Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Арзамас , Нижегородская область
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Система образования страны предполагает  увеличение запросов к степени подготовки и мастерству будущих специалистов дошкольного образования и делает необходимым пересмотр главнейших задач педагогической деятельности, их приспособление к формирующимся в обществе новым социальным отношениям.

В период социализации немаловажную часть занимает процесс обучения в высшем учебном заведении, во время которого студент может в большей степени показать свои данные, успехи, преимущества, определить свой личный тип поведения, образ жизни, свои склонности и цели на дальнейшую жизнь. В большем числе случаев не что иное, как студенческий этап, является главным в человеческой жизни - как раз на этом этапе жизни, человек переживает серьѐзные перемены в своѐм развитии и становлении. В связи с этим приобретает актуальность вопрос об учѐте преподавателями высших учебных заведений особенностей студенческого возраста с целью сформировать целостную, гармоничную личность,  которая сможет эффективно войти и функционировать  в систему общественных взаимоотношений.

В настоящее время Россия – это страна, в которой можно осуществить и решить многие свои начинания, в которой любой человек может самореализоваться. Но раскрыть свои ресурсы могут только те, кто действительно готов к росту личности и выдвижению себя на более высокие ступени в социуме. В связи с этим задачей преподавателей становится подготовка всех студентов так, чтобы они были готовы к профессиональной деятельности, чтобы стремились достичь в ней успехов и были грамотными специалистами, а в нашем случае способными к успешному воспитанию детей.

Такие учѐные как Б.Г. Ананьев, Л.С. Грановская, М.Д. Дворяшина, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, в результате исследований выявили особенности студенческого возраста. Проблема студенчества как особая социально-психологическая и возрастная категория рассматривалась психологической школой Б.Г. Ананьева. По его мнению, студенческий возраст, является сензитивным периодом, в котором развиваются основные социогенные потенции человека. В нѐм продолжает своѐ формирование развитие человеческой психики, идѐт сложнейшее переструктурирование функций психики, а также изменяется структура личности из-за вхождения в новый, более обширный и разнообразнейший социум. При обучении в ВУЗе формируется такой тип мышления, который будет характеризовать направленность индивида в профессиональной деятельности.

В современном мире достаточно острой является проблема по обеспечению дошкольных образовательных учреждений профессиональными педагогическими работниками, которые способны эффективно решить воспитательно-образовательные   задачи.

Изучая и обобщая работы известных учѐных, мы пришли к выводу, что запросы к воспитателю, взаимодействующему с детьми, увеличиваются. В связи с этим мы видим серьѐзность проблемы сформированности у студентов готовности к работе с детьми как условия результативного исполнения воспитательно-образовательного процесса, повышения уровня своей профессиональной грамотности, совместной деятельности с детьми, их родителями и своими коллегами.

Сформированность у студентов готовности к профессиональной деятельности является одной из главнейших задач учебно-воспитательной работы преподавателей высшей школы. Решение еѐ будет успешным, если достаточно полно будут учитываться психологические особенности готовности к трудовой деятельности. Целеустремлѐнное формирование готовности студентов к профессиональной деятельности полагает планомерное и творческое применение различных правил, норм, положений, основ и методов воспитания и обучения, управления работы студентов.

Соответственно, главной отраслью нынешней психолого-педагогической науки является поиск средств, которые смогли бы обеспечивать профессиональное формирование будущего специалиста. Он должен стать носителем гуманистических ценностей, духовно-нравственных качеств и высокой педагогической культуры.

По мнению, А.В. Антоновой, В.В. Бабаевой, У.Ш. Ибрагимова, Т.С. Комаровой, Е.В. Клюевой, О.П. Радыновой, Ю.И. Щербакова, В.И. Ядешко, современному детскому учреждению требуется специалист, который способен давать не только знания, умения, навыки детям, но и формировать нужные условия для их всестороннего развития, построенные на гуманном обращении, познаниях и действительном учѐте их возрастных и индивидуальных особенностей, предполагать возможный рост и совершенствование каждого из детей.

Поэтому, для того чтобы студент был грамотным специалистом необходимо, например, на занятиях в ВУЗе, связанных с самостоятельной работой, формировать навыки анализа и обобщения практики воспитания и обучения детей, изложенной в специальной литературе; выявлять недостатки в работе педагогов с детьми. Также студенты должны участвовать в дискуссиях в процессе презентации домашних и контрольных работ, изучать литературу, готовить конспекты занятий и портфолио для будущего педагога, обсуждать их на семинарских занятиях.

Неимение достаточно развитых умений и навыков в разнообразных типах творческой деятельности у будущих педагогов вызывает эмоциональную напряжѐнность, не достаточную уверенность в своих силах, не высокую эффективность не только на занятиях творческой деятельностью, но и на других предметах, совершенно не связанных с этой деятельностью. Тысячекратно современные учѐные (отечественные и зарубежные) в своих работах и трудах говорят о том, что творческая активность может нести лечебный терапевтический эффект, снимает нервные напряжения, страхи, стрессы, помогает отвлечься от грустных мыслей, переживаний и обид, вызывает эмоциональный прилив и способствует улучшению настроения.

