14 февраля 2016г.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Анализ направлений модернизации и реформирования образования обуславливает необходимость совершенствования профессиональной компетентности бакалавров.
В документах по модернизации российского образования представлено понятие «профессиональная компетентность», целесообразность введения которого обусловлена широтой его содержания, интерактивностью, объединяющей такие понятия, как профессионализм, квалификация, профессиональные способности и т.д.
Анализ литературы показывает, что в педагогической науке компетентность рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи;
комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;
единство теоретической и практической готовности к труду;
способность осуществлять сложные виды действий и т.д. . [4]
Профессиональную компетентность мы рассматриваем как синтез профессионально значимых качеств и компетенций, отражающих основные направления профессиональной деятельности.
В педагогической литературе по отношению к характеристикам профессионализма учителя в области
владения им информационными и коммуникационными технологиями употребляются понятия: компьютерная грамотность, информационная грамотность, ИКТ-компетентность.
Под компьютерной грамотностью в Большом Энциклопедическом словаре понимается владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества.
ИКТ-компетентность - это личное качество, проявляющееся в готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ИКТ-компетентность - уверенное владении информационными технологиями для решения возникающих задач в учебной и профессиональной деятельности
ИКТ-компетенция-это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), позволяющих при помощи реальных объектов и информационно-коммуникационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. [1]
Выделяют следующие составляющие понятия ИКТ-компетентности учителя:
1) преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ;
2) информационное взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процесса в компьютерных сетях;
3) экспертная оценка учебных программных продуктов;
4) предотвращение негативных последствий использования средств ИКТ в образовательном процессе;
5) автоматизация управления учебным процессом. [3]
ИКТ-компетентность бакалавра целесообразно рассматривают в трех аспектах, а именно:
1) универсальная личностная компетентность;
2) часть общей профессиональной педагогической компетентности;
3) методическая компетентность – специальная профессиональная педагогическая компетентность учителя. [2]
Под ИКТ-компетентностью бакалавра подразумевается личное качество, проявляющееся в готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в будущей профессиональной деятельности по следующим направлениям: построение образовательного процесса с применением ИКТ, осуществление автоматического контроля, организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента, разработка методических программных средств.
Процесс по формированию ИКТ-компетентности будет эффективным при следующих условиях:
1) подготовленность преподавательского состава (проведение мастер-классов, разработка учебно- методических материалов и др.);
2) формирование у бакалавров мотивации собственного профессионального становления и развития;
3) расширение сферы применения в учебном процессе возможностей информационно-коммуникационной среды вуза (автоматизированных обучающих предметных сред; электронных библиотек, справочных систем).
Система формирования ИКТ-компетентности бакалавра имеет многопредметный, непрерывный характер в течение всего обучения в вузе. Поэтому, становится актуальным вопрос реализации преемственности ее развитии: изучение состояния данной компетентности у абитуриента; коррекция и развитие компетентности у бакалавра; стимулирование и ориентация выпускника на еѐ совершенствование.
Формирование ИКТ-компетентности бакалавров реализуется через интеграцию информационных дисциплин и предметов психолого-педагогической и методической подготовки. Технология проектного обучения имеет высокий внутренний потенциал для формирования ИКТ-компетентности.
Под технологией проектного обучения мы понимаем педагогическую технологию, интегрирующую в себе проблемные, эвристические и исследовательские методы обучения, базирующуюся на последовательном выполнении учебных проектов.
Формирование ИКТ-компетентности бакалавров на основе проектного обучения осуществляется в несколько этапов.
Первый этап - исследовательский, включает поиск проблемы, выбор и обоснование темы проекта, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, разработку алгоритма предстоящей деятельности.
Второй этап - процессуально-деятельностный, направлен на сбор и анализ информации, выполнение технологических операций, предусмотренных алгоритмом, использование разнообразных методов и средств обучения, форм организации познавательной деятельности, определение форм и методов контроля и самоконтроля, оценки и самооценки результатов деятельности, коррекцию.
Третий этап - завершающий, включающий подведение итогов, оформление результатов проектной деятельности, презентацию проекта, рефлексию. В процессе рефлексии бакалавры проводят анализ и самоанализ собственной деятельности, который позволяет оценить качество, выявить затруднения в работе над проектом и способы их преодоления.
Таким образом, технология проектного обучения позволяет комплексно решить задачи профессиональной подготовки бакалавров, формированию у них ИКТ-компетентности, навыков самоконтроля и самооценки, развитие элементов рефлексии и познавательной мотивации.
Таким образом, формирование ИКТ-компетентности бакалавров является одной из важнейших задач вузовской подготовки, в результате которой выпускник должен быть готов:
1. использовать средства ИКТ в качестве инструментария формирования универсальных учебных действий у учащихся;
2. самостоятельно осваивать новые программные продукты, повышая свой профессионализм в постоянно изменяющейся информационно-образовательной среде;
3. использовать потенциал ИКТ для развития и воспитания школьников;
4. подбирать или самостоятельно разрабатывать информационно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса.
Список литературы
1. Зайцева, С.А. Методические основы формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов [Текст] С.А.Зайцева // Высшее образование сегодня – 2011.–№4. – С42-44.
2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) [Текст] / И. В. Роберт. – 2-е изд., доп. – М.: ИИО РАО, 2008.– 274 с.
3. Хеннер Е.К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения [Текст] / Е.К. Хеннер, А.П. Шестаков // Информатика и образование. - 2004. - № 12. - C. 5-9.
4. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. [Текст] А.В. Хуторской – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с.