Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Анализ научной литературы показывает, что правовое воспитание подрастающих поколений является актуальной проблемой для каждого общества. Исторический опыт человечества говорит о том, что всегда во всех культурах, в каждом социуме всегда существовали определенные системы правил, предписаний и запретов, регулирующих отношения между членами общества, которые нередко являлись одновременно нормами и морали и религии. Анализ современных научных подходов в педагогике, психологии, юриспруденции к проблеме правового воспитания позволяет заключить, что данный вид воспитания является неотъемлемым элементом социализации подрастающих поколений, развития правовой культуры, формирования правосознания и законопослушного поведения [1].

К сожалению, сегодня приходится констатировать, что одним из негативных явлений, сопровождающими экономические и политические преобразования в Российской Федерации, стал рост различных вариантов девиаций поведения среди несовершеннолетних (употребление новых видов наркотических средств, зацепинг, ксенофобия, буллинг, интернет-, и игровая зависимость и т.п.). Недостаточное развитие духовности у части молодежи, правовой нигилизм, недостаточная эффективность деятельности правоохранительных органов, печальный пример деградации правовых и социальных установок у молодежи в отдельных соседних странах, требуют переосмысления в России всего процесса воспитания подрастающих поколений и правового воспитания в частности.

В современных условиях значительно повышаются требования к морально-психологической и правовоспитательной подготовленности всех категорий граждан России. Российскому обществу нужны образованные, нравственные, люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Правовое воспитание рассматривалось в различных аспектах многими учеными на протяжении всех этапов развития педагогической науки. Так, психолого-педагогические основы развития личности рассматриваются в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.

Изучению причин возникновения противоправного поведения посвящены работы С.А. Беличевой, Л.С. Выготского, А.Г. Глоточкина, В.Я. Гиндинкина, Л.М. Зюбина, О.В. Кербикова, Э.Г. Костяшкина, А.И. Кочетова, А.И. Миллер, Г.В. Морозова, Л.С. Славиной, Н.И. Фелинцкой, Д.И. Фельдштейна, Л.Б. Филонова, В. Вичева и др.

Непосредственно проблемам деятельности школы по профилактике трудновоспитуемых и девиантного поведения подростков посвящены труды таких ученых, как: И.Г. Зайнышев, Н.А. Закатова, Ю.А. Клейберг, Н.А. Катаева, И.А. Невский, А.Ф. Никитин, Р.В. Овчарова, Ю.В. Гербеев, Г.И. За-брянский, Н.Г. Кобец, Н.Д. Кузнецова, Г.П. Медведев, И.Б. Михайловская, М.С. Неймарк, В.Ф. Пирожков, В.Г. Степанов, Б.П. Буунк, Р. Мертон и др. Изучением трудновоспитуемых и условий его преодоления занимались М.А. Алемаскин, В.Г. Боженов, С.А. Беличева, А.С. Белкин, П.П. Блонский, Н.Н. Верницкая, А.И. Кочетов, А.Н. Личко, А.С. Макаренко, Л.С. Славина, В.Г. Степанов, В.А. Сухомлинский, Т.А. Шилова и др.

Активное внимание науки к проблеме правовоспитательной деятельности как к одному из способов профилактики девиантных форм поведения в современной образовательной организации обусловлено тем, что проведенные исследования в сфере правового воспитания выявили многочисленные серьезные противоречия [2]:

-    возросшей в современных условиях значимостью правового воспитания и низким уровнем правовой воспитанности старшеклассников (существовании перекоса в правовом сознании учащихся: знание ими своих прав, готовность их отстаивать превалирует над знанием своих гражданских обязанностей и готовности их выполнять);

-    необходимостью решения задачи профилактики девиантных форм поведения школьников в условиях образовательной организации и недостаточностью эффективности этой работы в системе общего образования;

-    имеющимся потенциалом психолого-педагогической системы работы со школьниками и недостаточной

научно-теоретической и практической разработанностью технологий профилактики девиантного поведения;

-        традиционными методами и приемами осуществления комплекса профилактических мер в образовательно-воспитательном процессе образовательной организации и необходимостью создания и внедрения новых педагогических технологий по предупреждению девиаций поведения у школьников;

