Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ПОСТИЖЕНИЯ УСЛОВНОСТИ И СТИЛИЗАЦИИ В ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Выпускник художник  декоративно-прикладного искусства должен владеть такими качествами профессиональных художников, как способность «мыслить цветом», умение создавать стилистически разнообразные живописные композиции, находить оптимальные цветовые решения своим художественным проектам. Он должен уметь работать в самых разноообразных видах декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства: создавать изделия в технике и ручного ткачества, художественной росписи ткани, расписывать мебель, проектировать и разрабатывать декоративные композиции, подчеркивающие образное решение прикладных изделий и внутреннего пространства помещений: витражи, мозаики, декоративные росписи, панно, арт-объекты и другое. В связи с этим актуальным является практическое знакомство студентов- прикладников в процессе занятий живописью с закономерностями создания разнообразной живописной художественной формы, проблема постижения условности и метода стилизации формы.

Художественная форма в живописи создается благодаря единству выразительно-изобразительных средств, или иначе, «языка» живописи. «Язык» живописи можно разделить на отдельные элементы, представляющие в совокупности систему, состоящую из более мелких систем или подсистем, таких, как рисунок, колорит, композиция. Рисунок – это, прежде всего, линия, пятно, силуэт, система линейной перспективы. Колорит – это система цветовых отношений живописного произведения, состоящая из таких элементов, как цветовой ритм, валѐр, цветовой контраст и нюанс, цветовой тон и насыщенность, характер мазка и др. «Как всякая система колорит обладает всеми ее признаками – наличием элементов, связями между элементами, то есть, структурой; содержит в себе системы более низкого порядка; выступает как подсистема в сложной многозвеньевой материально-идеальной системе – композиции художественного произведения» [3: c.7]. Композиция включает в себя помимо вышеперечисленных элементов такие средства гармонизации, как симметрия, ритм, трактовка пространства, фактура, пропорциональность масс и др. Как всякая система, состоящая из подсистем, композиция объединяет в единое целое все элементы, организуя художественную форму и подчиняя всѐ главному – содержанию. Именно через художественную форму постигается содержание произведения искусства.

Один из первых исследователей живописи, еѐ пластического и художественного языка, Г. Вѐльфлин выделил понятия линейности и живописности, плоскостности и глубинности, замкнутой формы и открытой [1: с.17-19]. При обучении живописи студентов декоративно-прикладного искусства необходимо ознакомить с основными системами «языка» живописи, освоить их практически, научить мыслить декоративно.

Теоретическое и практическое изучение законов академической живописи на начальном этапе обучения позволяет студентам передавать на плоскости реальное пространство, его глубинность, воздушную и линейную перспективу, осязаемость освещенной формы предметов благодаря светотени, то есть, познакомиться с основами мастерства художника-станковиста. Уже на этом  этапе учащиеся получают представление об условности изображения в живописи. Известно, что любому художественному произведению присуща та или иная степень условности. Условность подчеркивает выразительность образа. В зависимости от логического построения изображения и степени условности пластическая форма приобретает специфические черты: она становится или объемной, реалистической, или более уплощенной, стремящейся к разной степени декоративного исполнения. Кроме того, степень условности произведения, характер организации композиции определяют его стилистику.

В изобразительном искусстве условность – исторически развивающееся понятие, проявляющееся различным образом во всех стилях искусства, в разных художественных направлениях, течениях, школах. В декоративной и прикладной живописи условность тесно связана с творческой интерпретацией натуры и стилизацией формы. Степень условности в крайней своей степени может быть доведена до знака или абстракции.

Условность помогает подчеркнуть орнаментальную основу изображения в декоративно-прикладной живописи, когда живописная форма решена в ограниченной палитре или с повышенным звучанием цветовых тонов, то есть, не подчиняясь правилам изображения натурного цвета, когда цвет решается в зависимости от подчеркивания выразительной образности произведения. Условность пространства в декоративно-прикладной живописи предполагает его «сжатие» благодаря наложению плоскостей или множественности горизонтов и точек зрения в композиции, также условно-объѐмной или плоской трактовке формы в зависимости от решения творческой задачи.

Декоративным приемом и одновременно творческим методом является стилизация. Она противоположна натурализму. Стилизованные формы присущи графике, скульптуре, дизайну, монументальному и декоративному искусству. Стилизацией художник отбрасывает несущественное, упрощает мелкие детали или акцентирует на них внимание, когда они характеризуют форму, выявляет ритмическую закономерность изображения.

