Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Авторы:
Город:
Великий Новгород
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Роль лексики для овладения иностранным языком важна так же, как и роль грамматики, так как именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, она проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную действительность, но и воображаемую. Очевидно, что для использования какой - либо лексической единицы (ЛЕ) необходимо вспомнить ее, вызвать в памяти соответственно задаче, замыслу, что происходит подсознательно. Также необходимо мгновенно сочетать данную ЛЕ с предыдущей или последующей, и это сочетание должно быть адекватным речевой задаче в данной ситуации. Указанные операции сопровождаются работой механизмов ситуативного слежения; если автоматически вызванное слово не подходит ситуации, то включается уже сознательный выбор лексической единицы или сознательный подбор сочетаний.

Научные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты: слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности; соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зрительным образом предмета (прямо или опосредованно), с представлениями, которые могут быть единичными (знакомый человек, известная нам комната) и общими (человек вообще, комната вообще); ассоциативные связи слова с кругом других слов; связи слова, составляющие его смысловое строение; соотнесенность слова с ситуацией как системой взаимоотношений собеседников.

Прежде чем вводить новую лексику, нужно правильно ее отобрать. Отбор лексики связан с определением единиц и принципов отбора: принцип сочетаемости, согласно которому ценность лексики определяется в зависимости от ее способности сочетаться с другими словами; принцип стилистической неограниченности (что означает отбор слов, не связанных узкой сферой употребления); принцип семантической ценности, т.е. включение в словарь лексических единиц, обозначающих понятия и явления; принцип словообразовательной ценности; принцип многозначности слов; принцип строевой способности (подчеркивающий ведущую роль строевых элементов языка для высказывания и смыслового восприятия); принцип частотности.

Принято выделять 6 стадий формирования лексических навыков:

Первым этапом считается восприятие слова в процессе его функционирования: создается звуковой образ слова, обозначение, осознание значения слова, имитация слова в изолированном виде, комбинирование, употребление слова в различных контекстах.

Следующим этапом в формировании лексических навыков является ознакомление с ЛЕ. Первый способ- это использование наглядности. Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает обучающемуся усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности состоит в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, волю, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объѐм усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, облегчает весь процесс обучения. Можно использовать предметную наглядность, привлечь изобразительную наглядность и наглядность действием, звуковую и контекстуальную. Критериями для выбора определенного вида наглядности являются доступность, простота и целесообразность.

Вторым способом семантизации является семантизация с помощью синонимов/антонимов. Зная слово "beautiful" («красивый»), учащиеся могут легко догадаться о значении слова "ugly" («безобразный, уродливый). Как правило, каждый из синонимов имеет определенный оттенок значения, а значит, свою коннотацию и употребление. Часто это связано с историей языка, источниками заимствования слов. Именно здесь нам открывается прекрасная возможность для формирования как социолингвистической, так и социокультурной компетенции учащихся, вовлечение их в серьезную и увлекательную работу с изучаемым языком в стране лингвистики.

Третий способ  - словообразование,  он позволяет ввести слово  в определенную парадигму, что способствует установлению более прочных парадигматических связей данного слова, а также повторению уже изученных слов, которые входят в эту категорию.

Четвертый способ – это способ, когда можно просто перевести слово, если оно не представляет большого интереса с точки зрения перечисленных способов семантизации.

Пятый способ позволяет не переводить слово самому, а попросить одного или всех учащихся найти слово в словаре/разных словарях, организовав конкурс на быстроту и правильность перевода. С помощью этого способа мы можем решить несколько важнейших задач обучения иностранное языку, а главное, при его постоянном и направленном использовании мы сможем сформировать навык самостоятельной работы, сделать наших учащихся со временем независимыми пользователями, сместить акцент с «учить» на «учиться».

Самым сложным и самым важным для практического овладения языком можно назвать такой способ семантизации, как развитие языковой догадки через контекст. Для формирования лексического навыка необходимы упражнения, которые должны соответствовать цели усвоения реального словаря: свободно употреблять слова и словосочетания для выражения своих мыслей и понимания высказывания собеседника и при чтении в рамках материала программы. Система лексических упражнений включает в себя:

1.     Упражнения на уровне слова: выразить то же самое с помощью одного слова (Say in one word); подобрать синонимы/антонимы к данному слову; выбрать слова с наиболее общим значением; расположить слова по определенному принципу или признаку (например: по степени нарастания чувств; по степени надежности; по скорости передвижения); определить слово, которое не подходит к данной группе; образовать как можно больше однокоренных слов.

2.     Упражнения на  уровне  словосочетания: составить или подобрать словосочетания к предложенным словам; добавить или подобрать к существительным 3-4 определения; подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов.

3.     Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства: ответить на вопросы, поставить вопросы к выделенным словам/написать вопросы, ответами на которые могут быть данные слова или выражения, закончить следующие предложения…, подобрать или придумать заголовок к картинке, дать свою дефиницию слова, сравнить героев рассказа, сказки, города, страны и др., составить рассказ с данными словами.

Контроль лексики должен быть направлен на фиксацию количества усвоенных учащимися лексических единиц, на установление наличия и правильности лексических знаний и выявление таких критериев сформированности лексического навыка, как правильность, качественность (включающую прочность, устойчивость, гибкость), скорость выполнения отдельных операций с лексическими единицами.

Формирование у обучающихся лексических навыков является основной целью обучению лексической стороне языка. Таким образом, мы видим, что формирование лексических навыков - это сложный процесс, так как лексический навык характеризуется большей осознанностью. Для усвоения лексического материала большую роль играют коммуникативные упражнения: выполнение данных упражнений вызывает интерес у учащихся; они имеют коммуникативную цель; возможность использовать разнообразные языковые структуры; нет вмешательства учителя и контроля материала.

Можно выделить следующие коммуникативные упражнения: 1) тренировочные (повторение  хором за учителем и составление предложений, игра); упражнения на развитие словообразовательной и контекстуальной догадки (определите значение незнакомых слов, образованных от известных корней и аффиксов; прослушайте (прочитайте), ряд предложений, догадайтесь о значении интернациональных слов, сходных с семантическими эквивалентами родного языка; дополните предложения, придерживаясь следующих образцов…); упражнения для обучения прогнозированию (назовите слова, которые могут сочетаться с данными существительными (прилагательными, глаголами); найдите окончание каждого предложения из вариантов, приведенных ниже; прочитайте ряд предложений, относящихся к одной теме, заполните пропуски словами и словосочетаниями, подходящими по смыслу). Для более эффективного использования коммуникативных упражнений количество студентов должно быть не менее двух, а структура содержать информационный пробел и определенное условие.

Таким образом, исходя из особенностей формирования лексических навыков и данного вида упражнений, мы можем сделать вывод о том, что использование коммуникативных упражнений на уроках английского языка, благотворно влияет на формирование лексических навыков у учащихся.

 

Список литературы

1.      Бим И.Л., Леонтьев А.А., Мотина Е.И., Шатилов С.Ф., Щукин А.Н. Общая методика обучения ин. языкам / Xрестоматия / сост. Леонтьев А.А.- М.,1991.

2.      Вайсбурд М.Л., Рубинская Б.И. Деятельностный подход при отборе коммуникативного минимума для среднего этапа обучения // ИЯШ. 1990. №1.

3.      Гальскова Н.Д. «Современная методика обучения иностранным языкам». – М., 2003

4.      Кувшинов В.И. «О работе с лексикой на уроках английского языка». – ИЯШ, № 4, 2002

5.      Коростелев В.С., Пассов Е.И. Принципы создания системы коммуникативного обучения иноязычной культуре // ИЯШ. 1988. №2.