Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОТРУДНИЧЕСТВА И КОНФЛИКТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СОТРУДНИКОВ КАФЕДР

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Статья посвящена краткому рассмотрению таких социально-психологических феноменов, как конфликт и сотрудничество через призму их взаимосвязи в коллективе вузовской кафедры.

Ключевые слова: взаимодействие, кафедра, конфликт, сотрудничество.


Жизнедеятельность современного российского вуза невозможно представить без кафедрального звена. К его задачам относятся:

–    Качественная подача материала и контроль усвоения студентами необходимых компетенций, что способствует формированию профессионального мировоззрения.

– Развитие навыков командной и индивидуальной работы.

 – Активное вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую работу (круглые столы, конференции различных уровней, проекты, гранты) [7].

Эффективное решение вышеперечисленных задач зависит от конструктивного взаимодействия профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала.

Под термином «взаимодействие» следует понимать широкий диапазон социально- психологических явлений [1]. В настоящей статье мы употребляем обозначенную категорию в узком смысле, подразумевая под ней сотрудничество и конфликт.

С позиции социогуманитарного подхода кооперация (сотрудничество) – это совместная деятельность людей, которая направлена на достижение обоюдной выгоды. Другими словами, это форма межличностных связей, которые поддерживаются посредством эффективной коммуникации [2].

Отметим, что сотрудничество позитивно оценивается обществом, представляя собой элемент просоциального поведения [6]. Основным условием продуктивной кооперации является наличие взаимных и устойчивых интересов в области научной деятельности, обучения и образования. Необходимо учитывать, что сотрудники кафедры по самым различным характеристикам (возраст, пол, квалификационный уровень, наличие ученой степени, звания и т.д.) могут быть объективно разобщены. Это может явиться этиологией конфликтов и представлять собой объективную сторону конфликтогенеза процесса взаимодействия. Сотрудничество развивается и существует на базе различных противоречий. Оно включает в себя как объективные, так и субъективные стороны. Объективными можно назвать связи, контролирующие и опосредующие характер и содержание взаимодействия, но не зависящие от отдельных людей. Субъективная сторона передает сознательное отношение личностей друг к другу, базисом которого является взаимное ожидание соответствующего поведения. Сотрудничающие субъекты могут иметь различные политические, религиозные, морально-этические убеждения. Взаимосвязь этих противоречий может обуславливать возникновение конфликтов. В самом механизме сотрудничества, который включает в себя людей, их поступки, изменения внешнего мира, а также влияние этих изменений, заложен элемент конфликта. Основная особенность взаимодействия состоит в том, что оно направлено на поиск обоюдно выгодного решения проблемы, полного удовлетворения интересов сторон. Достижение такого решения требует больших психологических затрат. Трудоемкость стратегии сотрудничества выражается в необходимости выявления скрытых мотивов и нужд сторон. Для эффективной кооперации необходим плавный переход от жесткого отстаивания своих позиций к глубокому уровню взаимодействия. Именно на нем обнаруживается общность и совместимость интересов партнеров. Конфликтогенез сотрудничества вытекает из того, что существует много целей, как общих, так и частных. Ситуация взаимодействия возможна лишь на основе согласования обозначенных выше целей. Этот процесс почти всегда носит конфликтный характер. Взаимодействие индивидов может быть объединено общей целью, но иметь различные мотивы. В процессе изменения ситуации могут изменяться не только индивидуальные мотивы, но и подвергаться распаду совместная деятельность. Роль психологических барьеров в ситуации сотрудничества имеет важное значение. Их наличие не позволяет партнерам достичь желаемых успехов. Под данными барьерами понимают негативное восприятие партнера, переоценку мелочей, вмешательство в личную жизнь и т.д. Это может создавать серьезные препятствия в сотрудничестве. Таким образом, сотрудничество как социально- психологический феномен включает в себя и элементы конфликта [3]. Следствием кооперации также может быть конфликт. С.Д. Резник выделяет три категории внутрикафедрального противоборства:

-     Конфликты между профессорско-преподавательским составом и заведующим (начальником) кафедры. В этом случае обе стороны по-разному воспринимают и проецируют на свою деятельность цели вуза и пути к их достижению.

-        Конфликты между учебно-вспомогательным персоналом и заведующим. Примером в этом случае может служить как чрезмерная нагрузка УВП, так и применение в отношении него дисциплинарных мер, которые могут стать причиной обострения отношений и намеренного снижения производительности труда.

