16 октября 2016г.
Проблема связи интеллекта и воли, как и проблема личности в целом, находится на стыке философии и психологии. Эта проблема не только сложна, но и масштабна: признаки воли имплицитно входят в структуру ряда психологических понятий (познавательные и эмоциональные процессы, мотивация, цель, действие, характер, способности и др.). Цель нашего исследования экспериментально подтвердить и найти психологический механизм этой взаимосвязи.
Нами были подобраны и модифицированы методики, направленные на диагностику интеллекта, а также волевых и личностных параметров. Отметим сложность задач получения непосредственных волевых характеристик. Здесь использовались косвенные методы, которые диагностируют мотивацию к достижениям, уровень субъективного контроля, а также личностные волевые качества человека (обоснование такого исследования дано в работах В.К. Калина, А.Ц. Пуни, А.И. Высоцкого, В.И. Селиванова и других).
Методика “Исследование уровня субъективного контроля” (УСК) Дж. Роттером позволяет изучать важную интегральную характеристику самосознания, связывающую чувство ответственности, готовность к активности и переживание “Я” – локус субъективного контроля. Локус контроля характеризует степень самоконтроля личности, способность активно управлять своим поведением и отвечать за свои действия, т.е. близок со многими волевыми качествами, хотя и не тождественен им. Обзоры работ по этой проблематике констатируют, что интерналы проявляют большую ответственность и социальную активность, они, в отличие от экстерналов, более последовательны в своем поведении. Интерналы более последовательны и продуктивны в ситуациях принятия решения и ситуациях, связанных с риском, проявляют большую готовность отсрочить сиюминутное легкодоступное удовольствие ради достижения удаленного, но более ценного блага. Они имеют более высокие, чем экстерналы баллы по степени ответственности, самоконтролю и самопринятию.
Тест измерения мотивации достижений А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова был использован нами для обследования студентов с целью выявления выраженности двух противоположных групп мотивов: стремления к успеху и избегания неудач. Людям с мотивом достижения свойственны следующие особенности: их привлекает ситуация достижения; они уверены в успешном исходе; им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, готовность принять ответственность, решительность в неопределенных ситуациях, большая настойчивость при стремлении к цели; они хотят выполнить более или менее сложную, но реально выполнимую работу; характеризуются стремлением к разумному риску; показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.
За основу деления на подгруппы мы решили взять интеллектуальный коэффициент и показатель интеллектуальной эффективности (Миннесотский многофакторный личностный опросник). Шкала Iq указывает на реальный интеллектуальный уровень человека, его способность логически мыслить и использовать свое умение в нужный момент. Показатель Iе определяет быстроту и эффективность мыслительных операций, способность человека выходить из затруднительных ситуаций, умение вовремя собраться, организоваться. Мы предположили, что в это так называемое умение должен входить волевой компонент, который становится необходим при определенных условиях.
В результате получены три подгруппы: в первую вошло 59 человек с показателями от 31 до 42,5 Т-баллов. Во второй подгруппе 183 человека с показателями от 42,5 до 52,5 Т-баллов. И в третьей группе – 47 человек с показателями от 52,5 до 64 Т-баллов.
Для доказательства существенности (неслучайности) экспериментально обнаруженных различий между группами испытуемых применялся критерий Манна- Уитни (критические точки U0,01=223, U0,05=264 – для первой и второй групп; U0,01=271, U0.05=318 для второй и третьей групп).
Наибольшие различия были получены по следующим тестам и категориям: тест мотивации достижений, направленность на взаимодействие в ОА, интернальность в области межличностных взаимодействий, интернальность в области неудач, интернальность в семейных отношениях в УСК. Значимыми, но меньшими по абсолютному значению, являются различия по подгруппам в области общей интернальности, интернальности в области достижений, интернальности в производственных отношениях в УСК, направленности на себя и на задачу в ОА.
Полученные различия подтверждают взаимосвязь, которая существует между интеллектом и волей, но результаты показывают, что связь неоднозначна: группы различаются между собой по разным категориям.