Процесс перевода натурного изображения в условную стилизованную форму без отсутствия у студентов опыта представляет для большинства из них большую сложность, так они не владеют совсем или в полной мере декоративным мышлением, декоративным видением. Поэтому важно в соответствии с заданием подбирать образцы работ мастеров живописи, лучшие студенческие работы или показать мастер-класс. Задача на стилизацию формы начинается с натурной зарисовки, которая носит аналитический характер. Затем выполняется изображение с разной степенью обобщения и уровня его трансформации.

Стилизация в композиции должна быть едина для всех ее элементов и подчиняться общему принципу. Это может быть трансформация формы предметов с подчеркиванием их характерных свойств, введения контура или использование индивидуальных приемов в решении цветовой поверхности содержимого композиции. Ценным заданием для приобретения навыков обобщения и трансформации формы для студентов декоративно- прикладного искусства могут стать самостоятельные упражнения на освоение различных приемов и методов стилизации в живописи и графике известных мастеров.

Важнейшим средством выразительности и, в то же время условным элементом в изображении, является линия. В качестве контурной линии она подчеркивает силуэт формы. Будучи формообразующим фактором, линия придаѐт форме пластику и объем. Вместе с другими средствами она ритмически организует плоскость картины. Еѐ характер может быть самым разнообразным. Линия может быть напряженной, живой, пластичной, изменяться на протяжении всего силуэта живописной формы: то утолщаясь до пределов пятна, то становясь тонкой и изящной, исчезая в этой форме или растворяясь в фоне; длинной и короткой, черной и цветной. Линией можно усилить декоративный характер композиции, кроме того, можно передать свое эмоциональное состояние. Существуют понятия «вялая линия», «экспрессивная линия», «жѐсткая линия», «скучная линия», «певучесть линии». Профессиональные художники умело пользуются выразительными свойствами линии, дополнительно создавая психологическую и пластическую характеристику изображаемых объектов или персонажей.

В декоратвно-прикладной живописи для усиления декоративного звучания композиции границы цветовых пятен, моделирующих форму и фон или силуэты элементов, часто отделяют друг от друга черной или иной линией: причем, как одной толщины, так и разной. Линия возможна как одного цвета, так и с перетекающими градациями цветовых тонов в еѐ пределах. Цветная линия, нанесѐнная в качестве контура предмета, способна передать его освещенность, если, к примеру, она на свету теплая, а в тени холодная.

Универсальным средством является пятно. В нем скрыта и линия, и точка, и тон, и цвет. В декоративном решении живописной формы пятно играет очень важную роль. Оно может быть оконтурено линией, может двигаться по поверхности в пределах одного цветового тона, высветляясь или затемняясь, или перетекать от одного цвета к другому. Пятно обладает различным характером. По конфигурации оно бывает не только геометрической формы, но и аморфным. Современные живописцы на поверхности своих картин растирают произвольно красочное пятно лопатками и мастихином; придают пятну ту или иную фактуру; разливают краску, придавая ей нужную форму; штампуют цветные фигурки (орнаменты), распределяя их в соответствии со своим замыслом и добиваясь повышенной орнаментальности мотивов. В декоративной живописи большие плоскости могут занимать локальные пятна, определяя характер поверхности фона или объекта изображения. Плоское локальное пятно неподвижно, края его, как правило, не растворяются в пространстве (фоне), что придает изображению лаконичность и плоскостность. Пятно с нюансными цветовыми градациями по форме визуально выглядит более подвижно и живописно. В сочетании с выразительной линией подобная трактовка формы получает повышенное декоративное звучание.

Активно участвует в организации композиции произведения, ее орнаментально-ритмической структуры силуэт. Силуэт – это форма, воспринимаемая плоскостно из-за тонального контраста фигуры и фона. В декоративно-прикладной живописи силуэты предметов или объектов изображения всегда отличается большой степенью обобщения, они контрастируют в той или иной степени по отношению к фону. Например, фон темный, а предмет белый и наоборот, возможен цветовой контраст. При этом силуэты могут быть окрашены плоско или быть с условно трактуемой объемной формой, или же трактоваться более богатыми цветовыми градациями. Выразительность композиции, состоящей из силуэтов, возможна только тогда, когда силуэты элементов  не одинаковы по размеру и тону, когда они выстроены на плоскости в определенной ритмической закономерности.

