Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ СЦЕНОГРАФИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Художественное образование, во всем своем многообразии, влияя на морально – духовное, эстетическое, интеллектуальное развитие личности, необходимо каждому человеку для его успешной и полноценной жизни в современном обществе [1]. Театр, как одна из значительных областей человеческой культуры не остаѐтся в стороне от культурной жизни современной школы. Преподавание литературы и истории, так или иначе, заставляет учителей обращаться к театральному искусству, во многих школах работают кружки театральной направленности – драматические, танцевальные, цирковые. Все подобные мероприятия предполагают художественное оформление. В этом плане деятельность школьного учителя ИЗО и черчения достаточно тесно связана с жизнью школы. Любое мероприятие, требующее внешнего художественного оформления, непременно предполагает участие учителя изобразительного искусства, или как непосредственного автора и исполнителя этой внешней составляющей, или как организатора и руководителя коллектива учеников. Не остаѐтся в стороне и театрально-декорационное искусство, и, соответственно, в подготовке школьного учителя изобразительного искусства этот жанр никак нельзя упускать из виду. Исходя из этих соображений, можно считать целесообразным преподавание на художественно-графических факультетах педагогических ВУЗов театрального проектирования или сценографии, как его обычно называют, - либо как самостоятельную дисциплину, либо как часть общего курса проектирования (или художественного оформления в школе). То есть, на занятиях будет актуально поставить перед студентами задачу организации сценического пространства при постановке спектакля (или другого представления) на сцене школьного актового зала. Такая задача в реальной жизни, несомненно, встанет перед будущими учителями изобразительного искусства, и они должны быть готовы к еѐ решению. В дальнейшем, работая в школе, выпускники, знакомые со сценографией, смогут теснее сотрудничать с преподавателями различных дисциплин, ― литературы, истории и других, активнее участвовать в жизни коллектива школы.

Разумеется, дать представление о театрально-декорационном искусстве в полной мере за один семестр или, в крайнем случае, два, невозможно. Художников театра готовят в специализированных театральных вузах несколько лет и преподают им различные специфические дисциплины, не предусмотренные программами педагогического учебного заведения, но минимум необходимых знаний и умений всѐ-таки можно дать студентам и за то короткое время, что отводится по уже упоминаемым программам.

Художник в театре является таким же автором спектакля как режиссѐр или композитор и очень часто бывает, что именно работа художника делает спектакль заметным событием, помогая режиссѐру и актѐрам. Художник-постановщик создает художественный образ спектакля, оперируя понятиями «пьеса», «сценическая площадка», «действие». Как любой художник, сценограф должен владеть искусством рисунка, живописи и композиции. В то же время ему необходимы навыки дизайнера, архитектора и конструктора, а также пространственное мышление, чувство пропорций, знание основ перспективы и законов сцены. Художник театра должен уметь чертить и работать с технической документацией, разбираться в сценическом оборудовании, театральных материалах и фактурах, знать технологию изготовления декораций. В то же время, как полноценный соавтор спектакля, сценограф должен понимать основные законы режиссуры и актерского мастерства, хорошо знать классическую и современную драматургию, обладать глубокими познаниями в области изобразительного искусства, стилей архитектуры, быта и материальной культуры.

Всѐ выше названное объединяется в понятии театральной композиции. Произнося слова: «театральная композиция», мы  имеем ввиду всѐ, что относится к созданию спектакля.  Сюда входит, в первую очередь, знакомство с литературно-драматургической основой. Следующий этап определение целей и задач постановки, и, как следствие поиск наиболее выразительного воплощения замысла средствами изобразительного искусства. На этих этапах нужно познакомить студентов  с некоторыми принципами режиссѐрского прочтения пьесы, т.е. сначала они должны решать задачи, смысловые, мизансценические. Далее необходимо ознакомить студентов с основами театральной техники и технологии, так как без элементарного понимания особенностей техники сцены, технологии изготовления декораций, бутафории и костюмов, им будет трудно добиться целостности художественного решения. Необходимо научить их работать с планами и разрезами сцены, чтобы лучше представить себе специфику зрительского восприятия создаваемых декораций с различных мест зрительного зала.

