Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КРУЖОК «СРЕДА ОБИТАНИЯ» КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПЯТИКЛАССНИКОВ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Процесс развития подрастающего поколения всегда был связан с образованием. В процессе обучения в сознание личности закладываются схемы, модели поведения, принципы мышления и восприятия, тем самым, предопределяя грамотное использование индивидом информационного, психологического, правового и силового «оружия», а также умение использовать методы защиты от него. Важным предметом в области формирования умений безопасного поведения в школе, конечно, же, будет предмет ОБЖ, он направлен на развитие и формирование у индивида, умений адекватного реагирования на возникновение ситуаций разного рода. Это в свою очередь предусматривает формирование основ знаний и умений по сохранению жизни и здоровья по защите жизни, а так же по оказанию само и взаимопомощи в условиях опасных ситуаций. Таким образом, в связи с изменением педагогических целей развивающего обучения в сторону концепции формирования компетенций и универсальных учебных действий возрастает актуальность исследования дидактических возможностей компетентностно- ориентированного обучения обучающихся, в том числе и основам безопасности жизнедеятельности. Умения безопасного поведения обучающихся в рамках деятельностного подхода должны подчиняться следующим функциям: методологической, познавательно-оценочной, побудительной, активизирующей. Данные функции полно можно реализовать на внеурочной деятельности по ОБЖ [1, с. 27]

Мы предлагаем разработку кружка по ОБЖ «Среда обитания», который будет направлен на развитие умений безопасного поведения в среде обитания у обучающихся.

Целью данного кружка будет являться: сформировать у обучающихся представление о сложной и многогранной структуре современного мира, способствовать развитию личности безопасного типа, а так же создание у обучающихся умений безопасной жизнедеятельности в различных условиях: бытовых условиях, во время отдыха и т.д..

Кружок рассчитан на 1 учебный год (35 часов). Занятия будут проходить 1 раз в неделю. Ожидаемыми результатами будет сформированность умений безопасного поведения в возможных непредвиденных ситуациях в повседневной жизни; развитие навыков аналитического мышления, умений предвидеть возможную опасную ситуацию; активизация интереса у обучающихся к вопросам собственной безопасности; развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и ориентированности на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов и условий при оценке угроз и опасностей при их преодолении.

Основными видами деятельности на занятиях кружка «Среда обитания», будут игровая, творческая, интеллектуальная (практическая). Все эти виды деятельности адекватны психолого-физиологическим особенностям данного возраста обучающихся. Занятия будут состоять из 4-составляющих это мотивационная (будет уделяться время на то чтобы заинтересовать обучающихся в изучении данной темы, развить познавательный интерес), вводная (в ходе ее реализации будут освещаться практическая значимость при изучении данной темы и вопросы, подлежащие изучению). Основная часть (здесь будут организована интеллектуальная, практическая, творческая деятельность обучающихся по решению ситуационных задач, оформлению памяток безопасности, уголков безопасности и т.д) и заключительная часть (обсуждение важности изучения данной темы ее надобности для успешного существования в среде обитания).

Программа кружка будет содержать 3 блока: мотивационный 5 часов. Данный блок включает в себя диагностику сформированности предметных умений по ОБЖ у пятиклассников, изучение интересных фактов, способствующих развитию любознательности, использования ярких художественных произведений, фильмов. Все это будет способствовать к подведению к формулировке учебных задач кружка. Деятельностный блок, рассчитан на 20 часов. В данном блоке предусмотрены практические виды деятельности, в ходе реализации которых обучающие не только приобретают знания, но и формируют умения по их применению на практике (игра

«Безопасный быт», конкурс «Осторожно - огонь!!!», экскурсия в пожарную часть города, ролевая игра «Суд над мусором», соревнование «Опасная вода», викторина «Дорожная безопасность», конкурс «Безопасность в лесу», практическая работа «Опасности в города»,  конкурс  «Зоны  повышенной  опасности  в  среде  обитания»,  проблемно- ценностная дискуссия «Планета здоровья!», экологическая игра «Мы в ответе за нашу планету», игра-викторина «Знатоки предмета ОБЖ»,). Решают различного рода ситуационные задачи, рисуют модели ситуаций, разрабатывают алгоритмы безопасного поведения в опасных ситуациях, составляют схемы, классификации, таблицы. Основным задачами данного блока будет формирование умений безопасного поведения в условиях среды обитания, а так же активизация интереса к вопросам собственной безопасности. Творческий блок (10 часов). Данный блок направлен на развитие конвергентного мышления (логическое, последовательное, однонаправленное). Данный вид мышления проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ, причем этот ответ, как правило, содержащегося в самом условии задачи. Задачи такого рода имеют жесткую структуру, их решение достигается путем использования определенных правил, алгоритмов (оформление уголка здоровья, выставка рисунков, акция «Чистый город», оформление памяток «Правила безопасности», оформление стенгазет). Использование заданий такого рода приводит к овладению обучающимися таких умений, как: анализ, синтез, умение делать обобщения, классифицировать, давать определения понятиям и т.д. Например: вербальные задачи, занимательные задания (ребусы, филворды, сканворды). Развитие образного мышления (оформление памяток, газет), развитие наблюдательности, усидчивости, фантазии и т.д., все это будет являться успешным залогом гармонично развитой личности, именно такая личность сможет успешно адаптироваться к современной среде обитания.

Таким образом, в процессе реализации программы кружка «Среда обитания» для усвоения знаний, предусматривается групповая форма обучения, обсуждения, беседы, рассказы, практические занятия, диспуты, проведение экскурсий. Практическое выполнение программы кружка предполагает выполнение учащимися конкретных видов учебных действий: творческих работ, разработка алгоритмов, решение теоретических и практических задач.

Исходя из принципов современного образования, реализация программы кружка «Среда обитания» ориентирована на новые подходы к организации общения, сотрудничества во внеурочной деятельности по ОБЖ, где используются активные и интерактивные формы учебного сотрудничества: «учитель-ученик», парная и групповая работа, что в свою очередь так же влияет на формирование универсальных учебных действий, а так же выработки у обучающихся умений сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих, способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных либо угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возрастных возможностей.

Таким образом, организация внеурочной деятельности по ОБЖ будет способствовать не только формированию умений безопасного поведения, но и умений оценки и предвидения возникновения опасных ситуаций. Внеурочная деятельность по ОБЖ разнообразна, имеет яркий спектр задач, грамотно организованная внеурочная деятельность будет способствовать качественному усвоению материала, формированию предметных умений и повышению учебной мотивации к предмету ОБЖ.

Список литературы

 

 

1.             Михайленко Д. А. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — 38 с.