В своей дальнейшей профессиональной деятельности педагог непременно должен обладать творческой активностью или креативностью, так как это по мнению H.A. Аминова и Н.В. Молоканова [1] является профессионально-значимым качеством. Одной из самых важных задач воспитателя является то, чтобы правильно помочь детям использовать их творческие способности для разрешения стоящих перед ними задач и достижения целей.

Формирование творческой активности у детей - одна из главнейших задач теоретической и практической педагогики и психологии. Смысл обучения, которое направлено на формирование творческих начинаний, творческих способностей ребѐнка, является фундаментом многочисленных современных путей в образовании.

Креативность является одним из важным профессиональным качеством будущего педагога, так как работа воспитателя является  творческой деятельностью, потому что он имеет дело с уникальными человеческими индивидуальностями [6].

Таким образом, возникает необходимость проведения исследования творческой активности студентов. Нами было проведено диагностическое исследование в условиях психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В эксперименте принимали участие студенты, обучающиеся по направлению «Психолого-педагогическое образование», профилям: «Психология образования» и «Психология и социальная педагогика». Численность студентов экспериментальной группы, составляет 20 человек. Возраст испытуемых от 21 до 23 лет. Выборка была сделана случайным образом.

В исследовании использовались такие методики как тест диагностики творческого потенциала и креативности [5], тест креативности Е.П. Торренса «Диагностика творческого мышления» [3, c. 306], методика «Экспресс-метод Д. Джонсона» [3, c. 320].

Тест диагностики творческого потенциала и креативности [5] диагностирует границы любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели, по мнению автора методики, и есть составляющая творческого потенциала.

Тест креативности Е.П. Торренса «Диагностика творческого мышления» [3, c. 306] предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Методика «Экспресс-метод Д. Джонсона» [3, c. 320] является экспресс-методом психодиагностики креативности. Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в нашей стране проведена Е. Е. Туник (1997). Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения. Данный опросник позволяет провести как самооценку (старший школьный возраст, студенты), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками. Студентам раздавались бланки с вопросами на которые они должны были ответить.

Результаты исследования развития творческой активности у студентов по методике «Тест диагностики творческого потенциала и креативности [5]» были таковы: у 15% студентов (3) отмечался высокий уровень развития творческого потенциала, креативности; 25% студентов (5) продемонстрировали средний уровень развития творческого потенциала, креативности; у 60% испытуемых (12) выявлен низкий уровень развития творческого потенциала, креативности.

Результаты исследования развития творческой активности у студентов по методике Тест креативности Е.П. Торренса «Диагностика творческого мышления» [3, c. 306] были следующими: у 5% студентов (1) отмечался отличный уровень развития креативности и творческого мышления; 10% испытуемых (2) продемонстрировали уровень развития креативности и творческого мышления выше нормы; 5% испытуемых (1) показали уровень развития креативности и творческого мышления несколько выше нормы; у 15% испытуемых (3) наблюдался нормальный уровень развития креативности и творческого мышления; у 20% испытуемых (4) наблюдался уровень развития креативности и творческого мышления несколько ниже нормы; также у 20% испытуемых (4) наблюдался уровень развития креативности и творческого мышления ниже нормы; у 25% испытуемых (5) выявлен плохой уровень развития креативности и творческого мышления.

Результаты исследования развития творческой активности у студентов по методике «Экспресс-метод Д. Джонсона» [3, c. 320] следующие: у 15% испытуемых (3) выявлен высокий уровень развития креативности; 30% испытуемых (6) продемонстрировали средний уровень развития креативности; также 30% испытуемых (6) продемонстрировали низкий уровень развития креативности; у 25%  испытуемых (5) выявлен  очень низкий уровень развития креативности.

Таким образом, анализ проведенных диагностических исследований свидетельствует о том, что студенты разнородны по уровню развития творческой активности. В основном у студентов наблюдается низкий уровень развития творческой активности, что свидетельствует о недостаточно качественном развитии у них этих творческих способностей, а также о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации.

Проведѐнное экспериментальное исследование показало, что со студентами целесообразно проводить систематическую и целенаправленную работу по развитию творческой активности. В связи с этим становится необходимым разработать программу психолого-педагогического развития творческой активности студентов в условиях ФГОС.

 

Список литературы

1.      Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Воп. психологии 1992 - № 1-2.;

2.      Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одарѐнности» - Спб: «Питер», 2009. – 448 с. – («Мастера психологии»);

3.      Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999;

4.      Сорокина О.В. Развитие креативности как профессионально-значимого качества личности у студентов- психологов: автореферат дисс. ... канд. психологических наук/ О.В. Сорокина. - Москва, 2010.