Объѐм проектного задания может включать в себя эскизы декораций, макет, эскизы костюмов, афишу и программку спектакля. Он может варьироваться в зависимости от выбранной темы. Работа над проектом начинается с изучения  драматургического материала, то есть пьесы или литературного произведения, позволяющего сделать инсценировку. Выясняется основная идея произведения и способы еѐ осуществления на площадке, возможности которой весьма ограничены. Изучая специальную литературу, используя личный опыт, впечатления о виденном когда-то, постепенно находится решение и способы его воплощения на сцене. Одной из специфических задач театрального проектирования является поиск образно-пластического решения спектакля, где, в зависимости от замысла и режиссѐрской концепции, не опускаясь до фальши в виде грубо намалѐваных задников и откровенно бутафорских предметов, нужно стараться вызвать у зрителя необходимые ассоциации с помощью применяемых в театре художественных приѐмов, или, говоря словами народного художника Украины Даниила Лидера, «бытописательской декорации» следует противопоставить свою «действенную» сценографию, «структуру пространства». В качестве примера можно привести студентам работы таких классиков театрально- декорационного искусства, как А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, В.А. Симов, М.В. Добужинский, Ф.Ф. Федоровский, В.Ф. Рындин. Нельзя пройти мимо мастеров современной сцены, С.М. Бархина, Д.Л. Боровского, С.Б. Вирсаладзе, М.Ф. Китаева, Э.С. Кочергина, В.Я. Левенталя, и многих других. Кстати, весьма положительно сказывается на понимании студентами специфики театрального дизайна написание реферата или отзыва о творчестве какого-либо театрального художника.

Более полному освоению материала очень помогает координация и согласованность с другими учебными дисциплинами, в частности, макетированием, декоративным искусством и конечно же, композицией, рисунком и живописью. Так, например, было бы эффективно связать существующие задания по книжной иллюстрации с последующей работой над театральной постановкой. Такая связь может помочь в работе над общим художественным замыслом спектакля ― эскизами декораций и костюмов, афишей, программкой,

Чтобы наиболее полно представить свой замысел, помимо эскизов декораций, студент должен выполнить выставочный макет в выбранном масштабе. Театральный  макет  помогает решать многие задачи, как изготовителям декораций, так и режиссѐру спектакля, В процессе этой работы студенты должны уяснить, чем отличаются черновая прирезка и выставочный макет, и для чего они необходимы.


Нужно отвести определѐнное время на объяснение технологии изготовления театрального макета, принципов работы с фактурами в макете и с их масштабностью. Также надо объяснить, когда можно обойтись только эскизами или макетом, а когда необходимо и то, и другое. Здесь следует обратить внимание на специфику подачи эскизов декораций и костюмов в плане цветосветового решения спектакля. Стоит присмотреться к опыту гл. художника театра «Ленком» А. Кондратьева в постановке драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт» где он создаѐт своего рода партитуру спектакля покартинно в развитии действия. (О самом спектакле можно отзываться по-разному, но мне близка точка зрения профессора С. Петербургской академии театрального искусства, А. Юрьева где он говорит: «…И вот «Пер Гюнт», в «монтажной» структуре которого Марк Захаров разглядел основу не для философско-художественных обобщений, а для всегда импонировавшего ему жанра – эффектного «номерного» мюзикла, предсказуемо обернулся ухудшенным вариантом «Юноны и Авось» …» [2]

Особое внимание стоит уделить объяснению роли постановочного света в театре и его возможностям, современным компьютерным технологиям, и способами их применения в театре.

Для лучшего понимания процесса производства спектакля студентов обязательно нужно ознакомить с закулисной частью театра, с театральной машинерией, техникой сцены, осветительным оборудованием. А также провести их по мастерским театра – поделочным, бутафорским, живописным цехами, макетной мастерской, осветительным цехом. (Для этого было бы целесообразно иметь официальное соглашение с театрами об организации экскурсий). Обязательным для понимания задач, стоящих  перед студентами, и  для их общего развития является посещение выставок театральных художников, изучение специальной литературы, посвящѐнной данной теме.

Задача ознакомления студентов именно художественно-графического факультета с театральным искусством важна ещѐ и потому, что, помимо навыков работы над эскизами и макетом, умения работать с фактурами, помимо знаний театральной техники и технологии, студенты, так  или иначе вынуждены более пристально обратить свое внимание на изучение литературно-драматургического материала. И, кроме собственно задач технологических, поиска ответа на вопрос «как сделать?», то есть создания чисто внешней формы спектакля, должны решать ещѐ задачи нравственные, идеологические. Для этого необходимо внимательно изучать произведение, выбранное для постановки и находить в нѐм подсказки и пути для правильного донесения до зрителя своей главной идеи. Уже сам выбор литературно-драматургической основы не может быть случаен и напрямую зависит от общего уровня развития студента, от его мироощущения, от его жизненного кредо, моральных и нравственных представлений. Задача преподавателя, в данном случае, состоит в том, чтобы подтолкнуть творческие поиски студентов в правильном направлении.

 

Список литературы

1.      Корешков В.В., Новикова Л.В. Художественная педагогика на современном этапе сборник Академическая наука - проблемы и достижения н.-и. ц. «Академический». North Charleston, SC, USA, 2014. С. 109-111.

2.      Юрьев А.А. Ибсен на петербургской сцене за последние десять лет Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2013. № 2 (12). С. 66-83.