из 5 супружеских пар (10 человек), занятия в этих группах проводились по единой программе.
Каждое занятие включает: вводную часть, направленную на подготовку группы к работе; основную часть, направленную на реализацию поставленных задач; завершающая часть, направленная на рефлексию; домашние задания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков.
Контрольный этап исследования проводился после завершения коррекционной программы. По всем использованным в исследовании методикам проводился сравнительный анализ результатов «до» и «после» проведения этапа коррекции.
Так сравнительный анализ результатов по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) обнаружил, что после проведения коррекционной программы, положительные изменения произошли по всем исследуемым параметрам (см. Табл.1).
Таблица 1 Средние значения показателей способов реагирования на конфликтные ситуации на констатирующем и контрольном этапах (в баллах) и уровень значимости изменений на основании подсчета Т-критерия Вилкоксона.
Исследуемые
параметры
|
До тренинга
|
После тренинга
|
Уровень
значимости
|
Конкуренция
|
6,95
|
3,8
|
Р <0,01
|
Приспособление
|
9,25
|
4,25
|
Р <0,01
|
Компромисс
|
5,4
|
9,1
|
Р <0,01
|
Избегание
|
5,2
|
2,55
|
Р <0,01
|
Сотрудничество
|
3,2
|
10,3
|
Р <0,01
|
Подсчет Т-критерия Вилкоксона выявил, что после тренинга у респондентов достоверно снизилась частота использования таких способов реагирования как конкуренция, приспособление и избегание, в то время как частота использования респондентами таких способов реагирования на конфликт, как компромисс и сотрудничество достоверно увеличилась.
Сравнительный анализ результатов по тесту коммуникативных умений Л. Михельсона обнаружил, что после проведения коррекционной программы общее значение сформированности коммуникативных умений значимо увеличилось (см. Табл.2).
Таблица 2 Средние значения показателя сформированности коммуникативных умений на констатирующем и контрольном этапах (в %) и уровень значимости изменений на основании подсчета Т-критерия Вилкоксона.
Исследуемые параметры
|
До тренинга
|
После тренинга
|
Уровень
значимости
|
Общее значение сформированности Коммуникативных умений
|
27
|
49
|
Р <0,01
|
Сравнительный анализ результатов по методике «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской выявил, что после проведения коррекционной программы у супругов снизился уровень конфликтности по всем сферам общения, в том числе достоверно снизился суммарный индекс уровня конфликтности в паре (см. Табл.3).
Таким образом, сравнительный анализ результатов на констатирующем и контрольном этапах, позволил подтвердить гипотезу исследования о том, что разработанная программа коррекции, направленная на обучение навыкам конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях и коммуникативным умениям и навыкам позволит снизить уровень конфликтности у молодых супружеских пар.
Таблица 3 Средние значения индекса конфликтности в паре на констатирующем и контрольном этапах и уровень значимости изменений на основании подсчета Т-критерия Вилкоксона.
Исследуемые
параметры
|
До тренинга
|
После тренинга
|
Уровень значимости
|
Уровень
конфликтности
|
- 0,7
|
0,9
|
Р <0,01
|
Результаты исследования позволяют рекомендовать разработанную программу коррекции конфликтного взаимодействия супругов в молодых семьях для практической работы специалистов в области психологического консультирования и психокоррекции.
Список литературы
1. Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Учебное пособие /Под научн. ред. проф. А. В. Карпова – М-Ярославль: Ремдер, 2003. – 183 с.
2. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов. /Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич - Куземкина, Т.Ф. Велента Т.Ф. — СПб: Речь, 2008. – 360 с.
3. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум: учебное пособие / Д. М. Рамендик. – М.: Форум, 2011. - 304 с.
4. Сведения о числе зарегистрированных родившихся, умерших, браков, разводов за январь – декабрь 2014 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/2014/demo/edn12-13.htm. (дата обращения: 20.09.2015).
5. Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы международной научно - практической конференции 5 - 6 октября 2010 года. – Пенза – Ереван – Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. - 220 с.
6. Тестотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html. (дата обращения: 07.12.2014).
7. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. /Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис – СПб: Питер, 2010. – 672 с.
8. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи. /Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2009. - 695 с.