Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
05 ноября 2017г.

Стремительный прогресс и постоянное обновление в области информационных технологий дает возможность использовать возможности сети интернет в качестве эффективного средства педагогического взаимодействия. При использовании глобальной интернет сети в педагогическом процессе происходит формирование информационно-образовательной среды, которая позволяет в полной мере учитывать тенденции развития современного общества.

Можно выделить различные ресурсы сети интернет, позволяющие организовывать дистанционное взаимодействие педагога с учащимися: информационно-образовательные ресурсы (например, портал Российское образование или Петербургское образование), электронный дневник, электронная почта. Но, на сегодняшний день одним их актуальных педагогических инструментов организации взаимодействия педагога с учащимися в сети интернет является социальная cеть.

В обычном понимании, социальная сеть — это сообщество людей, связанных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для общения между собой.

В интернете, социальная сеть — это программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или в группах. Применительно к интернету, это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети

Основными принципами социальной сети являются:

1.       Идентификация – возможность указать информацию о себе (школу, институт, дату  рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.);

2.       Присутствие на сайте – возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками;

3.       Отношения – возможность описать отношения между двумя пользователями (друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.);

4.       Общение – возможность общаться с другими участниками сети (отправлять личные сообщения, комментировать материалы);

5.       Группы – возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам;

6.       Репутация – возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети;

7.       Обмен – возможность поделиться с другими участниками значимыми для них материалами (фотографиями, документами, ссылками, презентациями и т. д.).

Социальные сети отличаются друг от друга своей общей направленностью, различными возможностями для пользователей, разными требованиями и интерфейсом.

Различают, четыре типа социальных сетей.

1.       Профессиональные социальные сети, которые создавались для соискателей и работодателей.

2.       Блог-сети.

3.       Сайты знакомств.

4.       Сайты для поиска людей.

Однако есть и общие черты, присущие многим социальным сетям и выделяющие их из других средств сетевого общения, таких, как блоги, форумы, чаты и гостевые книги.

Сегодня, наиболее популярными социальными сетями являются “Facebook”, “Twitter”, “YouTube”, “Google+”, “Linkeldn”, «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир». Понимание специфических черт социальных сетей важно для выявления возможностей их использования как образовательного инструмента. Исследуя эту тему, можно выявить отличительную особенность обучения посредством социальных сетей, которую можно назвать дистанционно-интерактивным обучением, которая выражается в возможности приобретения знаний за счет интерактивности, т. е. взаимодействия с другими участниками образовательного процесса «на расстоянии», т. е. на дистанции.

В последние годы в мировом педагогическом сообществе вопросы применения социальных сетей в образовании бурно обсуждаются. Многие методисты скептически относятся к возможности использования сетей как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени и развлечения. Однозначно, социальные сети не могут быть единственным средством сетевого обучения, но, и их образовательные возможности ими явно недооценены.

Интерес к социальным сетям связан с необходимостью для образовательных заведений установить прямую эффективную коммуникацию с участниками образовательного процесса и потребителями образовательных услуг. Сетевое сообщество будет служить дополнительным «неформальным мостиком» между преподавателем и учащимся. На мой взгляд, при серьезном и грамотном подходе к организации образовательной деятельности посредством социальных сетей первоначальный негатив критиков будет снят, а усилия — вознаграждены.

Выбор социальных сетей в качестве платформы для организации дистанционно-интерактивного обучения имеет ряд аргументов. Принципы построения многих социальных сетей, как идентификация, общение, присутствие на сайте, взаимоотношения, группы, репутация, обмен, поиск, интеграция с другими предложениями очень хорошо подходят для создания учебной группы, класса в онлайн пространстве, в социальной сети. Размещение образовательного ресурса на базе социальных сетей автоматически устанавливает прямую эффективную коммуникацию между преподавателем и студентом, между студентом и студентом.

Плюсы в использовании социальных сетей представляются также в следующем: их ресурсы абсолютно бесплатны; удобство сервисов рассылки и уведомления об информации, что делает их удобными в общении со студентами; создаются условия для учащегося, по каким-либо причинам не попавшего на занятие, наблюдать за учебной деятельностью и даже принимать в ней непосредственное участие в режиме онлайн.

Можно выделить следующие преимущества использования именно социальной сети в качестве площадки организации взаимодействия педагога и учащихся:

1.       Привычная среда для учащихся.

2.       В социальной сети человек выступает под своим именем-фамилией.

3.       Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

4.       Возможность совместной работы.

5.       Наличие форума, стены, чата.

6.       Каждый ученик – участник может создать свой блог, как электронную тетрадь.

7.       Активность участников прослеживается через ленту друзей.

8.       Удобно использовать для проведения проекта.

9.       Ведение портфолио как для ученика, так и для учителя.

Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и Wiki позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.

Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части Интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео и аудиоматериалов, интерактивных приложений.

Кроме того, социальные сети могут использоваться для поддержания отношений между участниками конференций, семинаров, летних школ, что позволит не только улучшить эмоциональный климат группы, но и повысить качество проводимых мероприятий путем обмена идеями и замечаниями. С помощью средств социальных сетей можно организовать клубную деятельность, объединив учащихся различных регионов. Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию учащихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. Не стоит забывать и о таком важном моменте образовательного процесса, как связь учителя и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Использование сетевого пространства позволит не потерять связь учителя с родителями. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.

Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, невысокий уровень мотивации и ИКТ- компетенций преподавателя, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий. Кроме того, преподаватель должен интуитивно чувствовать обучаемую аудиторию и целесообразно подбирать под нее учебную площадку и инструменты.

Для решения названных проблем нужно создавать условия для повышения ИКТ-квалификации преподавателей, осуществлять материальное и моральное поощрение педагогов, активно использующих новые технологии, разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности виртуальных сетей.

 

Список литературы

 

1.       Букаева А.А., Магзумова А.Т. Использование социальных сетей в образовательном процессе// Инновации в науке: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 2(39). – Новосибирск: СибАК, 2015.

2.       Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 405-407.