Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
16 октября 2016г.

Коммуникативная компетентность – одно из самых значимых профессиональных качеств педагога-психолога [3].

 Одним из первых ученых в России, который использовал данное понятие в области социальной психологии, стал А.А. Бодалев. Он рассматривал этот термин как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии знаний, умений и навыков [1].

Анализ современной научной литературы показал, что термин «коммуникативная компетенция» имеет множество трактовок, что затрудняет возможность теоретических обобщений и выделения универсального определения данного понятия.

Все трактовки понятия «коммуникативная компетентность» можно классифицировать на четыре группы.

В первую группу классификации входят определения авторов, которые считают коммуникативную компетентность отдельной характеристикой личности. Например, М.Н. Вятютнев предложил понимать коммуникативную компетенцию как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной   адаптации [1]. Л.А. Петровская считает, что

«коммуникативная компетентность» – это, прежде всего, умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения [7]. Более простое и понятное определение дал Л.Д. Столяренко; он говорил, что коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [1].

Во вторую группу классификации входят определения ученых, которые считают коммуникативную компетентность частью более широкого понятия. Так, О.М. Казарцева утверждает, что коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения [1]. В.Н. Куницына определяет коммуникативную компетентность как владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, воспитанность [5]. Е.В. Арцишевская характеризует коммуникативную компетентность как определенный уровень приобретенного личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе [7]. Е. Ю. Гениева понимает под коммуникативной компетентностью определенные навыки, обусловливающие эффективность коммуникации. При этом, коммуникативная компетентность характеризуется способностью ориентироваться в ситуации, прогнозировать ее развитие, умениями преодолевать психологические барьеры и использовать специальные системы символов или принципы коммуникативного воздействия [5].

В третью группу классификации можно отнести исследования, в которых коммуникативная компетентность рассматривается как часть других видов компетенций и как отдельная характеристика личности одновременно. Например, Ю.М. Жуков дает следующее определение: «Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми» [2, с.226]. Ученый соотносит данную способность с системой внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Л.М. Митина выделяет коммуникативную компетентность как отдельную подструктуру профессиональной и деятельностной компетентности [5]. По мнению Е.А. Климова, коммуникативная компетентность является компонентом психологической культуры человека, предполагающей освоение им системы знаний в области научной психологии, понимание особенностей психики (своей и окружающих людей) и их использование в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности [6].

К четвертой группе относятся определения, в которых коммуникативная компетенция рассматривается как индивидуальное качество и определенное состояние сознания группы людей. Так, Ю.Н. Емельянов под коммуникативной компетентностью понимает «уровень сформированности межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в обществе» [1, с.82]. По мнению Г.А. Ковалева, «коммуникативная компетентность – это такие индивидуальные качества, внутриличностные психологические детерминанты, которые отвечают за успешность процесса социального познания, проявляющегося в эффективной избирательности и оптимальной самонастроенности аффективных и когнитивных его характеристик для целей адекватного отражения социальных объектов [4, с.61]. М.А. Хазанова считает, что коммуникативная компетентностью – владение языком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели его поведения, эмпатию, личностные характеристики самого субъекта общения [7]. Э.Ф. Зеер, И.Г. Климкович, А.В. Хуторской, Н.В. Яковлева раскрывают содержание понятия компетентность  через  призму  деятельности.  Возможно  в  связи  с  этим  понятия «компетентность», «коммуникативная компетентность», «профессиональная компетентность» употребляются в научных работах как синонимичные.

Таким образом, понятие «коммуникативная компетентность», как важное профессиональное качество педагога-психолога, имеет множество трактовок.

Одни авторы рассматривают коммуникативную компетентность как отдельную характеристику личности (Л.А. Петровская, М.Н. Вятютнев); другие – как часть более широкого понятия (Казарцева Е.Ю. Гениева, Арцишевская Е.В); третьи – как часть других видов компетенций, и как отдельную характеристику личности одновременно (Ю.М. Жуков, Е.А. Климов); четвертые  – как индивидуальное качество и определенное состояние сознания группы людей (Ю.Н. Емельянов, Хазанова, Г.А. Ковалева).

Выделенные подходы раскрывают разные стороны понятия «коммуникативная компетенция». Каждый из авторов представил свое видение данного качества личности.

 

 

Список литературы

 

 

1.      Долгова В. И., Мельник Е. В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях // Научно- методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 81–85.

2.      Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности// Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика» Таганрог: 2006. №13. С.225-227.

3.      Зотова Н. Н., Родина О. Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов//Вестник Московского университета. 2003. №. 3. С. 69-78.

4.      Королева, М. А. Коммуникативная компетентность студентов педвуза как одно из профессионально значимых качеств личности педагога. 2013. 115 с.

5.      Менькина С. М. Коммуникативная компетентность: от теории к практике формирования //Среднее профессиональное образование. 2011. №. 12. С. 12-18.

6.      Наливайко Т. Е., Шинкорук М. В. Сущность и структура социальной и коммуникативной компетентностей личности//Ученые записки Комсомольского- на-Амуре государственного технического университета. 2010. №. 2. С. 50-54.

7.      Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретические и прикладные аспекты. Ижевск: УдГУ, 2012. 116 с.