-   Конфликты между группами преподавателей или отдельными преподавателями. Неформальные группы, считающие, что заведующий несправедливо к ним относится, могут предпринять попытку отомстить, тем самым снижая показатели по всем направлениям работы. Помимо этого, преподаватели могут иметь разноаспектные взгляды, убеждения, не позволяющие ладить между собой [5].

Таким образом, внутрикафедральный конфликт может быть обусловлен ситуацией сотрудничества.

По мнению Е.В. Буртовой, политика сотрудничества в плане предупреждения конфликта является универсальной. Ее реализация идет как на психологическом, так и социальном уровнях. Основополагающие социально-психологические средства в данном аспекте следующие:

1.Доброжелательность, эмпатия к своему коллеге, готовность оказать ему практическую помощь.

2.Согласие. Вовлечение сотрудников в мероприятия, в ходе которых у них появится общность интересов. Таким образом, они будут сотрудничать и совместно решать поставленные задачи.

3.Сохранение репутации коллеги. Признавая авторитет и достоинство коллеги, мы стимулируем такую же позицию по отношению к нам.

4.Взаимное дополнение. В данном случае предполагается, что в выполнении важнейших задач нужно опираться на такие способности и возможности партнера, которыми мы не обладаем.

5.Недопущение дискриминации.

 6.Поощрение за высокие результаты работы [4].

 Активное применение описанных выше мероприятий должно способствовать взаимной симпатии, снимать или минимизировать психоэмоциональное напряжение. В результате этого на кафедре создается положительная нравственно-психологическая атмосфера, которая должна не допускать или, по крайней мере, сводить к минимуму возникновение различного рода столкновений и противоречий.

Уничтожение сил, полезных для кафедральной общности, – есть отрицание кооперации и прогресса. По крайней мере, в определенных условиях кооперация и конфликт неразрывны как противоположности. Структура кафедрального взаимодействия такова, что интересы сторон находятся в обратной зависимости. Интерес равен отношению удовлетворяемых потребностей к затрачиваемым на их удовлетворение силам. По структуре общественного отношения затрачиваемые силы одного соответствуют удовлетворяемым потребностям другого и наоборот. Поэтому, если показатель осуществляемого в данном отношении интереса одного растёт, то показатель такого интереса другого снижается. Такая обратная зависимость очевидна и по поводу распределения получаемого в кооперации прироста сил и результатов проявления этого прироста: при объединении свободных субъектов чем большую часть этого прироста получает один, тем меньшую получает другой. Это может порождать конфликты и фактически порождает их. Тем более, если во взаимодействиях субъекты теряют осознание того, что они располагают некоторой силой не сами по себе, а благодаря кооперации с другими, в частности, с теми, с кем вступают в конфликт. Помимо этого, во взаимном   дополнении   недостающих   составляющих   социальных   сил   субъектов существенно то, кто управляет, чьим желаниям и воле и в какой степени подвластны объединенные силы [2].

Таким образом, сотрудничество представляет собой сложный социально- психологический феномен, частью которого является конфликт. Сочетание взаимодействия и конфликта имеет разнообразный характер. Кооперация может быть источником и конструктивным исходом конфликта. Стратегия сотрудничества может являться эффективной превентивной конфликту мерой. Конструктивное функционирование кафедры как малой группы невозможно представить без сотрудничества. Сложность и многогранность этого феномена обуславливает актуальность изучения его социально-психологической стороны.

 

 

Список литературы

 

 

1.        Григорьева  М. В.   Взаимодействие как категория современной психологии // Изв. Сарат. ун–та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2009. – №3–4. – С. 3–12.

 2.        Жалдак Н.Н., Баландина Г.Ю. Категории «конфликт» и «кооперация» в познании социальных взаимодействий // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер. «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (65). – 2012. –№ 4. – С. 283–288.

3.        Калашникова С.М. Конфликтное измерение сотрудничества // Вестник ВГУ. 2007. –№ 1. – С. 31–40.

 4.        Конфликтология [Электронный ресурс]: учебное пособие / сост. Е. В. Буртовая. – Электрон. текстовые дан. (3,93 Mb).  – [Б. м.: б. и.], 2002. –  pdf. –   Ресурс сайта«Русского гуманитарного интернет-университета».

 5.        Резник, С. Д. Управление кафедрой : учебник / С. Д. Резник. – 2-е изд, перераб. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2005. – 635 с.

6.        Шамионов      Р.М. Психология      социального      поведения      личности.      Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 186 с.

7.        Шаров А.А. Роль университетского образования в построении профессиональной карьеры // Современная педагогика. – 2016. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5301 (дата обращения: 17.09.2016).