Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА В ПОВЫШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Педагогическое наблюдение и анализ урока (а также и самоанализ) – важнейший фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе внедрения в практику современной теории обучения и воспитания учащихся. Анализом учебно-воспитательной деятельности учителя занимаются многие, включая студентов и учащихся педагогических учебных заведений. Посещение и анализ урока является и средством систематического всестороннего контроля за учебным процессом, и средством внедрения выводов и рекомендаций педагогической науки в массовую практику, и средством обучения будущих кадров.

Как правило, каждый, кто посещает урок, стремится высказать учителю свои впечатления, замечания, предложения. Естественно, анализирующие имеют разную педагогическую подготовку, наконец, у каждого своя личная установка. Анализ одного и того же урока, сделанный случайным человеком, рядовым работником, обязательно отличается от анализа, проведенного педагогом. Более того, отличается анализ урока, проведенный директором школы, от анализа, данного инспектором отдела народного образования. Так же как нет и не может быть двух абсолютно одинаковых уроков, нет и одинаково проведенного их анализа. Вероятно, потому, что наблюдение и анализ урока не менее творческий процесс, нежели подготовка и проведение самого урока.

Не секрет, что в работе по наблюдению и анализу урока проявляется наибольший субъективизм. Не случайно к посещению уроков, особенно с целью инспектирования, учителя относятся настороженно, нередко тревожно. Многие из них с большим волнением ждут анализа, объективной оценки их деятельности и принимают замечания только после серьезной их аргументации.

Многолетние целенаправленные наблюдения за посещением и анализом урока, а также теоретический анализ литературы по этому вопросу позволил вскрыть следующие причины серьезных недостатков, а также субъективного подхода к наблюдению и анализу уроков: а) в педагогической и психологической теории вопросы анализа урока недостаточно разработаны; вот почему в современных учебниках и учебно-методических пособиях по педагогике они отражены весьма слабо или вовсе отсутствуют; б) нет единой терминологии, характеризующей анализ урока как объективное явление, не вычленены типы, виды анализа уроков, слабо разработана методика наблюдения учебного процесса и т. д.; в) еще недостаточно выявлены закономерности, правила, методы организации педагогических наблюдений на уроке.

Представляется, что именно в силу этих недостатков значительная часть учителей систематически не проводит самоанализа своих уроков. В результате взаимопосещение уроков, посещение открытых уроков, проводимых в системе методической работы, не дают должных результатов. В ходе коллективного анализа таких уроков ограничиваются общими замечаниями: «мне урок понравился», «цель урока достигнута», «учащиеся и учитель на уроке работали активно» и т. д. При этом учителя затрудняются раскрыть целесообразность  выбора  тех  или  иных  методов  обучения,  обусловленность  их содержанием учебного материала, целевым установкам урока, уровнем обученности учащихся конкретного класса, не могут дать обоснование избранных методов и структуры урока. Нередко в наблюдении и анализе урока имеется шаблон, сложившийся под влиянием педагогической практики в студенческие годы, когда учебный анализ осуществлялся поэтапно от первых до последних минут урока: организационная работа в начале урока, опрос учащихся по ранее изученному материалу, объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование навыков, домашнее задание, подведение итогов урока и т. д. – и все это на основе почти фотографически точных записей, проведенных на уроке.

Известно, что наблюдение и анализ урока составляют наиболее значимую и вместе с тем наиболее трудную часть должностных обязанностей руководителей школы, работников отделов народного образования и их методических служб. Нередко директор школы, хорошо выполняя свои организаторские обязанности, являясь добросовестным работником, не справляется с главным – управлением учебно-воспитательным процессом. Уроки учителей посещает, но анализирует их слабо. Причины такого явления коренятся не только в недостаточной теоретической, общедидактической подготовке части директоров.

В педагогической литературе анализ урока рассматривается как разбор и оценка занятия в целом и отдельных его сторон, как один из видов методической работы, как средство обучения студентов, как метод научного исследования и т. д. Это все правильно, но не полно. Педагогическое наблюдение и анализ урока направлены на сопоставление (вычленение) выдвинутых образовательных, развивающих и воспитательных целей с достигнутыми результатами. Цель анализа и заключена в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект. Цели педагогического наблюдения и анализа могут быть многообразными, и в зависимости от них строится программа наблюдения. Главной же задачей является оценка выполнения учителем основных функций образования, развития, выявление изменений, происшедших в работе учителя и учащихся (группы учителей, педагогического коллектива в целом) в анализируемом периоде по сравнению с предшествующими, поиски резервов повышения эффективности их работы.

Анализ передового педагогического опыта показал, что в нем широко применяется несколько типов и видов анализа урока. Если систематизировать все их варианты на основе педагогической целесообразности, то мы можем говорить о четырех наиболее распространенных типах: 1) полный, 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный. Каждый из них может иметь  виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Анализ урока – дело сложное. Разобрать урок по пунктам трудно и требует много времени. Но, как говорится, игра стоит свеч. Анализ проведенного урока – начало подготовки к следующему уроку. Поскольку совершенствованию каждого урока нет предела, хорошему учителю никогда не хватает времени на подготовку. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий, от его способностей и желания стать хорошим специалистом.

Очень полезно посещение уроков и изучение опыта других учителей. Подражание образцам – одно из наиболее частых и вполне приемлемых начал самостоятельной деятельности почти в любой области. Промахи и недочеты всегда виднее со стороны, изучение их должно послужить тому, чтобы не допускать подобного в своей работе.

Немаловажную роль педагогический анализ играет в повышении мастерства каждого учителя. Грамотный анализ деятельности коллектива дает возможность каждому учителю увидеть связь между методами, которые он применял в течение прошедшего года, и достигнутыми результатами.

Педагогический анализ развивает общую культуру учителя, дает ему возможность глубоко изучить ученика, влияет на рост творческой активности учителя и, как совершенно справедливо считал В. А. Сухомлинский, коренным образом меняет его взгляд на свой труд и является важнейшим побудительным средством процесса самовоспитания и самообразования педагога. Лишь кропотливый анализ собственного и чужого опыта, изучение необходимой литературы могут привести учителя к высокому профессиональному уровню мастерства.

Важно обретение учителем уверенности в своих силах – в своей возможности научить, объяснить, показать, внимательно выслушать, помочь, посоветовать. Вместе с тем уверенность должна сочетаться с внимательным анализом своих поступков, необходимой самокритичностью, готовностью правильно реагировать на критические замечания руководителей и коллег, так как их советы помогают повышать квалификацию. Более опытный педагог подтягивает менее опытных. Неопытный на чужих ошибках учится сам.

 

Список литературы

 

 

1. Батракова С. Н. Динамика профессиональных функций педагога как представителя культуры // Ярославский психологический вестник. – Вып. 2. – М.,2004.

2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001 

3. Дружилов С. А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. – М., 2001. – N 22.

4. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 1984. 

5. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986.

6. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. – М., 2002.