Работая с линий, пятном, силуэтом, учащимся необходимо помнить, что целостность любой картины обеспечивается композицией, подчиненной законам плоскости и общей стилистике.

Условность изображению и одновременно наибольшую выразительность живописным картинам придает фактура. Она помогает выразить задуманную идею, может определять индивидуальный почерк, особенность произведений. Современные мастера живописи широко используют фактурный пастознгый мазок, создают определенную рельефную или объемную поверхность, специально, используя для этого не только краски (масло, акрил, темперу), но и художественные фактурные пасты, для наращивания толщины рельефа. Затем наносят краску и используют различные протирки. Возникает иная фактура. Фактура придает живописи дополнительное декоративное звучание.

Еще одной проблемой в освоении декоративно-прикладной живописи является решение пространства. Принято считать, что пространственная глубина, характерная для реалистического изображения, в декоративной и прикладной живописи должна стремиться к уплощению, т.е., условно плоскостному решению. Но это не всегда так. Плоскостность, как и орнаментальность для прикладной и декоративной живописи важна, но не является обязательным условием. Декоративная живопись может не лишаться объемности форм и пространственности.

Одним из приѐмов решения пространства студентами в декоративно-прикладной живописи  является приѐм наложения одной формы на другую или наложения плоскостей, или же то и другое вместе. В этом случае пространственная глубина становится неопределенной. Этот прием широко использовали советские художники- монументалисты в своих произведениях – мозаиках, росписях, гобеленах, витражах и др. Подобный прием в живописи актуален и в настоящее время. Причем его используют в станковой живописи всех жанров. Расположение элементов, предметов, объектов в декоративной композиции прикладного характера может строиться не по законам перспективы, а ритмично размещаться на ровном, лишенном глубины фоне.

Проблема постижения условности в живописи студентами декоративно-прикладного искуссва связана с проблемой колорита и колористического видения.  Колористическое видение «развивается в результате постоянного и последовательного усвоения навыков и приѐмов живописного мастерства, закономерностей цветового построения на плоскости» [3: с. 8]. Одним из основных факторов, способствующих его развитию, является изучение цветовой гармонии [3].

Следует отметить, что цветовые задачи должны решаться студентами в каждом задании по живописи.

Для успешной подготовки специалистов-прикладников умение владеть декоративными приемами в живописи составляет основу их профессионального мастерства. Поэтому с первых занятий живописью последовательное изучение новых приемов изображения, своейственных декоративно-прикладной живописи активизирует процесс усвоения знаний, повышает стремление самостоятельно создавать творческие работы, совершенствует мастерство учащихся.

На важность творческого поиска как поиска средств и способов решения художественно-творческой задачи в процессе подготовки художников декоративно-прикладного искусства, указывают в своей работе Ганова Т.В. и Игнатьева А.В. [2]. В частности, они считают, что «организация работы с различными материалами и технологиями обогащает творческий опыт учащегося, дает осознание многообразия художественно- выразительных средств декоративного искусства…» [2], в свою очередь это «стимулирует творческое саморазвитие студента, повышает мотивацию к профессиональной деятельности» [2: с.2-3].

Таким образом, постижение проблемы условности и стилизации в процессе освоения живописи студентами-художниками декоративно-прикладного искусства путем изучения особенностей изобразительных и выразительных средств, отдельных элементов живописного языка, акцентирование внимания в каждом учебном задании на одном из них, стимулирует их к поиску новой трактовки художественной формы на пути к еѐ совершенству. Тем самым, перед студентами ставится проблемная задача, работа над которой стимулирует их к активному творческому поиску и способствует повышению профессионального мастерства.

 

Список литературы

1.      Вѐльфлин Г. Основные понятия истории искусства. Проблема эволюции стиля в современном искусстве / Генрих Вѐльфлин. – М.– Л.: Академия, 1930. – 290 с.: ил.

2.      Активизация творческой деятельности обучающихся в процессе подготовки художников декоративно- прикладного искусства. Ганова Т.В., Игнатьева А.В. В сборнике: Педагогика, психология и образование: от теории к практике Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: 2015. – С. 11-13.

3.      Хижняк Е.А. Развитие колористического видения у студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи /старшие курсы// автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.А. Хижняк. – М.: Моск. гос. пед. ун-т, 1992. – 16 с.