Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ КАК ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Концепция модернизации российского образования требует более совершенной организации образовательного процесса. С целью развития в учащихся качеств субъекта учебной деятельности в 2011 году в школе была организована экспериментальная работа по теме «Моделирование образовательного процесса в подростковой школе на основе ведущих типов деятельностей».В рамках данного эксперимента каждой кафедре школы было предложено разработать собственный проект, связанный с урочной и внеурочной деятельностью обучающихся. Кафедра русского языка и литературы разработала проект, получивший название «Чтение - только начало. Творчество жизни - вот цель». Эпиграфом к проекту стали слова Д.Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Цель проекта – формирование потребности учащихся в чтении и поддержание интереса к нему. Ожидаемые результаты – повышение мотивации к чтению, раскрытие духовно – нравственного и творческого потенциала обучающихся. В содержание проекта были включены внеурочные мероприятия различной направленности: - пиар - компания неизвестной книги; - конкурс проектов «Заочные экскурсии по библиотекам города»; - викторина «Из истории книг»; - конкурс «Лучший книгочей»; - круглый стол «Книга в эпоху интернета»; - конкурс презентаций «Удивительная книга»;
- разработка Библиотечной страницы на сайте школы;
- рекомендации книг «Горячая десятка» и др. Такое разнообразие форм проекта, на наш взгляд, способствует развитию качеств субъекта учебной деятельности, т.е. возможности делать активный собственный выбор места и способов деятельности. Далее мы приводим краткое описание мероприятий:
1) Пиар-кампания неизвестной книги
Данная форма деятельности позволила раскрыть творческий потенциал учащихся. Общеизвестно, что для презентации той или иной книги, необходимо ее прочесть, прочувствовать, вникнуть в ее содержание. Ребенок создает собственное пространство-время, у него вырабатывается система собственного отношения к исследуемому материалу, он ищет интересный способ передать другим то, что важно и интересно ему самому. В мероприятии приняли участие более 40 человек из параллелей 7-9 классов. 30 % презентаций были высоко оценены жюри, состоящем из числа учащихся 9 классов . Особо интересными оказались работы ребят 7 б класса ,а именно: презентация исторического боевика Владимира С. «Воздаяние храбрости» Николая Д. Владимир М.представил книгу Генри Райдера Хоггарта «Ледяные боги» ,Михаил Г.и Андрей М. познакомили ребят с ирландским бетселлером «Артемис Фаул. Затерянный мир» Йона Колфера. Интерес у ребят вызвала презентация книги очерков С. Смирнова «Династия Казанцевых», представленная Эльвирой Э. Эвита И. рассказала о книге Кира Булычева «Поселок». Ребята с энтузиазмом защищали свои работы, а слушатели с не меньшим интересом воспринимали их.
2) Заочные экскурсии по библиотекам города
Ребенок - перед выбором действий (В какую библиотеку пойти ? Как подать материал? Какое поле деятельности библиотеки показать и т. д.) попадает в среду, требующую выстраивания новых отношений с другими людьми. Затем ему у приходится выбирать содержание и способы деятельности (что избрать объектом исследования? – один из разделов библиотеки или представить библиотечный фонд, заострить внимание на выставочных стендах или взять интервью у читателей или служащих библиотеки и т. д. ), то есть, исходя из содержания деятельности, ребенок выбирает и способы действия. В результате этой работы был получен ряд замечательных детских работ, позволивший заочно познакомить учащихся школы с библиотеками города, заинтересовать ребят чтением литературы. Работы были настолько интересны и разнообразны, что их пришлось распределить по следующим номинациям: « Интересная экскурсия» (7а), «Творческий подход к работе» (5в), «Исторический экскурс» (6 б), «Личный пример»(8 е), « Классное чтение»-(10 а), « Научный подход к теме» (11 кл), «Любознательные книгочеи» (5б), «Читающие родители – читающие дети» (8а), «Служебный вход. Доступно» (9 в) и « 31 кадр» ( школьная телестудия), « Лучшая операторская работа» (8г), « Открытие» (5е), « Креативность в работе» (9г). Таким образом , в данном проекте было задействовано 60 учащихся , а с материалами ознакомились учащиеся всей школы ( через школьную телестудию). Результат не заставил себя ждать – многие ребята (кто-то впервые ) отправились в библиотеки. Хотелось бы надеяться, что их интерес к чтению не угаснет со временем.
3) Круглый стол «Книга в эпоху Интернета»
Если предыдущие мероприятия проекта проходили стадию заочного сбора материала, а затем публичного представления, то методика проведения Круглого Стола предполагает непосредственное общение с его участниками. Правда, заранее было проведено анкетирование учащихся по вопросу: «Нужна ли будет печатная книга в эпоху интернета?». Было опрошено 69 учащихся 8 -9 классов. 11чел. из них высказались за электронную книгу(10,6%) ,40 чел. – за обычную (57 %), 18 учащихся решили, что важно пользоваться как электронной, так и обычной книгой ( 26%). Порадовало то, что большинство опрошенных считает, что печатная книга никогда не уйдет из нашей жизни. Ребята с интересом дискутировали по таким вопросам как: « Ваша первая встреча с электронной книгой. В чем преимущество интернет- книги и книги печатной» и др. Учащиеся пришли к очень важному, на наш взгляд, решению: читать важно и нужно, используя любой источник. Учащимся в процессе данного вида работы удалось развить некоторые качества субъекта учебной деятельности: - мобилизовались преобразующие способности личности; -ребята по ходу дискуссии учились выстраивать отношения с другими субъектами , мотивировать собственный выбор , аргументировать его; -ярко проявилась система ценностей того или иного выступающего; -в полной мере активизировалась мыслительная деятельность.

Список литературы
1. Платонова З.Н. «Психологические основания проектирования развивающих образовательных программ на старшей ступени образования в школе». //автореферат диссертации на соискание степени кандидата психол. наук. М.2006г.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 370.
3. Щукина М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: С-П, 2004.