Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

Авторы:
Город:
Иваново
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
Проблема активности и деятельности личности в виртуальном мире в современной психологии ставится все чаще. Увеличивается количество эмпирических исследований, формулируются новые задачи, выдвигаются новые гипотезы. От темы интернет-аддикций акцент смещается на идентичность, самопрезентацию, самовыражение человека в сети. Психологи стараются составить психологический портрет типичного пользователя интернета и социальных сетей. Количество различных аспектов, нуждающихся в изучении, растет вместе с расширением самого виртуального пространства.
В рамках данной работы мы постараемся прояснить взаимосвязь активности личности в виртуальном мире с ее социально-коммуникативной компетентностью. На наш взгляд, именно социальная сфера жизнедеятельности личности, так же как и взаимодействие человека с другими, определяют и степень вовлеченности, и специфику собственно ее деятельности и общения в сети, а также влияние, которое интернет в результате окажет на нее [1].(Для изучения этого аспекта мы использовали тест-опросник социально-коммуникативной компетентности личности (СКК) [2, с.189–204]и авторскую анкету, направленную на изучение интернет активности). Начнем с анализа такой составляющей СКК, как социально-коммуникативная неуклюжесть.Как обнаружилось в исследовании, люди с высокими показателями по данной шкале (то есть характеризующиеся проблемами с навыками в коммуникативной сфере, в установлении и поддержании контактов, при низкой потребности в них, и плохой социальной адаптацией) не испытывают доверия к виртуальному миру (r=-0,35, при р≤0,05). Они не склонны использовать интернет для решения деловых вопросов (r=-0,33, при р≤0,05), из-за мультимедийных ресурсов (r=-0,30, при р≤0,05), зато считают, что могут сэкономить время и деньги за счет возможностей сети (r=-,33, при р≤0,05). Таким образом, отсутствие широкого круга общения, и потребности в нем, наличие проблем с коммуникациями в реальной жизни порождает и негативное отношение к интернету, и сводит взаимодействие с ним исключительно к практическим функциям, не включая даже деловой переписки. Высокая нетерпимость к неопределѐнности, свойственна тем, кто испытывает серьезный дискомфорт, тревогу, замешательство в любой ситуации, где присутствует неопределенность, то есть имеет негативный эмоциональный фон, сопровождающийся и снижением когнитивной активности, а как следствие и затруднениями в принятии решения. В отношении же их активности в интернет-среде выявлен ряд закономерностей. Во-первых, они не создают собственных сайтов и «не заводят собственных страниц» (r=-0,30, при р≤0,05). Вероятно, осознание того, что информация о них будет доступна большому количеству лиц, которые могут по-своему ее интерпретировать, сразу же вызывает у них отрицание подобной формы присутствия в интернете. Во-вторых, по собственному мнению таких респондентов, интернет может способствовать удовлетворению потребности в поиске покровителя (r=0,30, при р≤0,05) и в дружбе (r=0,30, при р≤0,05) .Возможно, здесь идет подмена: вместо реального покровителя и друзей, интернет предоставляет возможность поиска либо лиц, со сходными идеями, либо тех, кто будет охотно, но исключительно заочно и словесно поддерживать, так как это является абсолютно не затратным и ни к чему не обязывающим, как в физическом, так и в социальном плане. И в заключении можно отметить еще одну выявленную нами характеристику таких людей, не относящуюся к их интернет-активности, но весьма любопытную. Для них партнер (супруг, друг и др.) даже при его наличии не занимает важного места в структуре их жизнедеятельности (r=-0,35, при р≤0,05). И здесь мы видим, что нетерпимость к неопределѐнности, которая так или иначе может возникать при близких отношениях, ведет к утрате значимости подобного рода отношений. В целом же, активность в интернете лиц с высокой нетерпимостью к неопределѐнности сводится к поиску лиц, которых бы они могли назвать друзьями или покровителями, при том, что в реальной жизни самых близких они наоборот отстраняют. Следующий показатель СКК – стремление к конформности, если достигает высоких значений, связан с попыткой пользователя устроить с помощью интернета свою личную жизнь (r=0,34, при р≤0,05). Это предполагает, что у лиц зависимых от мнения окружающих, не имеющих собственного, опасающихся вступать в любые споры, и очень легко поддающихся давлению, все эти черты приводят к возникновению проблем, а может и к полной невозможности выстроить близкие отношения в реальной жизни. А эффекты анонимности и социальных масок, свойственные виртуальному миру, по их мнению, облегчают процесс построения отношений. Это подтверждает и возможность самопрезентации, которую они видят в интернете (r=0,33, при р≤0,05) и особенно то, что увеличивается количество контактов, расширяется круг общения (r=0,40, при р≤0,01). Однако можно предвидеть, что имеющиеся трудности вернутся, как только личность попытается перевести виртуальные отношения в реальные. В итоге виртуальный мир начинает занимать самое большое место в структуре жизнедеятельности таких лиц (r=0,35, при р≤0,05).Таким образом, такая черта, как чрезмерное стремление к конформности, порождает активные поиски общения и выстраивание отношений в интернете (включая интимные), и увеличивает его значимости во всей жизнедеятельности личности.
