Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Авторы:
Город:
Армавир
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
В начале XXI века во всем мире осуществляется модернизация образования. Она обусловлена социально-экономическими, экологическими, политическими, технологическими изменениями, которые происходят в мире. Важной составляющей модернизации образования является взаимодействие двух сущностных процессов - глобализации образования, обусловленной единством современного мира, планетарным объединением всех сфер человеческой деятельности и регионализации образования, раскрывающей уникальность, своеобразие регионов, конкретную модель исторически обусловленной взаимосвязи человека, общества, природы, национально-культурных традиций народов, населяющих ту или иную территорию, обеспечивающей на ней связь поколений, гуманизацию, демократизацию образования.
Модернизация российского образования предъявляет новые требования к совершенствованию профессиональной подготовки современного учителя, обусловленной все более растущими требованиями к его общей культуре, профессиональной компетентности, возрастанием роли страноведческого, культурологического подходов в обучении, ориентацией школьного образования на личность школьника, его «жизненный мир» в реальном социокультурном окружении (И.И. Баринова, Н.Ф. Винокурова, И.В. Душина, Г.С. Камерилова, Т.С. Комиссарова, В.П. Максаковский, В.В. Николина, М.В. Рыжаков, B.Д. Сухорукое, Д.П. Финаров и др.). Анализ различных научно-педагогических источников показал, что проблема использования краеведческого материала изучалась многопланово: вопросы дидактической сущности краеведческого материала, использования краеведения для формирования у школьников познавательных интересов к родному краю и др. рассматривались В.И. Смирновым, Н.И. Ромас, П.В. Рубановым, Я.С. Вылгиной и др.; об использовании краеведческого материала как важного средства воспитания писали П.В. Иванов, А.Е. Ставровский, Д.В. Кацюба, М.Д. Янко; о школьном краеведении как средстве формирования патриотизма у школьников говорили М.М. Краков, Р.О. Рагимов, И.Т. Прусс, С.Т. Родовский и др.; краеведение как средство связи школы с жизнью исследовалось С.Д. Бабишиным, И.И. Бескоровайным, Н.С. Вылгиной; раскрытию вопросов нравственного воспитания учащихся средствами школьного краеведения посвящены труды В.И. Смирнова, М.Р. Ахметизянова, И.Р. Тимошина; различные формы краеведческой деятельности школьников изучали Р.С. Иткина, В.А. Котова, В.А. Малаховский, Н.И. Изосимов, Н.И. Ромас и др.. Возросший интерес к краеведческому материалу отражается в ряде диссертационных исследований, раскрывающих разные аспекты нового направления - эколого-краеведческого образования (М.Л. Алферова, О.Ю. Бабайцева, Н.В. Гусакова, Г.Н. Ищук, П.В. Станкевич, О.Н. Шитикова и др.). Анализ различных научно-педагогических источников показал, что проблема использования краеведческого материала и формирования краеведческой компетенции изучалась многопланово: вопросы дидактической сущности краеведческого материала, использования краеведения для формирования у школьников познавательных интересов к родному краю и др. рассматривались В.И. Смирновым, Н.И. Ромас, П.В. Рубановым, Я.С. Вылгиной и др.; об использовании краеведческого материала как важного средства воспитания писали П.В. Иванов, А.Е. Ставровский, Д.В. Кацюба, М.Д. Янко; о школьном краеведении как средстве формирования патриотизма у школьников говорили М.М. Краков, Р.О. Рагимов, И.Т. Прусс, С.Т. Родовский и др.; краеведение как средство связи школы с жизнью исследовалось С.Д. Бабишиным, И.И. Бескоровайным, Н.С. Вылгиной; раскрытию вопросов нравственного воспитания учащихся средствами школьного краеведения посвящены труды В.И. Смирнова, М.Р. Ахметизянова, И.Р. Тимошина; различные формы краеведческой деятельности школьников изучали Р.С. Иткина, В.А. Котова, В.А. Малаховский, Н.И. Изосимов, Н.И. Ромас и др.; изучению возможностей краеведческого материала для обогащения учащихся знаниями об окружающей действительности, формирования умения анализировать и систематизировать учебный материал, приобщения к исследовательским навыкам посвящены работы П.В. Иванова, И.Д. Янко, Э.Г. Беккера. Анализ работ Н.П.Анциферова, Е.А.Звягинцева, П.В.Иванова, И.В. Кондакова, Н.К.Крупской, Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, А.А. Остапца-Свешникова, Б.Е.Райкова, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, С.О.Шмидта и других авторов позволили Л.Ю. Александровой выявить потенциалы краеведческой деятельности, которые, по ее мнению, могут быть разделены: на образовательно-познавательный, который находит свое выражение в возможностях широкого, активного, эмоционального познания окружающей действительности, в многопрофильности изучения содержательной стороны конкретной территории, в конкретизации знаний и закреплении их в практической деятельности, что способствует развитию эволюционного и экологического мышления и профориентации школьников; на ценностно-ориентационный, который позволяет сформировать адекватную самооценку и ценностные ориентиры учащихся в ходе выполнения ими общественно-полезных и поисково-исследовательских заданий, раскрытия социально-экономических основ различных видов трудовых занятий населения, истории рода, трудовых и научных достижений предшественников, познания красоты родной природы, искусства и человеческих отношений; на мотивационный, который влияет на отношения к нравственным представлениям, понятиям, нормам и правилам через многочисленные традиции, сплочение и развитие краеведческих коллективов и служит основой для их закрепления в поступках и поведении. Вышеуказанные исследования способствовали накоплению и систематизации научной информации относительно сущности и содержания краеведческих знаний, умений и навыков, основ функционального подхода к изучению процесса их формирования. Однако, несмотря на интерес ученых к данной проблеме и значительность полученных результатов, остается малоизученной проблема использования возможностей краеведческого материала для обогащения учащихся знаниями об окружающей действительности, формирования умения анализировать и систематизировать учебный материал, развития исследовательских умений и навыков учащихся.
Вместе с тем, как показывает анализ научно-методической литературы, большинство школьных учителей затрудняются в методике реализации исследовательского подхода в краеведческом образовании в связи с обогащением содержания образования страноведческим, культурологическим, личностно-деятельностным подходами, привнесением в научное гуманитарное знание новых ценностных смыслов, совершенствованием его структуры. Продолжает существовать проблема овладения теоретической базой, специальной терминологией, методикой проведения исторического (краеведческого) исследования, а также общеисторическими, краеведческими и специальными генеалогическими и биографическими знаниями. К сожалению, традиционным недостатком исследований юных краеведов остается поверхностное знакомство участников со структурой полноценного исследования. Тексты перегружены повторами, излишнее внимание уделяется второстепенным деталям, нечетко сформулированы выводы. Исторический контекст не всегда выверен. В работах встречаются фактологические, терминологические, содержательные и концептуальные ошибки. Настораживают наметившиеся историко-национальная и религиозная тенденциозность, субъективизм и безапелляционность в работах, затрагивающих проблемы веры и национальных культур. Краеведение иногда понимается авторами и их руководителями узко - как региональный аспект предметного исследования по геоботанике, географии, истории, геологии, гидрологии и в др. научных областях. В этой связи в подготовке будущих учителей важную роль выполняет краеведческий подход, который базируется на привнесении в содержание их профессиональной подготовки конкретности, образности, личностного социального опыта, позволяет будущему учителю становиться сопричастным к истории, культуре, географии той территории, где он проживает, побуждает его познавать, совершать конкретные практические дела, осваивать и принимать традиции, занимать активную гражданскую позицию.