Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

В условиях стремительного развития общества, в частности системы образования, актуальность проблемы педагогической компетентности становится очевидной. В рамках реформирования сферы образования, педагогу необходимо постоянно подстраиваться под изменяющиеся условия своей профессиональной деятельности. В подобной ситуации уместно говорить о профессионализме, мастерстве, компетентности педагога в решении значимых задач.Современный педагог, способный обеспечить формирование у учащихся компетенций, необходимых для их успешной социализации (в том числе профессиональной), готовый развивать их креативные способности, сам должен владеть принципиально иными, по сравнению с традиционными, компетенциями и общим уровнем подготовки.

Понятие «компетентность» имеет латинские корни и происходит от «competo» - «добиваюсь,  соответствую,  подхожу».  А  «компетенция»  в  переводе  с  латыни «competentia» имеет два значения:

 1.            Круг вопросов, полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;

2.            Знания, опыт в той или иной области.

 Следовательно, «компетенция» позволяет обозначить определённую область (сферу) деятельности, в которой человек должен обладать компетентностью (быть компетентным).

Словарь иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» («сompetents» (лат.) – надлежащий, способный) - как знающий, сведущий в определенной области, имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать, или решать что-либо, судить о чем-либо. Компетенция – это способность человека применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области.

Несмотря на активное использование в педагогической и психологической литературе данных понятий, среди учёных нет их однозначного толкования.

И. А. Зимняя, под «компетентностью» понимает интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). «Компетентность» – это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях. Понятие «компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире», – пишет И.А. Зимняя. – «Оно включает наряду с когнитивно-знаниевым, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, регулятивный компоненты»[1]. Рассматривая соотношение понятий «компетентность» и «компетенции» можно установить взаимоподчиненность этих понятий. Компетентность оценивается на основе, сформированной у личности совокупности умений и их поведенческих реакций, проявляющихся в разных ситуациях.

М. А. Чошанов представляет «формулу компетентности» следующим образом: компетентность – мобильность знания, плюс гибкость метода, плюс критичность мышления. По мнению автора, компетентность, отражающая значение триады «знания, умения, навыки», наиболее целесообразна для описания реального уровня подготовки специалиста – выпускника вуза. Компетентный специалист обладает критическим мышлением, то есть способностью среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, а его компетентность предполагает способность к умению применять тот или иной метод решения проблемы, наиболее подходящий к определенным условиям. Также компетентность предполагает постоянное обновление знаний для успешного решения профессиональных задач.

Обоснования различий компетентности и компетенций дает в своих работах А.В. Хуторской. Компетентность – это характеристика личности, которая предполагает владение человеком определенной компетенцией. Компетенция же – это совокупность компонентов профессиональной деятельности (знания, умения, способы деятельности), необходимых для её эффективного осуществления.[5] Компетентный педагог должен не только знать, но и грамотно применять знания, проявлять знания на практике в повседневной профессиональной деятельности, уметь действовать. Таким образом, компетенция - это уровень знаний, а компетентность – деятельность.

Изучая вопрос компетентности и компетенций, стоит отметить, что далеко не всегда наличие тех или иных компетенций преобразуется в компетентность. Компетентность – это реализация отдельных компетенций в действиях.

Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей.  Педагогическая  деятельность относится  к   разряду   управ- ленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников образовательного процесса (детей, их родителей, коллег и др.). Любое воздействие педагога должно быть целенаправленным, вызывающим ту или иную деятельность (мыслительную, практическую), придающим ей позитивный характер.Для эффективного управления воспитательно – образовательным процессом, педагогу необходимо обладать определенной профессиональной компетентностью.

Существует несколько подходов к определению профессиональной компетентности. Одним из них является функционально – деятельностный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.П. Симонов, Р.К.Шакуров и др). В рамках данного подхода профессиональная компетентность – это взаимосвязь теоретической и практической готовности к реализации педагогической деятельности, профессиональных функций.

Представители личностно – деятельностного подхода (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Н. Лобанова и др.) профессиональную компетентность видят в неразрывности педагогической деятельности и личности педагога. Особенность личности педагога проявляется через особенности педагогической деятельности, предполагающей взаимодействие с другими людьми и воздействие на них.

В литературе по профессиональной подготовке одним из ключевых понятий выступает термин «готовность». В теории педагогики профессиональная готовность это:

1)      Цель подготовки специалиста (Г.К. Воеводская);

 2)      Результат обучения в профессиональной школе, представленный системой показателей подготовки (В.А. Сластенин);

3)      Комплекс личностно-профессиональных качеств специалиста (Т.Н. Таранова);

 В психолого-педагогической литературе существует два подхода к определению понятия «готовность». В рамках первого подхода готовность –это оценка функционального состояния аналогичного понятию «предстартовое состояние». Данный подход рассматривает готовность субъекта к восприятию будущих событий и действий.

Второй подход рассматривает готовность как подготовленность субъекта. Это комплексная характеристика, включающая мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный компоненты.

Сопоставив понятия «профессиональная готовность» и «профессиональная компетентность» наблюдается определённое сходство. Кроме того, компетентность часто определяется через готовность:

1)      Компетентность – «готовность специалиста включится в определенную деятельность» (А.М. Аронов);

2)      Компетентность включается в себя готовность и способность субъекта к решению разных профессиональных задач (А.К. Маркова) [3].

Как видно из вышесказанного, понятие «профессиональная компетентность» взаимосвязана с категорией «профессиональные задачи». Основной профессиональной задачей педагога является обеспечение качества образования. Таким образом, для повышения качества образования, необходимо постоянно повышать и качество педагога, то есть его профессиональную компетентность.

Список литературы

 

 

1.      Зимняя    И.А.    Ключевые    компетентности    как    результативно-целевая   основа компетентностного     подхода      в     образовании.     Авторская     версия.      –     М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.- 42 с.

 2.      Лобанова Н.Н. Профессиональная компетентность педагога/ Лобанова Н. Н., Косарев В. В., Крючатов А. П. ; Рос.акад. образования, Санкт-Петерб. ин-т образования взрослых РАО, Самар. экон. лицей

3.      Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. – 192 с. 

4.      Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. - № 2. – с. 59 – 60.

5.      Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций 

//          Интернет-журнал          "Эйдос".

-

2005.

-

12          декабря.

http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.     -

 

образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

В

надзаг:

Центр

дистанционного