-      необходимостью наличия современного методического и материально-технического обеспечения преподавания правоведческих дисциплин в образовательной организации и имеющими место быть устаревшими учебными планами, методическими пособиями, материально-технической базой, которые снижают воспитательную активность среди педагогов;

-    стереотипным отношением социальных институтов к правовому образованию обучающихся и острой стратегической необходимостью в разработке сквозных комплексных учебных планов и программ по правовому воспитанию в системе непрерывного образования;

-      возросшей потребностью в высоком уровне готовности педагогов к осуществлению правового воспитания и отсутствием в педагогических вузах целенаправленной системы подготовки будущих педагогов к правовому воспитанию;

-    взаимными отрицательными оценками роли педагогов и родителей в процессе правового воспитания (родители указывают на необходимость улучшения подготовки учителей, повышения их квалификации, повышения методического мастерства и т.д., а учителя говорят о необходимости повышения ответственности и активности участия родителей в правовом воспитании детей).

Анализ психолого-педагогической литературы и практики показывает, что наиболее важным и сложным для формирования качеств правоспитанного гражданина является период, который соответствует возрастной категории 15-17 лет - учащиеся старших классов, потому что именно в этом возрасте интенсивно формируется самосознание личности. При этом доминирующим является осознание своей социальной принадлежности и интерес к сути правовых отношений между людьми. Активизация гражданской позиции этой категории учащихся способствует проявлению инициативы, самостоятельности, что в свою очередь, создает возможность для вовлечения школьников в разнообразную правовую деятельность. Однако, именно в этом возрасте проявляется недостаточный опыт осмысления и реализации совокупности нравственных и правовых отношений к окружающим, ответственности за свои поступки, нередкое использование гипертрофированных потребностей и негативных средств для самоутверждения и самовыражения.

Перед современной российской школой стоят задачи, связанные с созданием условий для воспитания социальной личности, ориентированной на ценности правовой культуры. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений современного воспитательного процесса является правовое воспитание.

В действующем законе «Об образовании в Российской Федерации» термин «воспитание» трактуется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [3]. В данном определении делается акцент на усвоение школьниками культурных и моральных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства - тем самым речь идет о таком важном виде воспитания как правовое воспитание, базирующемся на ведущих принципах государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования: гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры [3].

Правовое воспитание старшеклассников представляет собой систему мер воздействия на сознание, чувства и волю с целью передачи и усвоения знаний о законах, формирования убеждений в их справедливости и необходимости неукоснительного выполнения, выработки привычки поведения в духе законов.

Правовая воспитанность личности как результат правового воспитания выражается не только в наличии определенного объема правовых знаний и правовых убеждений, но и в умении и навыках применять эти знания на практике. В связи с этим правовая воспитанность личности понимается нами как комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие и сознательный выбор правомерных норм поведения. Структура правовой воспитанности старшеклассников включает в себя когнитивный (правовые знания), мотивационно- оценочный (отношение к праву) и деятельностный (поведенческая позиция) компоненты.

Правовое воспитание в том виде,  который оно имеет сейчас, достаточно  молодое направление педагогической работы. Существуют острые проблемы идеологического и организационного характера, кадрового и методического обеспечения учебно-воспитательной работы в этой сфере.

Существующий диссонанс между декларируемыми правами и обязанностями гражданина со стороны государственных органов и восприятием общественным сознанием реального состояния дел в сфере соблюдения законности в нашей стране ставят в чрезвычайно затруднительное положение педагогов, которым для эффективной работы необходима опора на устоявшиеся политические и правовые стереотипы общественного сознания.

Современные проблемы профилактики негативных проявлений среди обучающихся в образовательных организациях отличаются крайним разнообразием, что определяет и разнонаправленность задач правового воспитания. Правовое воспитание для профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, возникновения в подростковой среде ксенофобии, немотивированной агрессивности, травли сверстников, проявления интернет-, и игровой зависимости  играет ключевую роль, так как формирует один из ключевых компонентов правовой воспитанности – осознанное неприятие этих негативных явлений, знание правовых норм ответственности за их последствия.

