Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Анализ направлений модернизации и реформирования образования обуславливает необходимость совершенствования профессиональной компетентности бакалавров.

В документах по модернизации российского образования представлено понятие «профессиональная компетентность», целесообразность введения которого обусловлена широтой его содержания, интерактивностью, объединяющей такие понятия, как профессионализм, квалификация, профессиональные способности и т.д.

Анализ литературы показывает, что в педагогической науке компетентность рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи;

комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;

единство теоретической и практической готовности к труду;

способность осуществлять сложные виды действий и т.д. . [4]

Профессиональную компетентность мы рассматриваем как синтез профессионально значимых качеств и компетенций, отражающих основные направления профессиональной деятельности.

В педагогической литературе по отношению к характеристикам профессионализма учителя в области

владения им информационными и коммуникационными технологиями употребляются понятия: компьютерная грамотность, информационная грамотность, ИКТ-компетентность.

Под компьютерной грамотностью в Большом Энциклопедическом словаре понимается владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества.

ИКТ-компетентность - это личное качество, проявляющееся в готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ИКТ-компетентность - уверенное владении информационными технологиями для решения возникающих задач в учебной и профессиональной деятельности

ИКТ-компетенция-это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), позволяющих при помощи реальных объектов и информационно-коммуникационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. [1]

Выделяют следующие составляющие понятия ИКТ-компетентности учителя:

1)    преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ;

2)          информационное взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процесса в компьютерных сетях;

3)    экспертная оценка учебных программных продуктов;

4)    предотвращение негативных последствий использования средств ИКТ в образовательном процессе;

5)    автоматизация управления учебным процессом. [3]

ИКТ-компетентность бакалавра целесообразно рассматривают в трех аспектах, а именно:

1)    универсальная личностная компетентность;

2)    часть общей профессиональной педагогической компетентности;

3)       методическая компетентность – специальная профессиональная педагогическая компетентность учителя. [2]

Под ИКТ-компетентностью бакалавра подразумевается личное качество, проявляющееся в готовности и способности самостоятельно использовать  информационно-коммуникационные технологии в будущей профессиональной деятельности по следующим направлениям: построение образовательного процесса с применением ИКТ, осуществление автоматического контроля, организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента, разработка методических программных средств.

Процесс по формированию ИКТ-компетентности будет эффективным при следующих условиях:

1)        подготовленность преподавательского состава (проведение мастер-классов, разработка учебно- методических материалов и др.);

2)    формирование у бакалавров мотивации собственного профессионального становления и развития;

3)    расширение сферы применения в учебном процессе возможностей информационно-коммуникационной среды вуза (автоматизированных обучающих предметных сред; электронных библиотек, справочных систем).

Система формирования ИКТ-компетентности бакалавра имеет многопредметный, непрерывный характер в течение всего обучения в вузе. Поэтому, становится актуальным вопрос реализации преемственности ее развитии: изучение состояния данной компетентности у абитуриента; коррекция и развитие компетентности у бакалавра; стимулирование и ориентация выпускника на еѐ совершенствование.

Формирование ИКТ-компетентности бакалавров реализуется через интеграцию информационных дисциплин и предметов психолого-педагогической и методической подготовки. Технология проектного обучения имеет высокий внутренний потенциал для формирования ИКТ-компетентности.

Под технологией проектного обучения мы понимаем педагогическую технологию, интегрирующую в себе проблемные, эвристические и исследовательские методы обучения, базирующуюся на последовательном выполнении учебных проектов.

Формирование ИКТ-компетентности бакалавров на основе проектного обучения осуществляется в несколько этапов.

Первый этап - исследовательский, включает поиск проблемы, выбор и обоснование темы проекта, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, разработку алгоритма предстоящей деятельности.

Второй этап - процессуально-деятельностный, направлен на сбор и анализ информации, выполнение технологических операций, предусмотренных алгоритмом, использование  разнообразных методов и средств обучения, форм организации познавательной деятельности, определение форм и методов контроля и самоконтроля, оценки и самооценки результатов деятельности, коррекцию.

Третий этап - завершающий, включающий подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности, презентацию проекта, рефлексию. В процессе рефлексии бакалавры проводят анализ и самоанализ собственной деятельности, который позволяет оценить качество, выявить затруднения в работе над проектом и способы их преодоления.

Таким образом, технология проектного обучения позволяет комплексно решить задачи профессиональной подготовки бакалавров, формированию у них ИКТ-компетентности, навыков самоконтроля и самооценки, развитие элементов рефлексии и познавательной мотивации.

Таким образом, формирование ИКТ-компетентности бакалавров является одной из важнейших задач вузовской подготовки, в результате которой выпускник должен быть готов:

1.           использовать средства ИКТ в качестве инструментария формирования универсальных учебных действий у учащихся;

2.           самостоятельно осваивать новые программные продукты, повышая свой профессионализм в постоянно изменяющейся информационно-образовательной среде;

3.           использовать потенциал ИКТ для развития и воспитания школьников;

4.           подбирать или самостоятельно разрабатывать  информационно-методическое  обеспечение учебно- воспитательного процесса.

 

Список литературы

1.      Зайцева, С.А. Методические основы формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов [Текст] С.А.Зайцева // Высшее образование сегодня – 2011.–№4. – С42-44.

2.      Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) [Текст] / И. В. Роберт. – 2-е изд., доп. – М.: ИИО РАО, 2008.– 274 с.

3.      Хеннер Е.К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения [Текст] / Е.К. Хеннер, А.П. Шестаков // Информатика и образование. - 2004. - № 12. - C. 5-9.

4.      Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. [Текст] А.В. Хуторской – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с.