Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Развитие мотивационной готовности старших дошкольников представляет собой одну из актуальных проблем, исследуемых в настоящее время. Существенной стороной подготовки старших дошкольников к освоению учебной деятельности является формирование у ребенка желания учиться в школе и связанной с ним готовности принять на себя роль ученика [1]. В широком смысле слова под мотивационной готовностью понимают сознательное желание ребенка принять на себя принципиально новую социальную роль - ученика, что отражается в степени сформированности учебной мотивации [2]. Современные педагоги-исследователи (Березина Т.А., Полякова М.Н. и др.) показали, что учебная деятельность детей побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов, которые делятся на шесть групп, определяющих отношение будущих первоклассников к учению.
1. Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»).
2. Учебно-познавательные мотивы, стремление к новым знаниям, желание научиться писать и читать, широкий круг интересов. Дня этих учащихся характерна высокая учебная активность, они,, как правило, задают много вопросов и не любят упражнений, основанных на многократном повторении заданного образца, требующих усидчивости.
3. Оценочные мотивы, стремление полупить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки»). Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого.
4. Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»). Ребенок занимается тогда, когда на уроке много атрибутики, наглядных пособий.
5. Внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала», «Я хочу в школу, потому что у меня ранец красивый, новый»). Эти мотивы не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на активность и успешность обучения.
6. Игровые мотивы, неадекватно перенесенные в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»). Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а что им хочется [2].
Ученые-исследователи Березина Т.А. и Полякова М.Н. указали, что мотивационный компонент готовности к школе образуется важными мотивами такими, как социальный, познавательный, оценочный, наличие которых будет говорить о сильной мотивации у ребенка к школьному обучению. Педагогическая наука в последнее десятилетие изучает мотивационную готовность старших дошкольников к школьному обучению, при этом практически не затрагивается вопрос о готовности родителей к новой социальной роли детей. Многие родители оказываются не готовы к своей роли родителей школьников. Они испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень эмоционально реагируют на их трудности и неудачи в процессе обучения, не способны оказать психологическую поддержку своим детям. Поэтому мы считаем, что целесообразно исследовать не только особенности мотивационной готовности старших дошкольников к школе, но и готовность родителей принять новую роль их детей. Примерно половина родителей готовы к принятию новой социальной роли ребенка, они уверены, что их дети будут чувствовать себя не хуже, чем в детском саду, в школе они найдут друзей, смогут многому научиться. Одна четвертая родителей проявляет некоторое беспокойство по поводу будущего посещения школы их детьми и готовы к возможным трудностям. Столько же же родителей демонстрируют высокую тревожность по каждому вопросу, касающемуся школьной жизни, возможно, они не готовы отдать детей в школу. В единичных случаях родители проявляют особое недоверие к учителям, считая, что те не имеют возможности оценить успехи каждого ребенка. Родители проявляют разную степень «школьной тревожности», также по-разному понимают значимые факторы готовности ребенка к первому классу. Большинство родителей считает, что дети могут подготовиться к школе в семье не хуже, чем в образовательных учреждениях. Взрослые оценили роль семьи в подготовке к школе высоко, так как в ней идет воспитание и эмоциональная подготовка к новой ступени в образовании. По их мнению детский сад нужен для того, чтобы вырабатывать навыки общения в коллективе и самоорганизации, а в домашних условиях дошкольники могут без труда научиться читать, писать и считать. Четверть родителей категорически отвергли возможность подготовки детей к школе в семье. Столько же взрослых проявляют тревожность и неуверенность в том, что они смогут взять на себя роль педагога для своих детей. Подавляющее большинство родителей видят себя в роли учителя или няни (не дающих возможности детям проявлять самостоятельность), а не родителя, который готов поддерживать и помогать в трудных для ребенка ситуациях. Больше половины родителей готовы усилить требования и контроль за ребенком, когда он пойдет в школу, возьмут на себя основную заботу о новых обязанностях ребенка. То есть, родители проявляют достаточно высокую степень «школьной тревожности». Это может быть связано как с особенностями мотивационной готовности ребенка к школе, так и с неготовностью самих родителей принять новую социальную роль их ребенка. Таким образом, по результатам проведенной диагностики мы разделили родителей на три группы: 1 группа (более половины взрослых) – родители, которые полностью готовы к будущей школьной жизни и принятию новой социальной роли своих детей; 2 группа родителей (треть взрослых) – взрослые готовы принять ребенка, как будущего школьника, но проявляют при этом тревожность и некоторую неуверенность в своих и детских возможностях; 3 группа (четвертая часть родителей) – не готовы видеть своих детей школьниками, проявляют излишние переживания и волнения, неуверенны в будущем своих детей. Родителям 2 и 3 групп требуется консультативная помощь педагога и других специалистов для решения проблем связанных с тревожным состоянием. Для подготовки родителей и детей к школе в детском саду необходимо создать систему педагогического сопровождения семей. Программа педагогического сопровождения семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению, которая будет включать в себя педагогическую технологию сопровождения детей и родителей в развитии мотивационной готовности к школе. Это нацелит педагогов на сотрудничество с семьей, позволит осуществить преемственные связи семьи, дошкольного учреждения и школы, определит цели и задачи образования родителей в современном дошкольном учреждении.

Для этого необходимо: - Изучить семью с целью выяснения ее возможностей по воспитанию и развитию своих детей и детей детского сада. - Повысить педагогическую культуру родителей, которая представляет собой личностное образование, выражающееся в ценностно-гуманном отношении к ребенку, в творческом владении педагогическими технологиями, в отношениях взаимодействия семьи и ДОУ, в гуманистическом стиле взаимодействия с детьми. - Изменить характер взаимодействия педагогов с детьми старшего дошкольного возраста в процессе подготовки их к школьному обучению. - Готовить педагогов к сотрудничеству с родителями, как с партнерами, а также координировать усилия детского сада и семьи в подготовке детей к школе с учетом индивидуальных проблем и достижений будущего школьника. - Разработать рекомендации для семьи в осуществлении педагогической поддержки ребенка в период адаптации к обучению в школе. Таким образом, эффективность педагогического сопровождения семьи в процессе подготовки старших дошкольников к школе связана с повышением уровня педагогической культуры родителей и профессиональной компетентности педагогов в объединении их совместных усилий, направленных на развитие полноценной готовности ребенка к школьному обучению.

 Список литературы 1. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб.: «Детство-Пресс», 2004
2. Березина Т.А., Полякова М.Н. Педагогическая диагностика достижений ребенка старшего дошкольного возраста / Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-метод. пособие: В 3 ч. Ч. 1. Теоретические и прикладные аспекты пед.диагностики в дош-ом образовании. – СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008