Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГО-ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
14 февраля 2016г.

Кардинальные изменения, происходящие в российском обществе, в частности в системе образования, определяют новые требования к воспитанию подрастающего поколения, а именно формированию нравственных качеств личности школьников.

Необходимость продиктована Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечает, что ценности личности формируются на основе внешнего воздействия, в том числе воздействия коллектива во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики и других.

Нравственный кризис в современном обществе, нарушение связи и духовно-нравственной преемственности поколений, снижение воспитательной роли семьи актуализируют проблему целенаправленного и последовательного формирования нравственных качеств личности школьника, основы которой закладываются в детском возрасте, являющемся важным этапом становления морального облика ребенка, формирования нравственного сознания, развития его нравственных качеств, приобретения субъектного опыта деятельности и поведения. Поэтому важно с детских лет заложить основы нравственности, сформировать моральные представления, чувства, привычки, отношения, которые в дальнейшем помогут стать ребенку субъектом современного сообщества. По своей актуальности проблема воспитания нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем.

Приоритет воспитания нравственных качеств определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества. Нравственные качества развиваются в условиях общественно-исторических изменений цивилизации. Данная проблема сложна и многоаспектна.

Нравственное воспитание, благодаря широте своего влияния на личность, является, по сути, основой всей многогранной системы воспитания подрастающего поколения. Нравственное развитие индивида является результатом воздействия не только воспитателей, но и самых разнообразных обстоятельств жизни, т.е. воспитания в широком смысле слова. Причем все эти воздействия опосредуются собственной деятельностью воспитанника. Характеристика этой деятельности в каждом случае определяется не только ее обстоятельствами, но и личностными силами воспитанника. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферу, т.к. проявление нравственности связано с отношением к обществу, окружающим людям, к труду, к вещам и к самому себе. Таким образом, несмотря на то, что многие виды деятельности на первый взгляд не имеют прямого отношения к нравственному воспитанию, именно включение в учебную, трудовую, внеучебную, творческую, игровую и  другие виды деятельности - необходимое условие нравственного воспитания. Поэтому нравственное воспитание представляет собой ту координатную ось, на которой, так или иначе, располагаются все виды воспитания. Диалектически специфика нравственного воспитания выступает как грань целостного воспитательного процесса, и в то же время оно является ведущей стороной этого процесса, определяющей его направленность.

Нравственное воспитание, существуя в лоне педагогических систем, являясь не только гранью, одним из моментов функционирования, но и логическим центром и основанием целостности формирования личности, имеет интегративный характер, пронизывает все функциональные системы (трудовое, экологическое, патриотическое эстетическое и т.д. воспитание). В силу этого оно занимает ведущее место в структуре целостного воспитательного процесса, так как его результаты являются необходимым условием, предпосылкой успешного осуществления всех других сторон воспитания и в то же время совокупным результатом каждой из них.

Нравственность нами понимается как синтез компонентов нравственного сознания, нравственной деятельности, нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной    практики,  внутри нравственного сознания вычленяются элементы (нравственный идеал, нравственные принципы, нормы, убеждения, потребности, чувства, эмоции, оценки, понятия добра и зла, совести и чести и т.д.).

Процесс формирования нравственных качеств личности рассматривается нами в аспекте двух сторон деятельности школьников: первая – познавательная, реализуемая в урочной и внеурочной формах, заключающаяся в формировании у школьников понятий, знаний, умений и представлений о нравственных качествах личности школьника; вторая – деятельностно-практическая сторона. Ее задачей является формирование нравственного опыта организации практической эколого-природоохранной деятельности в урочной и внеурочной форме.

Поэтому по-нашему мнению большое значение приобретает эколого-природоохранная деятельность, как составная часть нравственного воспитания человека. Нравственная нацеленность рассматривает природу не только, как материальную среду человеческого существования, но и как духовную, входящую, в объекты научного познания, а так, же как материю, предмет и орудие его жизнедеятельности. Без развитой способности нравственного восприятия невозможно целостное представление и сущностное познание природного объекта. Без этого невозможно его правильная оценка, трудовых и творческих задач, стоящих перед человеком.

Эколого-природоохранная деятельность - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой и нравственные качества школьника.

Если формирование экологического сознания идѐт в процессе обучения, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.

Получая определѐнную систему знаний на внеклассных занятиях, учащиеся так же могут усвоить нормы и правила нравственно-экологического поведения в природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться  следующие условия  экологического воспитания: необходимо активно вовлекать учащихся в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов (внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера; уход за цветниками; сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений; охрана и подкормка птиц; шефство над памятниками природы в ходе ознакомления с родным краем и тому подобное).

Отметим, что важным условием эффективности процесса формирования нравственных качеств личности школьников в эколого-природоохранной деятельности является вооружение школьников знаниями, понятиями и представлениями об эколого-природоохранной деятельности и нравственных качествах личности школьников.

Нам представляется важным подчеркнуть, что в основе формирования понятий и представлений о нравственных качествах личности школьников в процессе эколого-природоохранной деятельности лежит система понятий, знаний, умений, убеждений, мотивации и эмпатии школьников и опыта практической эколого- природоохранной деятельности. Вне этой основы невозможно говорить о формировании исследуемых качеств, что в свою очередь и составляет базу нравственных качеств личности школьников.

Таким образом, в связи с усложняющимися задачами воспитания подрастающего поколения, процесс формирования нравственных качеств личности школьника в эколого-природоохранной деятельности сегодня привлекает особое внимание исследователей. Формирование нравственных качеств личности школьника в эколого-природоохранной деятельности происходит в урочной и внеурочной деятельности под руководством педагога, при этом школьники усваивают естественнонаучные и экологические понятия, знания и умения, нормы поведения в природе и бережное отношение к природной действительности, интеграция учебной, игровой, трудовой, общественной эколого-природоохранной деятельности школьников на основе системного и деятельностного подходов; а также необходимо усиление исследовательской направленности и рефлексивного характера эколого-природоохранной деятельности учащихся.