14 февраля 2016г.
В настоящее время в научной литературе предметом пристального изучения различного рода смежных дисциплин (психология, социология, философия, педагогика, история и т. п.) является ценностно-смысловая сфера личности. Она включает в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личности, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения. Особую роль ценностные ориентации играют в подростковом возрасте, поскольку именно в этот возрастной период происходят изменения в личностной сфере, которые оказывают непосредственное влияние на самоопределение подростка.
Вопросам изучения ценностных ориентаций личности посвящены работы многих исследователей (Б.Г. Ананьев [1], Т.В. Драгунова [2], А.Н. Леонтьев [3], А.В. Серый [4] и др.).
Ценности представляют собой социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса. Причем, говоря о формировании и наиболее интенсивном развитии ценностных ориентаций личности, следует обратить особое внимание на учащихся подросткового возраста (от 11 до 15 лет).
Этот возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков – их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
В подростковом периоде происходит включение ребенка в мир взрослых через трансформацию социальных установок, норм и правил в личные ценностные убеждения, представления и ориентации.
Взаимоотношения с миром взрослых, обеспечивающие усвоение (принятие) подростками норм взрослого сообщества, являются определяющими в становлении ценностных ориентаций, самосознания подростка как личности на данном этапе онтогенеза. Характер освоения подростками социальных норм во многом зависит от условий воспитательной среды, формирующей устойчивый круг интересов, содержательные отношения и переживания как психологическую основу ценностных ориентаций, руководящих жизненных принципов растущих людей во взаимоотношениях как с конкретными (значимыми) взрослыми, так и с сообществом взрослых в целом.
Рассмотрим основные типы ценностных ориентаций, характеризующих учеников подросткового возраста, проживающих в городской и сельской местности.
Нами было проведено пилотное исследование основных типов ценностных ориентаций современных подростков. Эмпирическое исследование было проведено на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г.о.Саранск и МОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа» Республики Мордовия. В констатирующем эксперименте приняли участие 40 учеников (20 городских и 20 сельских школьников) в возрасте 14-15 лет.
Для реализации поставленной цели в качестве диагностической методики был использован ценностный опросник Шварца, который позволил определить типы ценностей и их отличия у учащихся подросткового возраста в зависимости от места проживания. Результаты эмпирического исследования приведены в Табл.1.
Таблица 1 Ценностные ориентации городских и сельских подростков (по результатам проведения опросника Шварца)
Тип ценностей
|
Городские подростки
|
Сельские подростки
|
1. Конформность
|
5 %
(1 чел.)
|
10 %
(2 чел.)
|
2. Традиции
|
5 %
(1 чел.)
|
10 %
(2 чел.)
|
3. Доброта
|
10 %
(2 чел.)
|
20 %
(4 чел.)
|
4. Универсализм
|
10 %
(2 чел.)
|
5 %
(1 чел.)
|
5. Самостоятельность
|
20 %
(4 чел.)
|
15 %
(3 чел.)
|
6. Стимуляция
|
10 %
(2 чел.)
|
5 %
(1 чел.)
|
7. Гедонизм
|
10 %
(2 чел.)
|
5 %
(1 чел.)
|
8. Достижения
|
10 %
(2 чел.)
|
10 %
(2 чел.)
|
9. Власть
|
15 %
(3 чел.)
|
15 %
(3 чел.)
|
10. Безопасность
|
5 %
(1 чел.)
|
5 %
(1 чел.)
|
Согласно данным Табл.1, конформность характерна для 5 % городских и 10 % сельских подростков. Определяющая мотивационная цель этого типа − сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям.
Традиции как ценность характерны для 5 % городских и 10 % сельских подростков. Мотивационная цель данной ценности − уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.
Тип ценностей «Доброта» свойственен 10 % городских и 20 % сельских подростков. Его мотивационная цель − сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).
Универсализм как ценность присущ 10 % городских и 5 % сельских школьников. Мотивационная цель данного типа ценностей − понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы.
20 % сельских и 15 % городских подростков свойственна самостоятельность, определяющая цель которой состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности.
Стимуляция как ценность характерна для 10 % городских и 5 % сельских школьников. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.
У 10 % городских и 5 % сельских подростков отмечен гедонизм, мотивационная цель которого определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).
Тип ценностей «Достижение» характерен для равного числа городских и сельских подростков–10 % соответственно. Определяющая цель этого типа ценностей-личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.
Ценность «Власть» отмечена у равного числа городских и сельских школьников −15 % соответственно. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание).
Тип ценностей «Безопасность» также характерен для равного числа городских и сельских подростков – 5 % соответственно. Мотивационная цель этого типа - безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений.
Таким образом, для городских подростков в большей степени характерны такие ценности, как самостоятельность, власть, стимуляция, гедонизм, достижения, доброта, универсализм; в меньшей – конформность, традиции, безопасность. Для сельских подростков в большей степени характерны такие ценности, как доброта, самостоятельность, власть, конформность, традиции, достижения; в меньшей – универсализм, стимуляция, гедонизм, безопасность.
На основании проведенного исследования были также сделаны выводы о том, что полученные результаты обусловлены особенностями подросткового возраста, которые свидетельствуют о включении ребенка в мир взрослых путем перестройки социальных установок в личные ценностные убеждения и ориентации.
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. Проблемы подросткового возраста / Б. Г. Ананьев. – М : МГУ, 2010. – 235 с.
2. Драгунова, Т. В. Психологические особенности подростка / Т. В. Драгунова. – М. : Просвещение, 2009. – 98 с.
3. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.twirpx.com. – Загл. с экрана.
4. Серый, А. В. Ценностно-смысловая сфера личности : учеб.пособие / А. В. Серый. − М. :Владос, 2010. − 211 с.