Повышенное стремление же к статусному росту также определяет специфику деятельности и активности личности в сети. Стремление личности использовать любую ситуацию для статусного самоутверждения, сопровождающегося как завистью к другим, так и чувством обиженности и неоцененности. Человек начинает стремиться в интернете к постоянному сравнению себя с другими, для чего регулярно изучает новости из жизни знакомых, следит за их достижениями (r=0,3, при р≤0,05). Он также склонен искать и новые знакомства (r=0,29, при р≤0,05). А в отличие от тех, у кого проявляется высокая нетерпимость к неопределѐнности, они активно создают собственные сайты и страницы (r=0,38, при р≤0,01). К видам их интернет активности можно отнести и получение образования, участие в образовательных дистанционных программах (r=0,28, при р≤0,05), и общественную деятельность (r=0,40, при р≤0,01), и творческую реализацию (r=0,32, при р≤0,05) . Все это в целом позволяет им создать определенный образ себя, соответствующий их представлению о собственном статусе. Таким образом, интернет для личности с высоким стремлением к статусному росту служит в первую очередь плацдармом, на котором она строит необходимый ей образ себя в глазах других. Следующий показатель СКК, стремление избежать неудач, свойственно тем, кто склонен любую ситуации видеть проблемной, и ожидать ряд трудностей, и как следствие проявляется тенденция к избеганию новых ситуаций и людей. В отношении интернет-активности, по результатам нашего исследования, им будет характерно также избегание решения деловых вопросов, переписки (r=-0,30, при р≤0,05). Это, как и недоверие к интернету в целом (r=-0,30, при р≤0,05), присуще им как и тем, у кого проявляется социально-коммуникативная неуклюжесть. Главная потребность, которую они реализуют в виртуальном мире – потребность избегания опасности (r=0,28, при р≤0,05) и потребность в любви (r=0,31, при р≤0,05). Здесь проявляется особенность интернета, заключающаяся в том, что нет реального взаимодействия, и в любой момент можно прервать неудачное общение или вообще покинуть сайт, и это никак не отразиться на жизни. Отдельно стоит отметить, что такие лица, ощущают весьма разнообразный (в том числе и по полюсам) спектр влияний интернета на их жизнь. Сюда входит и увеличение информации о других (r=0,40, при р≤0,01), и развитие лени (r=0,31, при р≤0,05), и ощущение деградации (r=0,37, при р≤0,01).В итоге мы видим, что стремление к избеганию неудач, приводит к тому, что личность становится достаточно сильно вовлеченной в интернет, и пытается найти там любовь, которая была бы безопасна, несмотря на то, что она осознает негативное влияние подобной активности на нее саму и ее жизнь. В заключении нам необходимо остановиться на еще одном аспекте СКК – фрустрационной нетолерантности, при которой большое количество потребностей и мотивов остаются неудовлетворенными, приводя к напряженности и агрессивности. Люди с высокими показателями по этой шкале не поддерживают контакты со своим постоянным окружением в интернете (r=-0,40, при р≤0,01), им важнее возможность виртуальной самопрезентации (r=-0,30, при р≤0,05). Влияние интернета они оценивают положительно, указывают, что стали больше знать о других (r=0,33, при р≤0,05) и сами стали более открытыми (r=0,37, при р≤0,05). Итак, можно сказать, что в интернете они ориентированы на самопрезентацию и поиск информации о других, хотя собственно в общении не нуждаются. То есть интерес к другим присутствует, но не перерастает в отношения. В итоге социально-коммуникативная компетентность действительно оказывает значительное и дифференцированное влияние на вовлеченность и активность личности в интернете. Так, коммуникативная неуклюжесть ограничивает активность личности в интернете решением практических задач. Нетерпимость к неопределѐнности, как и стремление к конформностии избеганию неудач порождают поиск близких контактов в виртуальной среде, разрушая реальные и, в целом, негативно влияя на жизнь человека. Желание статусного роста превращает интернет в средство создания нового образа «Я», а фрустрационная нетолерантность – в средство для самопрезентации.


Список литературы
1. Сушков И.Р., Козлова Н.С. Реальность и виртуальность в сознании личности //Европейский журнал социальных наук. -2014.-№4, Т.2.(43) . – С.256-263.
2. Психологическое изучение проблем личности, общения и социального поведения/ Под ред. А.Л. Деркача, А.Н. Сухова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. С.189–204