Начальным этапом создания системы правового воспитания школьников, направленной на профилактику негативных  явлений  является  проектирование  ожидаемых  результатов  правового  воспитания.  Такими результатами в результате воздействия системы правового воспитания в образовательной организации является то, что ее выпускник в ракурсе профилактики негативных явлений должен:

· усвоить систему знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности;

· знать основное содержание Конституции России,

· знать основополагающие документы международного права по правам человека и правам ребенка;

· владеть знаниями о видах юридической ответственности граждан, условиях и порядке привлечения граждан к юридической ответственности, о способах защиты гражданами своих прав от незаконных действий правоохранительных органов;

· иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности, знать о правилах, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

· усвоить совокупность правил поведения в семье, доме, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

· уметь применять правовые знания: проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступкам людей и собственным действиям;

· уметь осуществлять свои права на практике - руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни;

· иметь четкую установку на правомерное поведение, негативно относиться к нарушению правопорядка.

Анализ научных источников, результаты проведенных исследований и мониторингов свидетельствуют о том, что процесс правового воспитания старшеклассников как фактор профилактики девиантного поведения в образовательной организации будет более эффективным если:

-      учитываются индивидуально-личностные, психологические (половозрастные, этнопсихологические, социально - психологические) особенности обучающихся;

-      в образовательной организации будут созданы оптимальные условия для самоактуализации и эмоционально-волевого проявления учащихся, формирования ценностно-смысловой сферы развивающейся личности;

-     будет разработана методическая система профилактики правонарушений и всех форм девиантного поведения школьников, основанная на реализации обучающих и воспитательных задач;

-   будет создана психокомфортная среда взаимодействия педагогов и учащихся;

-   в учебные планы образовательных организаций будет введен междисциплинарный курс «Правоведение»;

-   будет оказываться помощь родителям в воспитании детей с отклонениями в поведении;

-   будет организована правовое воспитание по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и т.д.;

-       будет  существенно  сокращен  объем  отчетности  педагогов,  что  позволит  им  заняться  своей непосредственной работой – обучать и воспитывать детей;

-   будет усилено эффективное и системное взаимодействие с правоохранительными структурами в рамках правового воспитания обучающихся;

-   будет разработана типовая программа внеклассной работы по правовому воспитанию на учебный год с возможностью привлечения общественных организаций, представителей правоохранительных органов, использования новых информационных технологий;

-       будет осуществляться подготовка специалистов, занимающихся профилактикой девиантного и аддиктивного поведения на основе инновационных программ.

Проведенные исследования, анализ научной литературы и педагогической практики позволяют заключить, что правовое воспитание в образовательной организации должно быть направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, высокого правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками школ основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). А при существовании в современном российском обществе негативной тенденции роста различных вариантов девиаций поведения среди несовершеннолетних значимость правового образования как ключевого фактора профилактики негативных проявлений среди детей и подростков существенно возрастает.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в условиях коммерциализации всей сферы образования и системы школьного образования в том числе – перехода к оценке эффективности деятельности по принципу: «какая образовательная организация больше заработала – та лучше», трудно представить, чтобы дети посещали кружки, клубы и т.п. с правовой направленностью, а родители добровольно за это платили деньги. Сама идея получения прибыли учебными заведениями за свои «дополнительные образовательные услуги» представляется ущербной и глубоко противоречащей стратегическим интересам существования и развития российского общества и государства в целом.

Необходимость усиления эффективности правового воспитания школьников в целях профилактики негативных проявлений среди школьников – это настоятельная необходимость современной ситуации в образовательной среде. Осознание этого происходит у администрации образовательных организаций, педагогов, родителей, да и самих учеников. Существует настоятельная потребность формирования единой в отечественной концепции правового воспитания, предполагающей создание всеохватывающей системы правового воспитания в образовательных организациях на всех уровнях - от ДОО до высших учебных заведений.

 

Список литературы

1.      Петрошенко А.И. Анализ современных научных подходов к правовому воспитанию школьников // Право и образование. 2013. № 11.

2.      Кирсанов А.И., Петрошенко А.И. Правовое воспитание старших школьников: состояние и проблемы совершенствования // Право и образование. 2014. № 5.

3.      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».