Ярко выраженным и значимым различием между группами студентов с условно низким и средним интеллектом является показатель теста измерения мотивации достижений. У группы студентов со средним Iq средний показатель – 144,814 баллов, а у студентов с низким уровнем интеллекта – 124,455 (критерий Манна-Уитни U=164, уровень значимости различий p=0,01). Это различие указывает на устойчивое стремление к успеху в группе испытуемых с высоким и средним интеллектом и их готовность брать на себя сложные задачи, умение вернуться опять к нерешенным проблемам, желание выполнить свою деятельность как можно лучше, применять для этого все свои знания и мастерство. Конечно, это требует определенных волевых качеств, и они есть у большинства испытуемых этих групп – это и дисциплинированность, и организованность, и готовность встретить трудности, и способность к сознательной саморегуляции.
Поведение группы студентов с низким интеллектом определяется, прежде всего, стремлением избежать неуспеха, ошибок. А это значит, что они побоятся взяться за сложное дело, будут стремиться снять с себя ответственность, даже не попытаются приложить какие-либо усилия для разрешения своих трудностей или применить имеющиеся знания для нового дела, они пойдут по заведомо проторенному пути. Кроме того, даже успешное избегание неприятностей оставляет человека в том положении, в котором он был ранее, в то время как люди, стремящиеся к достижению успеха, движутся вперед. Поэтому при взаимном сравнении оказывается, что дистанция между данными людьми увеличивается, что часто воспринимается “избегающими” лицами как неудача и формирует ощущение бессилия и безнадежности. И конечно, у них не в достаточной степени сформированы такие качества как настойчивость, решительность, готовность преодолевать возникающие трудности и сознательная саморегуляция.
Между второй и третьей подгруппами по этому тесту значимых различий нет (средние значения – 144,814 и 147,813 соответственно; U=459), что может указывать на то, что студенты со средним и высоким интеллектом по мотивации к достижению особо между собой не различаются, и в обеих этих подгруппах студенты имеют примерно одинаковую стратегию в своей деятельности при достижении цели.
В качестве методики, направленной на выявление волевых аспектов деятельности, мы использовали шкалу “уровня субъективного контроля” Дж. Роттера. Если личность большей частью принимает ответственность за события, происходящие в ее жизни на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у нее внутреннего (интернального) контроля, который традиционно приписывается человеку с “сильной волей”. Результаты экспериментального исследования представлены в таблице 1.
№ гр.
1
|
М
|
1о
26,00
|
2д
6,63
|
3н
6,54
|
4с
5,27
|
5п
4,18
|
6л
2,45
|
7з
3,18
|
|
ϭ
|
12,36
|
4,75
|
3,17
|
2,84
|
3,03
|
2,01
|
2,38
|
2
|
М
|
30,52
|
8,17
|
8,17
|
6,64
|
5,41
|
3,41
|
2,70
|
|
ϭ
|
7,51
|
3,03
|
3,40
|
2,88
|
2,95
|
2,27
|
1,51
|
3
|
М
|
31,03
|
8,21
|
7,81
|
6,31
|
5,78
|
3,00
|
2,90
|
|
ϭ
|
8,61
|
2,98
|
2,34
|
1,98
|
2,53
|
1,31
|
1,75
|
U 1-2 гр.
|
|
102
|
147
|
223
|
258,5
|
224,5
|
262
|
381,5
|
P
|
|
0,01
|
0,01
|
0,01
|
0,05
|
0,05
|
0,05
|
*
|
U 2-3 гр.
|
|
495
|
485,5
|
596
|
514
|
553
|
524
|
508,5
|
P
|
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
*
|
|
|
Таблица 1. Средние значения по методике УСК по подгруппам, непараметрический двусторонний критерий Манна-Уитни
1o – общая интернальность;
2д – интернальность в области достижений;
3н – интернальность в области неудач;
4с – интернальность в семейных отношениях;
5п – интернальность в производственных отношениях;
6л – интернальность в области межличностных отношений;
7з – интернальность в области здоровья; М – средняя арифметическая;
o среднее квадратическое отклонение;
U – критерий Манна-Уитни, отражающий достоверность различий между двумя группами;
p – уровень значимых различий;
*- значимых различий не выявлено.
При межгрупповом сравнительном анализе показателей различных шкал методики видно, что в целом атрибуции ответственности в конкретных категориях аналогичны друг другу и результатирующей оценке теста.
Показатели интернальности локуса контроля в группах студентов со средним и высоким интеллектуальным коэффициентом превышают таковые в группе с низким Iq. Это свидетельствует о том, что люди, имеющие более высокий интеллект, берут ответственность на себя за все проявления в жизни: и в семье, и на работе, и во взаимоотношениях с другими людьми, тогда как студенты с низким уровнем интеллектуального развития склонны приписывать вину за случающиеся с ними внешним силам и обстоятельствам. Студенты с более высоким уровнем интеллекта считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
Экстернальный локус контроля говорит о том, что чем меньше человек верит в возможность собственного влияния на свою жизнь, тем в меньшей степени он может найти в жизни смысл и цели. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей. Кроме того, низкая прогнозируемость и управляемость ситуации, связанная с внешним локусом контроля, приводит человека к чувству собственного бессилия и неспособности справиться с трудностями, возникающими в жизни. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.
Целью “Ориентационной анкеты” является определение основной жизненной ориентации испытуемого как показатель направленности личности. Выделяются три вида направленности: на себя, на взаимодействие, на задачу.
№ гр.
1
|
М
|
НС
36,09
|
НВ
26,73
|
НЗ
27,18
|
|
ϭ
|
5,75
|
7,72
|
7,53
|
2
|
М
|
32,00
|
25,18
|
32,85
|
|
ϭ
|
10,23
|
11,05
|
7,55
|
3
|
М
|
28,78
|
28,88
|
32,34
|
|
ϭ
|
11,51
|
7,53
|
10,33
|
|
U 1-2 гр.
|
212
|
524
|
187
|
|
P
|
0,01
|
*
|
0,01
|
|
U 2-3 гр.
|
475
|
312
|
553
|
|
P
|
*
|
0,05
|
*
|
|
|
Таблица 2. Средние значения по методике ОА по подгруппам, непараметрический двусторонний критерий Манна-Уитни
НС – направленность личности на себя;
НВ – направленность
личности на взаимодействие;
НЗ
– направленность личности на
задачу;
М – средняя арифметическая;
o – среднее квадратическое отклонение;
U
– критерий
Манна-Уитни, отражающий достоверность различий
между двумя группами;
p – уровень
значимых различий;
*- значимых различий не выявлено.
Как видно из таблицы 2, значимых различий достигли результаты по шкалам
направленности на себя и на задачу. Студенты с низким показателем по Iq имеют более
высокий показатель направленности на себя за счет уменьшения деловой направленности. Величина заинтересованности в сфере межличностного взаимодействия в первой и второй
группах не различалась. Полученные данные свидетельствуют о том, что испытуемые с
низким уровнем интеллектуального развития не только берут на себя ответственность за возникающие проблемы и не стремятся к позитивному результату, но вообще стараются
избегать заниматься их решением. Вместо этого
они могут перекладывать ответственность за результат на окружающих, заниматься только тем, что не создает проблем и дает быстрый результат без особых усилий. В результате подобная позиция
формирует пассивный
тип реагирования на окружающие воздействия.
Представители этой
группы чаще всего бывают заняты самим собой, своими чувствами и переживаниями, мало реагируют на потребности людей вокруг себя. В учебной деятельности они видят, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от других
студентов, т.е. здесь мы наблюдаем значимое возрастание мотивов собственного
благополучия, стремления
к личному первенству и престижу.
Испытуемые второй и третьей групп ориентированы в жизни на свои силы и
возможности, они ответственны перед собой и другими и их усилия направлены на решение поставленной задачи. Ведущими мотивами являются мотивы, порождаемые самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. При этом данные группы испытуемых не самонадеянны, они имеют также хорошую коллективистическую направленность, но
ответственность за
результат
с себя не снимают и не
перекладывают свою
вину
на других.
Сравнительный анализ групп студентов выявил определенную достоверность
гипотезы о том, что воля – это не самостоятельное психическое образование, а интегративный паттерн свойств и качеств личности, возникающий в нужный момент времени и являющийся “двигателем”, своеобразным акцептором
действия, которое мы
можем назвать волевым. Оно направлено на достижение результата в условиях определенной
иерархии мотивов деятельности.
Список
литературы
1.
Комарова, О.Н. Развитие интеллекта и воли студентов в процессе обучения / О.Н.
Комарова // Народное образование в XXI веке: Международная юбилейная научно- практическая конференция, посвященная 70-летию МПУ. – Москва, 2001.– С. 13- 14.
2.
Комарова, О.Н. Сравнительный анализ интеллектуально-волевых особенностей студентов / О.Н. Комарова // Научное обозрение. Серия 2: гуманитарные науки. –
Москва, 2015. –
№ 2. – С. 44-51. УДК 128+159.9